00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

День народного единства

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Мастер-класс


Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения декларирует, что по «своему общественному статусу он является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны».

Целью духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа (национальный воспитательный идеал).

Современный национальный воспитательный идеал преемственно связан с воспитательными идеалами предшествующих исторических эпох от начала российской государственности.

Нельзя воспитать культурного, духовно богатого человека, гражданина своей страны без опоры на историю, культуру, обычаи и традиции народа и государства. Поэтому, мы считаем, что такие праздники должны обязательно проводиться в школах. Причем  их проведению должна предшествовать большая  работа по ознакомлению с историческим материалом, по его отбору, переработки. Дети должны посещать музеи, выставки, выезжать на экскурсии, в школе  проходить КТД, проектная деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады; и как итог – праздник, на котором дети показывают не только свои знания, но и высказывают свои чувства, переживания, свое мнения по данным событиям. Немало важным фактором является и тот факт, что в подготовке данных мероприятий  активную роль принимают  и родители, что также способствует единению и сплочению.

Цель мероприятия: Духовно-нравственное развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

Методические задачи:

  • Научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • Научить предвидеть минипроблемы;
  • Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, находить источники из которых можно почерпнуть информацию;
  • Получить навыки обработки информации;
  • Сформировать навык проведения исследовательской деятельности;
  • Сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Воспитательные задачи:

  • вызвать у детей чувство гордости за свою страну;
  • воспитывать интерес к ее историческому и героическому прошлому;
  • формировать патриотические нравственно-этические чувства;
  • воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей;
  • воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
  • Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Развитие творческих способностей.

Ход мероприятия

Слайды презентации, фото

Страница 1.
Эдуард Асадов «Россия начиналась не с меча»  (стихи читает автор) –  фильм

Ведущий: 4 ноября наша страна отметила День народного единства – праздник, который связан с событиями, происходившими  более 400 лет назад. Тогда Россия была освобождена от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского старосты Кузьмы Минина.

Ведущий: Сегодня, вспоминая события тех времен, мы заглянем вглубь истории, поклонимся героям Земли русской, спасшим тогда нашу Родину, проявившим беззаветную любовь к отечеству и величайшую доблесть.

Страница 2. Листая страницы истории.

Ведущий: стихотворение «Родина не старится»

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.

Ведущий:

Мы прошли столетия с Россией,
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё тоже небо синее
И над Волгой та же тень орла.

Ведущий:

И ещё немало будет пройдено.
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.

Ведущий:

С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы, то чувство сохраним.

Ведущий: стихотворение Николая Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

Взбегу на холм и  упаду в траву
И древностью повеет вдруг их дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву…

Ведущий:

Россия. Русь – куда я не взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы.

Ведущий:

Люблю твои избушки и  цветы,
И небеса, горящие от  зноя
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!

Ведущий: История Русского государства может поведать нам о многих славных и грозных событиях. О том, как возрастало могущество страны, как осваивались новые земли. В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля и крепло единство народа.

Ведущий: Но бывали в истории России и  такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли отличить добро от  зла, правду ото лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Было такое время на Руси и чуть больше четырёхсот лет назад. Тот период историки и летописцы называют «Смутное время».

Ведущий: Все стороны жизни людей затронуло лихолетье. На границах государства то там, то здесь вспыхивали войны. Некому было обрабатывать поля. Начались голодные времена. В те годы многие самозванцы пытались захватить царский престол.

Ведущий: А войска польского короля Сигизмунда вторглись в Русские земли. Очень хотелось Сигизмунду захватить непокорную страну. Поляки дошли до самой Москвы. Испугавшиеся их бояре открыли ворота Кремля и признали право царствования на Руси польского королевича Владислава.

Ведущий: Поляки схватили и посадили в темницу русского патриарха Гермогена, который отказался благословить царствование польского королевича, не предал православной веры Святой Руси. Из заточения патриарх Гермоген обратился с посланием к русским людям, призывая народ объединиться и освободить Русскую землю от захватчиков.

