Конспект урока химии по теме "Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели)". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Получить представление о дисперсных системах в природе, производственных процессах и в быту;
  • Рассмотреть классификацию дисперсных систем;
  • Подчеркнуть значение дисперсных систем.

Развивающие:

  • Создать условия для развития воображения, речи, внимания, логического мышления;
  • Анализировать и систематизировать информацию, делать выводы.
  • Формировать научное мировоззрение.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • Развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности;
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, образцы дисперсных систем (молоко, косметические и лекарственные средства, минералы, нефть, вода из аквариума, мармелад), микроскоп.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса и гостей урока.

2. Актуализация знаний.

С чего начинается ваше обычное утро?

Зубная паста, мыло, гели ля умывания, кофе, чай, каши, хлеб – все это и много другое является частными примерами темы нашего урока.

Объявление темы, целей и задач урока.

3. Объяснение нового материала (с последовательной демонстрацией наглядного материала).

Дисперсные системы – это системы, в которых одно вещество распределено (диспергировано) в виде очень мелких частиц в другом.

Дисперсная фаза – это вещество, которое в меньшем количестве распределено в объеме другого.

Дисперсионная среда – это вещество представлено в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза.

Эмульсии — дисперсные системы, состоящие из двух взаимно нерастворимых жидкостей, одна из которых распределена в другой в виде капелек, иногда различимых только в микроскоп.

Вы держите в руках бутылку молока. Как, не пробуя его на вкус, приблизительно определить степень свежести молока в бутылке?

Суспензия — это грубодисперсная система с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой. Обычно частицы дисперсной фазы настолько велики что оседают под действием силы тяжести. В концентрированных суспензиях легко возникают дисперсные структуры.

Почему обычную белую краску, использующуюся для внутренних работ, перед употреблением необходимо тщательно перемешивать?

Пе́на — дисперсная система с газовой дисперсной фазой и жидкой или твердой дисперсионной средой.

Почему пена, образующаяся при открытии бутылки газированной воды, быстро исчезает?

Аэрозоли - дисперсные системы с газовой дисперсионной средой и твердой или жидкой дисперсной фазой.

На основе известных вам производств приведите примеры аэрозолей, которые образуются в процессе производства и загрязняют воздух. В связи с этим, какие меры должны приниматься для охраны окружающей среды?

Коллоидные растворы представляют собой дисперсные системы, частицы которых, как правило, невозможно наблюдать с помощью обыкновенного микроскопа - они видны через световой микроскоп в виде точек, находящихся в беспрерывном движении. Коллоидные растворы легко проходят через обычные фильтры и почти полностью усваиваются организмом. К коллоидным растворам относятся все внутренние среды организма (кровь, лимфа, внутри- и внеклеточная жидкости).

Ге́ли (от лат. gelo — «застываю») — структурированные системы, состоящие из высокомолекулярных и низкомолекулярных веществ.

О подтверждении значимости дисперсных систем учащиеся готовили мини-сообщения.

4. Закрепление.

Необходимо исправить в таблице ошибки допущенные в примерах.

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Примеры природных и бытовых дисперсных систем

Газ

Газ

Газированная вода, губка, смог

Жидкость

Молоко, раствор цемента, бетон

Твердое вещество

Мармелад, жемчуг, рубиновое стекло

Жидкость

Газ

Нервная ткань, взбитые сливки, нефть

Жидкость

Тело медузы, агат, почва

Твердое вещество

Пемза, опал, строительная пена

Твердое вещество

Газ

Дым, желе, кофе

Жидкость

Морской ил, холодец, майонез

Твердое вещество

Туман, зубная паста, пастила

Учитель демонстрирует в колбе дисперсную систему и предлагает ученикам предположить, что это? (Вода из аквариума)

Дисперсионная среда – жидкость, дисперсная фаза – одноклеточные организмы. В подтверждении этого – наблюдение в микроскоп.

5. Домашнее задание и итог урока. Оценивание учащихся планируется на следующий урок, после проверки исправленных таблиц.

  • Составить кроссворд, используя в нем слова-примеры дисперсных систем;
  • П. 11

6. Рефлексия.

  • Что нового узнали?
  • Понравился ли урок?