Математический проект «Математика против курения»

Разделы: Математика


Авторы:
Фомина Ирина – 9 класс
Рыжкова Ангелина – 9 класс

Руководители:
Могутова Татьяна Михайловна
Дерюшкина Оксана Валерьевна

Актуальность проекта:

  • Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей имеющих психологические отклонения увеличивается, почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.
  • Сегодня, как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение. В своей работе мы решаем математические задачи о вреде курения и доказываем, что курение – это опасное оружие, которое уничтожает здоровье, которое несет несчастье, разорение и смерть, т.е. ведем разъяснительную работу о вреде курения.
  • К, сожалению, и в нашей школе есть ребята, которые курят. поэтому тема нашей работы очень актуальна.

Гипотеза: Предположим, что вред курения можно доказать посредством решения математических задач.

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме подросткового курения через содержание и решение математических задач.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения курения и табака;
  • Изучить информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
  • Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;
  • Создать цикл математических задач о вреде курения. Оформить брошюру «Решение задач. О вреде курения математическим языком»
  • Провести внеклассные мероприятия для учащихся 5 – 11 классов «Мы – против курения!»
  • Организовать встречу с медицинскими работниками «Курить – значит не жить!»
  • Создать буклет «Друзья! Давайте лучше не курить, а со спортом все дружить»».
  • Оформить памятку «Состав табачного дыма и его влияние на организм человека»

Методы исследования:

  • Изучение литературы и интернет-ресурсов;
  • Анкетирование школьников и опрос родителей;
  • Наблюдение;
  • Обработка и анализ полученных результатов.

Теоретическая часть работы над проектом

1.1. История возникновения курения и табака

История табака полна недоразумений и тайн. Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал на людей одурманивающее действие. О курении упоминается в древнекитайских летописях. Курили и египетские фараоны. Однако вплоть до средних веков нашей эры курение было лишь частью религиозных ритуалов.

Распространение табачной заразы среди народов мира связывают с именем Христофора Колумба. В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующейся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Тобаго. Семена табака посеяли впервые в Испании. В 1559 г. французский посол в Португалии Жан Нике подарил королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью, табачный порошок под названием Нико. Поэтому и названо основное вредное вещество табака – никотин.

В Россию табак был завезен в 1585 г. английскими купцами через Архангельск. «Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада» называли табак. Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку.

В дальние времена считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т. п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество. В 1604г. после опустошительного пожара в Москве, курение было запрещено под страхом смерти. Уличенные в курении в первый раз получали 60 ударов палок по стопам, во второй раз – отрезали нос или уши. В 1697 г. Петр I отменил запрет на курение, так как сам стал заядлым курильщиком. Более того, он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил ввоз табака из-за границы.

Курение распространилось с необычайной силой. А вредные свойства табака до 19 века были практически не изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

1.2. Состав табака

В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов. 30 из них относятся к разряду натуральных ядов, таких как кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др.

Главный компонент табачного дыма – никотин. Ради него и тянется человек к сигарете, так как в малых дозах никотин вызывает возбуждение. И
только в ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции.

Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина.

1.3. Уровень употребления табака в России

По данным исследований, первое место в мире по уровню употребления табака принадлежит России. Если в развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих людей сократилось в 2-3 раза, то в России их количество увеличилось в три раза. В стране курят около 39% населения - это примерно 44 млн. человек. Ежегодно от болезней вызванных курением, умирает около 400 тыс. россиян, 80% курильщиков начали курить в школе. И поэтому 25 января 2013 года Госдума рассмотрела и приняла «антитабачный» законопроект. По закону запретили курить в госучреждениях, вузах, школах, больницах, стадионах, ресторанах, поездах, на вокзалах и на метро. 12 февраля 2013 года президент России В.В.Путин подписал закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон вступил в силу 01.06.2013 года.

1.4. Подростеовое курение

По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

По данным Роспотребнадзора, среди молодежи 33% учащихся средних учебных заведений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодёжи 14 -17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще. Также имеет место еще более пугающая статистика: в последнее время «баловство» детей переходит в настоящую зависимость.

Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14 лет. К 15 годам каждый десятый подросток уже страдает никотиновой зависимостью.

Табак очень пагубно влияет на здоровье подрастающего поколения.

  • Сильно страдает память
  • Ухудшается острота зрения
  • Истощаются нервные клетки
  • Происходит патология зрения
  • Наступает быстрая утомляемость
  • Повышается внутриглазное давление
  • Возникает раздражительность
  • Нарушается сон
  • Преждевременное изнашивание сердечной мышцы.
  • Возникают поражения кожи

Курение влияет не только на здоровье учащихся, но и на успеваемость Число неуспевающих возрастает в тех классах, где курят. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Поэтому курение и школьник понятия несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму надо много сил, чтобы справиться с большими нагрузками.