Ведущий: Услышали его призыв в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин  первым отдал на ополчение (так называли народное войско) всё своё богатство. Козьма обратился с призывом к жителям города. Собрали нижегородцы большое войско. Во главе его встал  князь Дмитрий Пожарский.  Двинулось ополчение к Москве. И в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Страница 3. «Спасители Отечества» - инсценировка

На городской площади   появляются стрельцы, за ними Минин.

1-й стрелец.
… Сейчас наказывал Кузьма Захарыч
Сказать народу, чтоб не расходился…

2-й стрелец. (в зал)
Почтенные! Маленько подождите:
Кузьма Захарыч Минин хочет говорить.

Минин.
Друзья и братья! Русь Святая гибнет!
…Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слёзно.
Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети Родины одной?

Голоса( со всех сторон)
Мы все, Кузьма Захарыч, все хотим
Помочь Москве и всей Руси великой.

Минин.
Что мешкать даром, время нас не ждёт!
Нет дела ратного без воеводы:
Изыщем же того,
Кто воеводой будет.

Голоса.
… Князь Дмитрий Михайлович Пожарский!
- Князь Пожарский! Другого нам не надо!...

Минин.
…Воля Божья!
Пожарского избрали всем миром.
Ему и править и нами.

1-й стрелец.
Не мешкая же, к князю поспешим.
И будем звать его возглавить ополченье.
Минин отходит в сторону, стрельцы идут на поклон к князю Пожарскому.

Пожарский.
Я рад гостям и я желаю слышать,
Что за нужда ко мне вас привела.

1-й стрелец.
Князь! Мы о подвигах твоих и ранах знаем.
Но весь народ нам поручил
Тебя просить, нет – кланяться и слёзно
Молить тебя возглавить ополченье.

2-й стрелец.
Собрали мы дворян, детей боярских,
И сотников стрелецких и казацких,
И привели к тебе, и бьём челом
За дело русское стоять до смерти!

Пожарский.
Ступайте в Нижний Новгород, скажите:
За Русь святую
Я пострадать готов до самой смерти.
Только подобает
Между собою из людей посадских
Вам выбрать человека, чтоб вместе быть
Нам у великого такого дела.
Казну сбирать и войско созывать.
И все дела нам делать заедино!

1-й стрелец.
Да, знаем мы такого человека!

2-й стрелец.
У нас Кузьма Захарыч Минин такое дело знает.
Он человек бывалый служилый!

Пожарский.
Его просите! Пусть же согласится.
Пусть наибольшую сослужит людям службу.
И примет же от вас такое званье.
Какого деды ваши не слыхали
И внуки не услышат.
Назовётся он –
Выбранным всей  Русскою землёю.
И ополченье пусть сбирает поскорей.

Крестьянская изба.

Минин.
Не труба трубит и не медь звенит –
Собирается войско славное
Для защиты земель наших русских!
Провожают сынов своих отцы-матери.

1-й сын.
Ах, тебе ль не вздыхать, родной батюшка!
Перестань тужить, родная матушка!

2-й сын.
Уже осёдланы кони добрые,
Уже опущены сабли острые,
Уже отточены копья меткие:
Рать усердная лишь приказа ждёт.

3-й сын.
Ах, утешьтеся и порадуйтесь:
Не наёмники вас защищать идут –
Волей доброю мы идём на бой.

1-й сын.
Не ударимся во постыдный бег
Ни от тучи стрел, ни от полымя.

2-й сын.
И рассыплются злые вороги,
Уничтожится сила вражия,
И окончатся битвы лютые –
И родимые возвратятся к вам!

Минин.
Что ж, воины, вперёд -  к Москве!
За нас Земли Российской славные святыни!
Все уходят. Рассказ продолжают дети-ведущие.

Страница 4. «Подвиг народа»

Ведущий: Главной святыней ополчения стала Чудотворная  икона Казанской Божией Матери, перенесённая специально  в Нижний Новгород из Казани. Войско двинулось к Москве. Во  главе войска несли Икону. К концу лета ополченцы подошли к столице, заняли Земляной и Белый город.

Ведущий: Поляки не хотели сдаваться: несколько месяцев продолжалась осада Кремля.
В конце октября начался решающий штурм. Перед решающей  битвой  русские воины три дня и три ночи  молили Богородицу о помощи.  4 ноября 1612 года  Кремль был взят!

