Логопедическая спартакиада «Путешествие в Африку»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели: закрепить знания, усвоенные на занятии по обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания детей о животных Африки.
  • Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме (джунгли, пустыня, слон, тигр, лев, жираф, обезьяна, бегемот, крупный, мощный, выносливый).
  • Соотносить расположение частей букв в пространстве;
  • Определять позицию звука в слове.
  • Осуществлять звуковой анализ слов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.
  • Способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости;
  • Умения действовать коллективно, самостоятельно.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.
  • Формирование положительной установки на участие в мероприятии.
  • Воспитание культуры общения, умение выслушивать ответы товарищей.
  • Воспитывать самостоятельность. Развивать навыки коллективной работы.

Оборудование:

  • буквы Б и П, разрезанные на шесть частей;
  • 20 картинок в названии которых по два и по три слога;
  • 12 карточек с парными звонкими и глухими согласными;
  • таблицы для конкурса «Шифровальщики»;
  • два гимнастических обруча;
  • две скамейки;
  • оборудование для «полосы препятствий»;
  • аудиозапись голосов животных, DVD проигрыватель.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в далекое путешествие, а куда сейчас мы с Вами узнаем, у меня письмо  и здесь что то написано, но слоги все перепутаны. Дети выполняют задание получается слово Африка. Африка — это самый жаркий материк планеты.

(Логопед с детьми подходят к глобусу и находят материк).

Самый теплый материк живописен и велик!

Тут живут среди саванны много … (дети называют животных жарких стран)

Учитель-логопед: Хорошо. А вы хотели бы отправится в путешествие по Африке?

Инструктор по физкультуре: А для того, чтобы добраться  до Африки быстрее мы разделимся на команды. Верно. Как будем делиться? Не первый второй рассчитайсь.

Инструктор по физкультуре: Я вижу первую полосу препятствий попробуем ее преодолеть.

1 конкурс. Эстафета «Найди звук»

Первый участник команды бежит, толкая обруч  перед собой, добегает до  обруча,  в кругу которого  лежат предметы со звуками «б» и «п». Берёт картинку с определённым звуком, кладёт на стол, где ориентир буква Б или П.  Возвращается обратно с обручем, передаёт следующему члену команды.

Конкурс для капитанов

Собрать буквы Б и П, разрезанные на шесть частей.

Отправляемся дальше.

И вот перед ними река широка!

А как она называется? Правильно Лимпопо!

Учитель-логопед: Нужно проползти по этому мосту на другой берег и выполнить следующее задание.

2 конкурс. «Кодировщики»

- Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.

Учитель-логопед:  Отлично. Слушайте задание. Сейчас я раздам карточки, в которых вы должны выделить в каждом слове только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное. Давайте попробуем сначала вместе.

В слове Самовар какой первый звук слышится?

Дети: Звук С.

Учитель-логопед: Верно. А В слове Лампа?

Дети: Звук Л.

Учитель-логопед: В слове Окна?

Дети: Звук О.

Учитель-логопед: А в слове ножницы? Звук Н.

Учитель-логопед: Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?

Дети: СЛОН.

Учитель-логопед: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку.

Инструктор по физкультуре: В Африке нужно быть внимательным, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Опасность вас может подстерегать на каждом шагу. Давайте немного отдохнем (дети  садятся на ковре), закройте глаза и послушайте голоса диких животных Африки. (аудиозапись «Голоса животных Африки»)

3 конкурс. Развитие фонематического восприятия «Голоса зверей»

 Чьи голоса вы слышали? (дети отвечают)  Молодцы! Слух у вас хороший!

Учитель-логопед: А теперь перед нами пустыня и нам нужно пройти ее. Попробуем преодолеть это испытание с помощью самокатов. На самокатах первые участники обеих команд доезжают до стола и выполняют задание. Возвращаются обратно и передают самокат следующему члену команды.

4 Конкурс. «Место звука в слове»

Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук.

- Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.

Дети: Выполняют задание.

Динамическая пауза. Физкультминутка под песню из к/ф  «Про Красную шапочку»

Инструктор по физкультуре: А теперь отправляемся дальше нам надо преодолеть следующее препятствие перед нами болото.

- Смотрите кочки у нас на пути, по кочкам болото легко нам пройти. Будьте осторожны, чтобы никто из вас не попал в болото.

5 конкурс. Эстафета «Слоговое дерево» 

Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ. Что нам может помочь посчитать слоги в словах?

Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…

Примерные слова: слон, тигр, африка, жираф, бегемот, крокодил.

Первый участник, преодолев препятствие берёт картинку с двумя слогами, выкладывает на стол. Возвращается обратно бегом. Следующей  участник команды выполняет задание. Вторая команда выполняет одновременно то же задание, но приносит картинки с тремя слогами.

6 конкурс. «Звуковики»

Учитель-логопед: Вот мы и приблизились с вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас я вам раздам картинки, и вам нужно выполнить звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про гласные звуки. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ. ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.

Рефлексия

Учитель-логопед: Ребята, понравилось ли Вам сегодня на досуге? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?

Дети, вы молодцы! Вы умные, смелые и ловкие, любые преграды вам не страшны, и вы легко справились со всеми заданиями, путешествуя по Африке.