После изучения литературы о вреде и последствиях курения, нас заинтересовали такие вопросы:

  • Курят ли подростки нашей школы?
  • Имеются ли в нашей школе дети с хроническими заболеваниями?
  • Верно ли, курение влияет на успеваемость учеников.

С целью детального исследования мы провели анкетирование детей школы по вопросам:

  1. Курит ли твоя мама?
  2. Курит ли у вас папа?
  3. Пробовали ли вы курить?
  4. Курите ли вы сейчас?

Так как анкета проводилась анонимно, то здесь приводятся достоверные факты: Всего в нашей школе 164 учащихся. Было проанкетировано 125 учеников.
Это учащиеся 5-11 классов. Результаты опроса показали: что из 125 опрошенных учеников курят 23 ученика, пробовали курить 92 ученика, курят мамы у 26 учеников, папы у 87 учеников.

1.5. Результаты анкетирования учащихся

Результаты анкетирования учащихся

  • Опыт курения имеют многие ребята.
  • Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей.
  • Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения.

Это значит, ученики владеют информацией о вреде курения, но не осознают вред курения полностью.

Анкетирование показало, что проблема курения существует в нашей школе. Вывод: мы занимаемся нужным и полезным для подростков делом.
Актуально вести борьбу с курением, решая математические задачи, включающие достоверные факты, факты из реальной жизни.

Практическая часть работы над проектом

Мы составили цикл задач о вреде курения, создали брошюру «Решение задач. О вреде курения языком математики»
Приведем примеры некоторых их них:

1.6. Задачи о вреде курения

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, понять её роль в современной жизни.

Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку.

Условия задач взяты из реальной жизни.

Задачи в данной работе являются средством, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения.

Задача №1. Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.

Решение:

1) 75 - 17= 58 (лет) период курения в годах
2) 14 · 366 = 5142 (дня) високосные года
3) 44 · 365 = 16060 (дней) обычные года
4) 5142 + 16060= 21202 (дня) период курения в днях
5) 21202х10 = 212020 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения
6) 212020 : 20= 10601 (пачек) за период курения
7) 10601 · 60 = 636060 (рублей)

Ответ: 636060 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения.

Задача №2. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.

Решение:

1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 56 = 8,4
3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)

Ответ: 47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей.

Задача №3. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных в х.Захаров, если в нашем хуторе курят 325 человек.

Решение

  • 80% = 0,8
  • 325 · 0,8 = 260(ч)

Ответ: 260 человек в хуторе имеют заболевания лёгких.

Задача №4. При курении учащается сердцебиение. Это отмечается уже после первых затяжек. Известно, что у здорового человека сердце сокращается в среднем 70 раз в минуту, при курении сердцебиение увеличивается до 90 ударов в минуту. Определить на сколько процентов увеличилось сердцебиение?

Решение:

1) 90 – 70 = 20 (на столько ударов увеличилось)

2) 20 : 70 · 100 ≈ 29(%)

Ответ: на 29% чаще сокращается сердце у курильщика.

Задача №5. В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)?

Решение:

1) 2 кг = 2000 г

2) 2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе

3) 2 · 20 = 40 (г) бензопирена в 1 пачке

Ответ: 40 г. бензопирена в 1 пачке папирос.

Задача №6. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 60 лет?

Решение:

1) 15% = 0,15

2) 0,15· 60 = 9 (лет)

Ответ: на 9 лет сокращают свою жизнь курящие дети.
 
Задача №7. Сколько денег тратят в семье, где один курильщик ? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 70 руб. Сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?

Решение:

1) 365 · 70 = 25550 (рублей)

Ответ: 25550 рублей в год потратит семья на сигареты.

Задача №8.  Сережа попадает в баскетбольную корзину 20 раз за 5 минут, а после выкуривания сигарет 15 раз. На сколько процентов сократилась острота зрения у Миши?

Решение.

1) 20 – 15 = 5(п) – на столько попаданий меньше.

2) 5 : 20 · 100 = 25 (%)

Ответ: на 25 % уменьшилась острота зрения.

Задача №9. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба. Ответ округлите до единиц.

Решение:

1) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5 (%)

 2) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5 (%)

3) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11 (%)

Ответ: а) 3,5 % б) 7,5 % в) 11%

Задача №10. В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ 2/3 от количества окиси углерода.

Решение:

1) 2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%) ─ синильной кислоты;

2) 2 ∙ 7,5 = 15 (%) ─ табачного дёгтя;

3) 0,6 ∙ 15 = 9 (%) ─ окиси углерода;

4) 2/3∙ 9 = 6 (%) ─ полония.

Ответ: 1%, 15%, 9%, 6%.

Задача №11. Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Решение:

1) 5 ∙ 15 = 75 (мг) ─ содержится никотина в 15 сигаретах.

2) 20% = 0,2; 75 ∙ 0,2 = 15 (мг) - примет человек за один день.