Ведущий: Столица перешла в руки  ополченцев. Захватчики с позором покинули  Кремль и сдались на милость победителей. В течение нескольких дней по московским улицам шли торжественные Крестные ходы русских воинов – победителей с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Москва вновь стала свободной!

Ведущий: Но, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что  избранного  русского царя Михаила Федоровича Романова, живущего неподалеку от Костромы. Полякам  нужен был проводник, который довел бы их  через непроходимые леса до Костромы.
Ведущий: Тогда-то  и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино – Иван Сусанин. Поляки схватили Ивана Сусанина, они угрожали  ему, пугали смертью. Они хотели, чтобы Иван Сусанин привел их потайными тропами к Костроме. Вместо Костромы,
он завел польский отряд в чащу леса и обрек тем самым захватчиков на гибель. При этом погиб и сам.

Инсценировка Чаща леса (сцена с Сусаниным)

Поляки:
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти…
…«Куда ты завел нас?»

Сусанин:
«Туда, куда нужно!—
Убейте! Замучьте!— моя здесь могила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит».

Главный поляк:
«Злодей!  Умрешь под мечами!»

Сусанин:
«Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти  я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Главный поляк:
«Умри же! Погибни, предатель! Конец твой настал!»

Страница 5. «Да, были люди в наше время…»

Ведущий: Подвиг ополчения, собранного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем  Дмитрием Пожарским и подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина  - называют великим делом в русской истории. 405  лет назад народы России, объединённые идеями согласия, сплочения, сохранения государства смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества.

Ведущий: История помнит героев других войн. Когда французская армия захватила и сожгла Москву. Когда фашисты почти дошли до стен Москвы и Ленинграда. Мы помним  и чтим героев Чеченской войны и Афганистана. Сейчас наши солдаты борются с запрещенной в России группировкой ИГИЛ.  И во всех этих воинах наш народ един со своей армией.

Ведущий: Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя…Отечественная война 1812 года велась между двумя великими державами Россией и Францией. Война названа отечественной и народной , так как на защиту родной страны(отечества) поднялся весь народ, даже женщины воевали в армии.

 

Ведущий: Перед вами самые известные герои войны 1812 года:
Александр Христофорович Бенкендорф – блестящий и талантливый генерал. Он командовал «летучим отрядом».
Николай Николаевич Раевский – генерал кавалерии, его корпус в течении 10- часов сражался с пятью дивизиями французкой армии.

Ведущий:
Матвей Иванович Платов – знаменитый русский военноначальник, командовал всеми  казачьими полками прикрывал отступление Багратиона под Смоленском.
Надежда Андреевна Дурова В русской истории есть много примеров, когда женщины наравне с мужчинами, с оружием в руках защищали Россию.  Надежда Андреевна Дурова, переодевшись в мужской костюм,  выдала себя  за  сына  помещика   Александра Дурова. За время  службы  женщина  была  награждена  Георгиевским  крестом.
Денис Васильевич Давыдов – славный сын Земли Русской, доблестный воин, гусар, командовал первым партизанским отрядом.  Французы в страхе бежали, как только слышали его имя.

Ведущий: Славу русскому оружию принесли и наши прославленные генералы. Это:
Багратион Петр Иванович br /> Михаил Богданович Барклай – де – Толли
Михаил Илларионович Кутузов

Ведущий:
Огромную помощь русской армии  оказывали крестьяне, они сжигали собственные дома, если их занимали французы. Среди партизан прославился Семён Шубин, дворянин.

Фильм «О героях былых времён…»

Ведущий: Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
«Великая» - потому что самая долгая, самая страшная и кровопролитная. «Отечественная» -  потому, что русские люди защищали свою Родину, свое отечество. Народ сплотился перед лицом смертельной опасности, сражался до последней капли крови. На оккупированной территории создавались партизанские отряды и подпольные группы. Началось формирование народного ополчения.

Ведущий: Всем известны подвиги партизанских отрядов в Беларусии, Украине, Ленинградской, Псковской и других захваченных областях. В захваченных фашистами городах действовали не только взрослые подпольные ячейки, но и детские. Молодогвардейцы из города Краснодона за свою деятельность заплатили собственной жизнью.

