Коррекционное занятие по разделу: «Развитие зрительного восприятия» в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Геометрические фигуры»

Разделы: Коррекционная педагогика


Форма проведения: подгрупповое.

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Продолжать учить отгадывать загадки, развивать образное мышление ребенка. Использовать полисенсорный принцип в коррекционной работе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить представление детей о геометрических фигурах

  • продолжать учить оперировать пространственными представлениями (справа, слева, внизу, вверху…)
  • уточнять и расширять словарный запас по теме

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие при составлении картинки из геометрических фигур
  • развивать осязательную и мелкую моторику
  • развивать полисенсорную систему и тактильное восприятие
  • развивать зрительное внимание, память и мышление
  • развивать активную связную речь детей, правильно употреблять в речи пространственные термины: справа, слева
  • учить рисовать на манке (манкография)

Коррекционно-воспитательные:

  • учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей
  • воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию
  • развивать простейшие навыки самоконтроля
  • выражать эмоции от полученных впечатлений

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный материал: магнитная доска, геометрические фигуры объемные и плоские (магнитные), «волшебный мешочек», картинки предметов.
  • Раздаточный материал: геометрические фигуры плоские и объемные, картинки предметов, коробочки с манкой, магнитные дощечки, треугольники для составления квадрата.

Продолжительность занятия - 20 минут.

Методические приемы:

  • Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, художественное слово, вопросы.
  • Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
  • Практические: манкография – рисование на манке, физ. минутка, гимнастика для глаз.
  • Игровые: создание игровой ситуации - помочь Весне сложить картинку.

I. Организационный момент

Ребята послушайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?...(Весной)

Что же весной светит и греет? …(Солнце)

А давайте найдем фигуру похожую на солнце… (шар)

1. Игра Чудесный мешочек

Дети на ощупь называют объемные геометрические фигуры (Шар, куб, цилиндр, конус, эллипсоид, параллелепипед).

2. Игра «Фигуры и предметы»

Какие предметы похожи по форме:

  • шар – колобок, мяч, солнце, глобус, апельсин, яблоко, арбуз, луна…;
  • куб – тумбочка, телевизор, торт, кубик…;
  • цилиндр – пенек, катушка ниток, барабан, стакан, батарейка…;
  • конус – морковка, ёлка, колокольчик, пирамидка, мороженое рожок…;
  • эллипсоид – яйцо, шарик, дыня…;
  • параллелепипед - сундук, чемодан, фотоаппарат, книга, шкаф…

II. Манкография

Дефектолог: Послушайте загадки, а отгадки нарисуйте пальчиком на манке (перед детьми на столах коробочки с манкой)

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!...

Дети рисуют отгадку на манке (круг), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - круг

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность - 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….

Дети рисуют отгадку на манке (овал), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - овал

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня…

Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - квадрат

Растянули мы квадрат
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…

Дети рисуют отгадку на манке (прямоугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - прямоугольник

На фигуру посмотри
И на манке начерти 
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…

Дети рисуют отгадку на манке (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - треугольник

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? …

Дети рисуют отгадку на манке (ромб), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - ромб

На магнитной доске геометрические фигуры: квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник-круг-овал

Как мы можем назвать одним словом эти фигуры?... (плоские геометрические фигуры)

III. Гимнастика для глаз

1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

4. И. п. — сидя, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

IV. Игра «4 лишний»

  • квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник (по форме)
  • красный круг-желтый круг-зеленый кружок-синий круг (по размеру)
  • желтый квадрат-красный квадрат-желтый квадрат-желтый квадрат (по цвету)

V. Игра «Составь квадрат» (из треугольников)

На столах у детей лежат геометрические фигуры (треугольники), из которых ребята составляют квадраты

Физкультминутка (расскажи стихи руками)

«Весна» Г.Ладонщикова

Отшумела злая вьюга, - круговые движения рук, согнутых в локтях,
Стала ночь короче дня – руки в стороны, затем постепенно соединяются
Теплый ветер дует с юга, - взмахи ладонями около лица
Капли падают, звеня. – взмахи ладонями сверху-вниз
Солнце, землю нагревая, - руки поднять вверх
Гонит с нашей горки лед. – взмахи рук слева-направо
Тает баба снеговая – поднять руки вверх, соединив их над головой, постепенно приседая
И ручьями слезы льет. - взмахи рук к лицу, затем вниз

VI. Коллективная работа

 Дефектолог: Ребята, давайте сделаем Весне подарок – составим из геометрических фигур картинку. Составление на магнитной доске картинки о весне из геометрических фигур по инструкции:

- сложить из геометрических фигур СОЛНЫШКО в левом верхнем углу (первому ребенку);

- сложить из геометрических фигур ЦВЕТОК в правом нижнем углу (второму ребенку);

- выложить слева направо прямую линию - в виде РУЧЕЙКА (третьему ребенку);

- сложить из геометрических фигур КОРАБЛИК в центре доски (четвертому ребенку);

Дети самостоятельно выбирают цвет и форму геометрических фигур для нужной картинки (солнышко, цветок, ручеёк, кораблик).

VII. Итог занятия