Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» (УМК «Начальная школа XXӀ века»)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с именем прилагательным как частью речи.

Педагогические задачи:

  • создать условия для знакомства с грамматическими признаками имени прилагательного;
  • способствовать введению определения имени прилагательного как части речи;
  • содействовать наблюдению за изменением форм имён прилагательных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: овладевают первоначальными представлениями об имени прилагательном как части речи.
  • Метапредметные:
    • познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; производят сравнение и классификацию частей речи;
    • коммуникативные: грамотно формулируют и строят понятные для партнёра высказывания; оформляют свою мысль в устной речи, высказывают свою точку зрения; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель своей дальнейшей работы; формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
    • личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Иванов С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Петленко, Л.В., Романова, В.Ю. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • рабочие тетради

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? - Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- Ребята! Давайте создадим в классе хорошее настроение и улыбнемся друг другу.
- Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник, тетради, ручки и карандаши.

Рассаживаются за парты.

Отвечают на вопросы учителя.

Проверьте, все ли готовы отправиться в путь? Дети проверяют свою готовность к уроку.
Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке?
Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать?
Ответы учеников
(Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

II. Подготовка к работе на основном этапе

1. Работа в тетрадях
- С чего обычно начинаем урок русского языка?
Запись числа. Минутка чистописания

(Познавательные, личностные, коммуникативные УУД)

Работают с образцами предложений

2. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа
На доске записано предложение, в котором пропущены орфограммы:

Март – в_сенний мес_ц.

- Определите грамматическую основу этого предложения. Какой частью речи выражен второстепенный член предложения?

Списывают предложение, вставляют пропущенные буквы и ставят ударение. Устно объясняют орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя

3. Определение темы и цели урока.
- Всё ли мы знаем об этой части речи? Предположите, какова тема сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться?
Предполагают.
Определяют тему и цель урока.
III. Работа на основном этапе

 

1. Выведение правила.
1) Работа в паре.
На слайде записано стихотворение:
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные.
Слушают стихотворение. (Познавательные, личностные УУД)
- Найдите имена прилагательные. Выпишите их. Выполняют задания в паре
(Коммуникативные УУД)  
2) Вопросы и задания:
– Прочитайте словосочетания, сравните их:
красный шарф
красная кофта
красное яблоко
– Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой – не изменяются?
– Прочитайте правило в учебнике на с. 96
– Как определить род имени прилагательного?
3) Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»
Отвечают на вопросы.

2. Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.
1)Выполнение упражнения 1 устно (фронтально, с. 96).
2)Выполнение упражнения 2 письменно (фронтально, с. 97).
– Каким членом предложения чаще всего является имя прилага-
тельное?
3) Работа с рубрикой и «Обрати внимание» с. 98

Выполняют задания

 

 

Наблюдают за способностью прилагательных изменяться по числам и падежам. Работают с определением имени прилагательного как части речи.

IV. Релаксация для глаз

Работа с офтальмотренажёром Базарного.

Дети выполняют упражнения.

V. Работа в парах по определению склонений имен прилагательных

1) Работа в парах Выполнение упражнения 3 (письменно, с. 98).

  1. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с. 98
  2. Выполнение упражнения 4 (письменно, с. 99). Найдите в тексте упражнения 4 однородные определения, запишите, выделите их окончания и укажите род, число, падеж.

(Познавательные, личностные УУД)
Самостоятельные рассуж­дения учеников. Ответы на вопросы учителя
(Коммуникативные УУД)
Работают в парах.

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что называется именем прилагательным?
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Можно ли определить род, число и падеж имени прилагательного во множественном числе?
Работа с рубрикой «Давай подумаем»
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Что особенно понравилось на уроке?
- С каким настроением покидаете урок?
Если все получилось, покажите зелёный кружок, если были небольшие затруднения – желтый, было сложно – красный.

(Личностные УУД)
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД)
Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Домашнее задание

Поработать в рубрике «Давай подумаем» (учебник, с. 99-100). Просклоняйте прилагательное лесной.
- Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание, задают вопросы

Литература.

  1. Иванов С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Программа «Русский язык» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013.)
  3.  Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. М: Вентана-Граф, 2015.