Сценарий урока "Победные звуки Бородино или сколько физики в лирике?"

Разделы: Физика, Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Нет оправдания войне и никогда не будет…
З.Гиппиус

Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок, посвященный 205-летию Отечественной войны 1812 и 75 – летию окончания битвы под Москвой.

Тема урока: «Победные звуки Бородино» [слайд 1 – 2].

Цели урока: дать характеристику понятию звук, вспомнить славные страницы из жизни нашего народа и великой России.

Ведущий 1.

Бородино! Тверда земля твоя.
Одно твое торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Бородино! Вся удаль молодая,
вся гордость русская в тебе живет,
вся Родина от Крыма до Алтая,
от знойных круч до северных широт…

Ведущий 2.

Бородинское поле – место генерального сражения русской армии под командованием Кутузова и армии Наполеона в 1812 году, а также место боев за Москву в 1941–1942 годах.

 Фильм – хроника «Наступление армии Наполеона» [слайд 3].

Ведущий 1, одетый в костюм солдата 1812 года, читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина…

На экране под мелодию Е.Птичкина «Эхо любви» демонстрируется слайд - фильм «Бородино в полотнах художников» [слайды с 4 по 12].

На экране кадры из фильма « Война и мир» [режиссер-постановщик С.Бондарчук]. Ведущий читает отрывок из романа Л.Н.Толстого « Война и мир» том 3 часть 2 глава XXX-XXXII [слайд 13].

- Что? Началось? Пора? Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.

Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким-то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно-вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.

Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского).

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.

Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из-за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.

Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.

Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии.

От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность.

Сквозь дым мелькало там что-то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.

Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие. Нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад. Едва Пьер вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. Это был французский офицер. Одной рукой за плечо, другой за горло схватил Пьера. Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать дальше. Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались, до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Ведущий 1 [слайд 14-16].

Вдова Генерала Тучкова, погибшего в великом сражении, на месте их гибели воздвигла часовню. А вскоре и основала там Спассо-Бородинский женский монастырь, впоследствии став в нем Игуменьей Марией. В монастырях традиционно занимались хлебопечением. Умением печь хлеб славился Святой Преподобный Феодосий Печорский. Даже став Игуменом, он редко ходил в хлебную, замешивал тесто и выпекал хлеб. Монахи Спассо-Бородинского женского монастыря произвели особый рецепт хлеба, названного Бородинским. А вскоре он завоевал широкую известность и его стали покупать повсюду.

Ведущий 2 [слайд 17-24].

На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!
Щи да каша - пища наша

На экране демонстрируется видео фильм «Физики и лирики на кухне», снятый обучающимися в полевых условиях [слайд 25, видео размещено на YouTube https://youtu.beltmxjeUKZ3BU].

Сценарий фильма.

Приветствуем Вас на нашей экспериментальной площадке. Наука требует проверить всё. Физики и лирики приглашают вас в мир путешествия полевой кухни.

Ведущий 1. Военно-полевые кухни помимо своей основной задачи, имела еще одну роль. Она на время заменяла домашний очаг. Вокруг полевых кухонь всегда кипела жизнь. Солдаты могли получить удовольствие от горячей еды, передохнуть, пообщаться с однополчанами.

Ведущая 2. Согласно старорусской военной поговорке «Щи да каша пища наша»,- эти два блюда были основными и готовились повсеместно.

Ведущий 3. Предлагаю Вам провести эксперимент и сварить солдатскую кашу.

Ведущая 1. Каша это – второй хлеб. Гречневую кашу варить просто: поскольку зернышки гречневой крупы покрыты защитным слоем. И при варке не выделяют крахмал.

Ведущий 1. -Ты знаешь, какая вода закипит быстрее, сырая или кипяченая?

Ведущий 2. - Конечно, знаю! У меня же пятерка по физике. Сырая вода закипит позднее, чем вода предварительного кипячения.

Ведущий 1. - Наливаем в котелок сырую воду. Когда вода закипит, насыпаем гречку. Солдатскую кашу варят с мясом, но в походных условиях используют тушенку.

Ведущий 2. В 1795 году, планируя свое победоносное шествие по странам Европы, Наполеон обещал премию - 12 000 франков за изобретение нового способа хранения пищевых товаров. В 1809 году премию получил француз Николя Франсуа Аппер. В 1810 году англичанин Питер Дюран предложил использовать жестяную банку для упаковки консервированных продуктов. В 1812 году первые готовые консервы отправились из Англии в армию и флот.

Ведущий 1. - Знаешь, почему консервная банка имеет такую форму?

Ведущий 2. - Вспомни физику. Гофра на банке дает возможность сохранить продукты на долгое время при различных температурах. Жесть обладает высокой теплопроводностью, легкостью и прочностью. Отсутствие гофры на банке ведет к порче продуктов, так как при изменении температуры - меняется объем жидкости и газа. При высоких температурах произойдет взрыв, при низких - деформация банки.

Ведущий 1. - Вот и всё, наша каша сварилась. Теперь нужно добавить тушенку.

- Друзья, а давайте вспомним про суровые годы Великой Отечественной войны.

Ведущая 1.

Давайте вспомним дедов наших,
Суровый их солдатский быт.
И полевую кухню с кашей,
И бесконечный аппетит!
Она, как дружба фронтовая,
Была солдатам дорога.
Если б не кухня полевая,
Не одолели бы врага!

Солдатская песня [М.Ножкин «Последний бой»].

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.

Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой,
А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.

Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.

Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить,
А за нее и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки надеется дожить.

Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.

Читайте литературу. Учите физику. Приятного аппетита. До новых встреч.