 Известен подвиг пионеров-героев. Вот их  имена: Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Ведущий: Не хватит суток перечислять подвиги советских людей в Великой Отечественной войне. Как сказал известный поэт «Подвиг народа – бессмертен». Мы будем помнить каждого: от генерала до простого солдата.

Вот имена только некоторых из них:

Ведущий:
Комсомолка Зоя Космодемьянская – зверски замучена фашистами
Николай Гастелло – летчик - направил свой подбитый горящий самолет в колонну фашистских танков.
- Виктор Талалихин – летчик,  совершил ночной таран
- Александр Типанов – пулеметчик, накрыл своим телом пулемёт
- Алексей Маресьев – летчик, был сбит, и с перебитыми ногами он полз по снегу несколько дней. Добрался до своих, но ноги пришлось ампутировать. Выписавшись из госпиталя, Алексей Маресьев продолжил летать без ног.

    

Ведущий:
Вот имена наших маршалов:
- Георгий Константинович Жуков
- Леонид Александрович Говоров
- Александр Михайлович Василевский
- Родион Яковлевич Малиновский.
- Кирилл Афанасьевич Мерецков
- Константин Константинович Рокоссовский

 

 

 

Ведущий: Ольга Бергольц, прожившая всю войну в блокадном Ленинграде, написала после войны: ««Никто не забыт, ничто не забыто!». Эти строчки по сей день являются для нас незыблемым нравственным законом.

Ведущий: Князь Александр Невский в1242 году сказал «Кто к нам с мечом придет, тот от меча  и погибнет». Эти пророческие слова  подтверждаются и по сей день. Сила русского народа – в единстве.

ТАНЕЦ «Ты живи, моя Россия»

Страница 7. «Наша сила в единстве»

Ведущий:
Роса состоит из росинок.
Из капелек пара – туман.
Песок  - из мельчайших песчинок.
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки-
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Ведущий:
Мы вместе: колмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Ведущий:
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна!

Ведущий:
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстный тёти Нины
Настоящий был грузин.

Ведущий:
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

Детские рисунки


 

Ведущий:
Наша дружба, наша вера
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля
Не погибнет никогда!
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне, всем желаем
Быть едиными навек!

Детские рисунки

Ведущий:
С чего начинается Родина? 
С порога у школьных дверей,  
С хороших и  верных товарищей,  
И строгих учителей. 
А может она начинается
Со звоном Кремлевских часов,
С березок, ради которых ты
На подвиг великий готов.

Ведущий:
В день единства будем рядом
Будем вместе навсегда
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Детские рисунки

Ведущий:
Что такое Родина? 
Скажите мне сейчас,
Чтоб послушала вся школа
И любимый класс.  

Ведущий:
Родина - мои друзья,
Верю им, люблю их я.
Вместе учимся, играем, 
Гол в ворота забиваем.   
Делим радость и беду,
Где таких еще найду?

Ведущий:
Родина - родные, близкие, семья,
Мама, папа, бабушка и, конечно, я!
Хорошо нам вместе в одном доме жить,
Обо всем делиться, трудиться и любить!

Ведущий:
Вы, друзья, конечно, правы!
Но совсем не для забавы
Вопрос вам этот задаю.
Я о будущем волнуюсь, 
Я ее, как вы, люблю.
Что нам сделать, чтоб держава процветала,
крепла слава, богатела, здоровела
радовалась, песни пела
Чтобы сильный был народ,
Недругам ответить мог?

Ведущий:
Делать добрые дела, 
Чтоб Россия расцветала!
Надо армию Российскую укреплять. 
Всем отважно, лихо, смело
На страже Родины стоять!
Честно каждому трудиться,
В школе хорошо учиться,
И еще всем в мире жить…
Крепко - накрепко дружить!

Ведущий:
Как здорово понять, что мы — едины!
Что все мы вместе, оттого сильны!
И дружбой нашей мы непобедимы!
Ее крепить и множить мы должны!
И праздник — День народного единства —
Пусть станет дорог и понятен всем!
Мы призываем всех объединиться, 
Забыть про распри и обиды насовсем! 

ПЕСНЯ «Вместе вся Россия и Отечество»