Конспект непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука [р] с малой подгруппой для детей подготовительной группы с ФФНР

Разделы: Логопедия


Педагогическая цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словосочетаниях и предложениях, расширение словарного запаса, закрепление обобщающих слов; развитие зрительной, кратковременной и долговременной памяти, логического мышления; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Индивидуальная работа:  автоматизация звука [р] у Саши П., Матвея И., Дениса К., Вити Ф., Миши Б., Максима С.;  по развитию лексико-грамматических категорий: согласование прилагательного с существительным – Денис К., Матвей С.; по развитию навыка самоконтроля за произношением – Денис К.

Целевые ориентиры образования: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает живое, заинтересованное участие в педагогическом процессе, помогает своим товарищам в случае затруднения.

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Средства реализации: игры для работы взяты из пособия Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 32 с., вкл.: ил.

- игра «Логическое лото»;

- игра «Не ошибись»;

- игра «Микрозагадки»,

- игра «Пексесо»,

- игра «Объединялочки»,

- фотографии детей, магнитная доска, магнитные «кирпичики» большие и маленькие (для создания домика);

- два красных и два желтых обруча.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях  и предложениях. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать магнитный «кирпичик» на доске около своей фотографии. Из этих кирпичиков вы сможете построить домик, внутри которого окажется ваша фотография. Кто быстрее построит домик, тот лучше всех на занятии следил за своим звуком [р].

- Давайте сначала вспомним, звук [р] гласный или согласный? (Согласный). А как вы это докажите? (У него короткая песенка, ротик почти закрыт, есть преграда во рту). А из чего складывается правильная артикуляция звука [р]. Какое положение принимает язык? (Кончик языка дрожит за верхними зубами). Произнесите перед зеркалом правильно звук [р] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши. (Хлопаю 4 раза)

- Миша, Саша правильно произнесла звук [р]?

- А ты сам?

- Матвей, Максим правильно произнес звук [р]?

- А ты сам?

- Витя, Денис правильно произнес звук [р]?

- А ты сам?

2. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях

- Ребята, проходите за столы и занимайте свои места. Сейчас мы устроим с вами соревнования. Узнаем, кто самый быстрый и ловкий. 

Сыграем в игру «Маленькие загадки». Я назову только одно слово, кто догадается про какую картинку идет речь, должен как можно скорее поставить на неё палец и назвать правильно и саму загадку и отгадку. Отгадавший  забирает картинку себе. Выиграет тот, кто больше отгадает загадок.

Перед детьми разложены следующие картинки: шар, нора, ватрушка, трава, кран, рога, рама, рукавица, роза рубин, ракушка, рыжики, самовар, метро, ручка, трон, корона, тигр, зебра.

Логопед произносит следующие определения: воздушный … (шар), лисья … (нора), сдобная … (ватрушка), придорожная … (трава), коровьи … (рога), оконная … (рама), меховая … (рукавица), водопроводный … (кран),  ароматная … (роза), драгоценный … (рубин), морская … (ракушка), червивые … (рыжики), кипящий … (самовар), подземное … (метро), дверная … (ручка), царский … (трон), царская … (корона), полосатый … (тигр), полосатая … (зебра).

- Игра закончилась, теперь оцените себя: если вы ни разу не ошиблись при произнесении звука [р] — берите большой кирпичик. Если иногда ошибались — берите маленький кирпичик. А если ошибались очень часто — кирпичик не получаете. Происходит самооценка!

- А теперь вас оценю я. Если я буду согласна с вашей оценкой, я оставлю ваш кирпичик на месте, если нет, то либо уберу его, либо добавлю. Происходит оценка педагога.

3. Автоматизация звука [р] в предложениях

- А сейчас мы сыграем в игру «Объединялочки». Я поровну разделю между вами вот эти картинки. Теперь по очереди вы будете выкладывать по одной картинке на стол, у кого из вас будет парная картинка, тут же выкладывает её на стол и объясняет, почему эта картинка парная (тогда парные картинки убираются со стола). Кто будет невнимателен и останется с картинками на руках, тот проиграл.