Ведущий 1 [на экране фотографии птиц клестов].

- Никита скажи, пожалуйста, почему дрова потрескивают в костре?

Ведущий 2.

- Наука физика даёт объяснение: При повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага интенсивно испаряется из древесины, увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна, и мы слышим звук - потрескивание.

- Тимур, в фильме были слышны звуки птиц. Расскажи, пожалуйста, легенду о клёсте.

Ведущий 2. Самая примечательная особенность клестов – это их клюв, кончики которого перекрещивается. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему подлетали клёсты и вынимали колючки из тернового венца. Они пытались вытащить и гвозди, но это оказалось им не под силу и кончики их клюва перекрестились, а перья, перепачканные кровью стали красными. За это в некоторых странах их зовут крестовыми птицами.

Ведущая 1 [слайд 26-38].

Перед каждым сражением русские войны могли призвать на помощь Царицу Небесную. Осенью в 1812 году перед оставлением Москвы в храме в присутствии Кутузова был отслужен молебен о спасении Отечества. По окончанию молебна фельдмаршал взял Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, перед иконой Кутузов молился о победе над французами. Во время нашествия Наполеона чудотворная икона Казанской Божьей Матери постоянно находилась в рядах русского войска. Святой образ благословлял русских солдат, идущих на освобождение России от захватчиков в 1812 году. Первая крупная победа была одержана 22 октября / 4 ноября в день праздника иконы. Когда выпал снег и ударили сильные морозы. Сама заступница пришла на помощь воинам. Еще одним чудом удивила икона в 1941 году. Ливанцу Митрополиту Илье явилась во время молитв Богородица и объявила, что надо делать: «Надо открыть все православные храмы, освободить священников и обнести Москву крестным ходом с иконой Казанской Божьей Матери».

Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. Страшная война, в которой враг имел единственную цель - уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России.

Исполняется танец вальс [под мелодию песни «Фронтовая сестра»].

На экране демонстрируется фильм: [«Обращение Левитана к гражданам»]. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий 1 [слайд 39].

Пробившийся на Минское шоссе
Противник устремился к цели сбоку,
Чтобы по узкой торной полосе
К Бородину продвинуться с востока.
Здесь смертью храбрых гибнет батальон
Решительного капитана Зленко.
«Вперёд! – кричит он. –
Не сдадим Москву!»
И сам бежит по выжженному скату,
И падает на чёрную траву,
Успев швырнуть последнюю гранату.

Ведущий 2 [ на экране – Спассо-Бородинский монастырь].

В суровые годы Великой Отечественной войны на территории Спассо-Бородинского монастыря был расположен госпиталь. А на самом поле проходила линия Можайской обороны Москвы. Беспримерный героизм и мужество сражения проявила дивизия Виктора Ивановича Полосухина.

На экране демонстрируется фильм: [«Подвиг дивизии Полосухина» слайд 40].

Ведущий 1. - Никита, скажи, пожалуйста, почему скрипит снег при ходьбе?

Ведущий 1. - Наука физика даёт объяснение: Скрип снега всегда более звонок при низких температурах, он является результатом массового слома кристалликов льда. Структура снежного покрова изменяется с перепадами температуры, и энергия скрипа перераспределяется. С понижением температуры сила звука увеличивается.

Ведущий 3 [на экране фото с экскурсий].

В этом году мы посетили Государственный Бородинский военный исторический музей- заповедник и музей Москвы “Провиантские магазины”.

На экране демонстрируется отрывок из фильма [«Офицеры» слайд 41]

Ведущий 1 [слайд 42]

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда, не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,
Ты послушай святую минуту молчанья.

Ведущий 2. На уроке физики мы выполнили расчет.

Если по каждому из погибших только в этих двух войнах мы помолчим по одной минуте, то переведя минуты в часы, а часы в дни, а дни в годы, страна будет молчать 52 года.

Ведущий 3 [ слайд 43].

Это нужно не мертвым, это нужно живым. Предлагаю почтить память павших минутой молчания.

Минута молчания.

Прошу садиться.

Преподаватель физики. Звуки сопровождают нас в течение всей жизни. Сегодня мы хотели, чтобы вы услышали самый главный звук, без которого не было ни одной победы.

Преподаватель литературы: «Мы хотим, чтобы вы слышали всегда звук золотого человеческого сердца. Сердца, которое может выдержать любые испытания. Сердца, которое может любить, которое может прощать, которое может ждать. Мы хотели бы, чтобы вы научились слышать чужое сердце.

Домашнее задание.

  • Подготовьте презентации.
  • Напишите эссе на тему «Победные звуки Бородино».

Спасибо вам за урок!

Список литературы.

  1. «Аванта +» Энциклопедия для детей. Москва, 2000 г.
  2. В.Ф. Дмитриева «Физика для профессий и специальностей технической профессии», Москва: «Академия», 2010 г.
  3. В.Ф. Дмитриева «Задачи по физике», Москва: «Академия», 2009 г.
  4. Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов «Физика для средних специальностей». Москва, 2005 г.
  5. М.Ю. Лермонтов «Бородино», Москва: «Просвещение», 2000 г. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне, Москва: «Оникс», 2008 г.
  6. «Росмэн энциклопедия науки», Москва, 2000 г.
  7. П.И. Самойленко, А.В Сергеев «Физика» , Москва: «Академия», 2002 г.
  8. Л.Н. Толстой «Война и мир», том 3. Москва: «Просвещение», 2006 г.
  9. www.st–books.ru (Лучшая учебная литература).
  10. www.booksgid.com (Books Gid. Электронная библиотека).