Ответ: 15 мг.

Задача №12. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

Решение:

1) 4% = 0,04;

2) 800 ∙ 1,5 = 1200 - знаков;

3) 1200 ∙ 0,04 = 48 – ошибок.

Ответ: 48 ошибок.

Задача №13. Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Решение:

1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг - потеряет ученик;

2) 125 – 25 = 100 мг – останется.

Ответ: 100 мг.

Задача №14. До куренья спортсмен попадал в цель 200 раз. После куренья 1 сигареты на 15 % уменьшилось попадание в цель. Сколько раз он попал в цель?

Решение:

1) 15% = 0,15

2) 200 · 0,15 = 30 (раз) – 15%

3) 200 - 30 = 170 (раз).

Ответ: 170 раз.

1.7. Выводы

Задачи о вреде курения показали:

  • На 9 лет уменьшают свою жизнь курящие дети
  •  На 29% чаще сокращается сердце человека
  •  47,6 лет - продолжительность жизни курильщика
  •  636060 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения. Это огромные лишние траты. На эти деньги много всего полезного можно купить для семьи
  •  260 человек в хуторе имеют заболевания лёгких
  •  40 г. бензопирена в 1 пачке папирос
  • 25550 рублей в год потратит семья на сигареты, а не на умственное и физическое развитие детей
  •  на 25 % уменьшается острота зрения у подростков
  •  15 мг. никотина принимает курящий в день
  •  11% теряет в весе новорожденный у курящих родителей
  •  20% витаминов ворует у себя курящий подросток
  •  1(%) ─ синильной кислоты ; 15 (%) ─ табачного дёгтя; 9 (%) ─ окиси углерода; 6 (%) ─ полония в одной сигарете

Каждый день курящий подросток, вдыхая все эти страшные яды, постепенно убивает себя.

У курящих подростков:

  • Повышается кровяное давление.
  • Возрастает склонность к простудным заболеваниям, возникает «кашель курильщика»;
  • Замедляется рост;
  • Желтеют зубы, голос становится хриплым;
  • Появляются болезни сердца, лёгких, губ, горла, желудка;
  • Появляется одышка и сердцебиение при физических нагрузках и.т.д.

Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению.

С этой целью мы

  • создали буклет «Друзья! Давайте лучше не курить, а со спортом все дружить!»
  • создали брошюру «Решение задач. О вреде курения языком математики»
  • оформили памятку «Состав табачного дыма и его влияние на организм человека»
  • оформили «Памятку о вреде курения»
  • Провели внеклассное мероприятие «Мы - против курения» для учащихся 5–11 классов. Каждому ученику мы подарили наши буклет и «Памятку о вреде курения»,
  • Наши руководители Татьяна Михайловна и Оксана Валерьевна провела в 5-11 классах уроки «О вреде курения – языком математики».
  • Мы организовали встречу с медицинской сестрой Казаковой О.А.
  • «Курить – значит не жить!» Каждому ученику подарили памятки «Состав табачного дыма и его влияние на организм человека».

Есть результаты нашей работы: 5 учеников школы уже бросили курить.

Решение математических задач помогло доказать гипотезу о том, что вред курения можно доказать посредством решения математических задач.

Проведенной нами работой мы привлекли внимание учащихся школы к проблеме подросткового курения, решая математические задачи доказали, какой огромный вред приносит курение здоровью курящих подростков.

В нашей школе есть еще мальчики и девочки, которые курят, поэтому наша работа полезна и своевременна.

Результаты работы над проектом

  • Познакомились с историей возникновения курения и табака.
  • Составили цикл задач о вреде курения.
  • Создали брошюру «Решение задач. О вреде курения математическим языком».
  • Создали буклет «Математика против курения».
  • Провели анкетирование с учащимися и родителями школы для выявления отношения к проблеме о вреде курения.
  • Провели внеклассное мероприятие «Мы - против курения!» для учащихся 5–9 классов. Подарили буклеты и «Памятку о вреде курения».
  • Организовали встречу с медицинской сестрой Казаковой О.А. «Курить – значит не жить!» и подарили каждому ученику школы памятки «Состав табачного дыма и его влияние на организм человека».
  • Руководители провели в 5–11 классах уроки «О вреде курения – языком математики».

Презентация

Результаты работы над проектом

Наше пожелание всем подросткам:

Если ты хочешь сохранить свое здоровье, состояться в жизни как личность, выглядеть молодо и привлекательно, всегда быть в хорошей спортивной форме, родить и вырастить здоровых детей, не быть рабом вредной привычки, твой выбор: НИКОГДА НЕ НАЧИНАТЬ КУРИТЬ!!!Или…БРОСИТЬ, пока не поздно !!!

Запомни: человек не слаб,
Рождён свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – Человек! Я должен жить!»
Друзья!
Давайте лучше не курить, а со спортом все дружить!