Игра продолжается до  тех пор, пока все не избавятся от своих картинок.

Примерный набор картинок к игре:

  • Звери: рысь, тигр, зебра, кенгуру, крот, носорог.
  • Птицы: ворона, воробей, сорока, грач, дрозд, страус.
  • Насекомые: комар, муравей,  стрекоза.
  • Овощи: горох, помидор, морковка, картошка, петрушка.
  • Ягоды: смородина, крыжовник, виноград.
  • Цветы: роза, астра, ромашка.
  • Посуда: кружка, ведро, самовар, сковорода, терка, мясорубка.
  • Одежда: рубашка, шарф. Куртка, рукавицы, фартук, сарафан.
  • Игрушки: шарик, матрешка, Петрушка.

- Ребята, оцените, как вы проговаривали звук [р]: большой кирпичик — не ошибались; маленький кирпичик — редко допускали ошибки; ошибок много — кирпичика нет.

Самооценка. После происходит моя оценка качества произнесения детьми звука [р].

- Ребята,  предлагаю немного прогуляться по тропинке. Правда на этой тропинке есть много интересных вещей, мы все их соберем и назовем.

Смотрите, «Не ошибитесь».

Дети поочередно в быстром темпе собирают картинки в стопку, четко проговаривая при этом:

На травке – тропка,
На тропке – тряпка,
На тряпке − трубка,
На трубке – трещинка.

Затем необходимо так же быстро разобрать стопку картинок:

Трещинка на трубке,
Трубка на тряпке,
Тряпка на тропке,
Тропка на травке. 

- Ребята,  как вы произносили звук [р]? Подумайте и оцените себя. После моё оценивание.

4. Физкультминутка на дифференциацию звуков  [р] и [л]

На полу 2 желтых и 2 красных обруча.

- Ребята, если вы слышите слова со звуком [л], вставайте в желтые обручи, а если со звуком [р] — вставайте в красные.

Работа, рынок, лужа, радуга, лосось, локоть, мотор, край, желток, колбаса, рак, рука, лопата.

5. Автоматизация звука [р] в предложениях

- А теперь мы с вами сыграем в игру «Пексесо». Суть игры очень простая, необходимо найти все 6 пар картинок, которые прячутся от вас под разноцветными геометрическими фигурами. Не забывайте, запоминать те картинки, которые откроются перед вами. Себе можно будет забрать только пару картинок. Посмотрим, кто наберет больше пар. Играть будем по очереди.

- Саша, Витя правильно произнес звуки [р]? Оцени его на доске.

Аналогично Витя оценивает Сашу, Матвей оценивает Дениса, а Денис оценивает Матвея, Максим оценивает Мишу, а Миша оценивает Максима.

- Вы, ребята, молодцы, предлагаю вам сыграть в последнюю игру. Называется она «Логическое лото». Называется она так не спроста. Вам нужно будет найти к каждой своей картинке, лежащей на столе, пару в моей стопке картинок, только парой могут быть связанные между собой картинки.

- Кому струны?

- Мне струны, потому что у меня есть гитара и т.д.

У детей должны лежать следующие картинки: гитара, крыша, рубашка, рыба, Дед Мороз, кормушка, царь, ведро, рыжики, дорога, портрет, авторучка, нора, дрова, корова, муравейник, терка.

У логопеда в стопке лежат перемешанные следующие картинки: струны, струны,  карман, рыбак, Снегурочка, крошки, корона, крышка, корзина,  светофор, тетрадь, рама, крот, топор, рога, муравей, морковка.

Далее на доске происходит самооценка каждым качества своего произношения звука [р]. После происходит моё оценивание.

6. Итог занятия

- Вот наше занятие и подошло к концу. Вам оно понравилось? Давайте посмотрим, кто же из вас живет в красивом домике?

- Максим, а почему у тебя такой крепкий домик?

- Я старался говорить правильно звук [р].

- В какие игры мы сегодня играли? А какая игра понравилась больше всего?

- А мне очень понравилось, как вы следили за произношением звука [р]. У вас он получался красивым и правильным. Не забывайте во всех словах, где есть звук [р], его произносить верно!