Бинарное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием игрового парашюта для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста по теме «Весна»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Весна» с помощью игрового парашюта, активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

  • развивать познавательную активность, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику детей;
  • развивать речевое дыхание;
  • учить подбирать слова-антонимы, употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме, делить слова на слоги;
  • формировать пространственные представления (право - лево);
  • развивать логическое мышление;
  • формировать произвольное поведение и целенаправленное внимание;
  • вырабатывать согласованность движений с речью, музыкой;
  • обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать мимикой свое эмоциональное состояние;
  • снять психоэмоциональное напряжение.

Оборудование: игровой парашют, ноутбук, экран, презентация к занятию, корзина с шариками Су-Джок, куклы Маша и Медведь, карточки с приметами времен года, домик медведя, логопедическая компьютерная программа «Учимся говорить правильно», диск с музыкой из мультфильма «Маша и медведь», браслеты на руку для обозначения правой руки, две магнитные доски, на одной из них - сюжетная картина «Весна».

Ход занятия

Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку из мультфильма «Маша и медведь», становятся вокруг игрового парашюта по цветным секторам. Под парашютом лежат карточки, на которых изображены приметы разных времен года. На экране слайды с изображением весны. В углу зала оборудована «полянка» с домиком Медведя. В стороне стоят две магнитные доски.

Упражнение «Улыбка»

Педагог-психолог:

«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»

Дети берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами отправимся в лес. А поможет нам волшебный парашют. Занимайте места на нем и закрывайте глазки.

Звучит мелодия из м/ф «Маша и медведь». На время звучания музыки дети закрывают глаза.

Появляется Маша (педагог-психолог с перчаточной куклой).

Учитель-логопед: Итак, мы прилетели в лес на полянку.

Отгадайте загадку:

Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам идет...

Дети договаривают хором: Весна!

Учитель-логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне!

Маша: Здравствуйте, ребята! Что уже весна пришла? А мой мишка всё спит! Сказал: «До весны не будить!». А я не знаю, когда наступит весна!

Учитель-логопед: Поможем Маше весну встретить и разбудить медведя?

Дети: Да!

Учитель-логопед: Давайте расскажем Маше сказку о весне.

Дети вместе с учителем-логопедом и педагогом-психологом садятся на сектора парашюта на колени.

Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Учитель-логопед рассказывает «Историю веселого язычка» с показом артикуляционных упражнений. Дети их выполняют по ходу текста.

Текст: Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (упражнение «Лошадка» - цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков «Ж-ж-ж» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упражнение «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упражнение «Грибок») и огляделся (упражнение «Часики»). На полянке расцвело много подснежников (упражнение «Чашечка»). Язычок долго любовался цветами, вдыхал аромат (вдох через нос, выдох через рот) и восхищался ими (глубокий вдох носом, на выдохе произносить «Ах!!!»). А потом он пошел гулять по лесным дорожкам дальше.< /p> Дети садятся на парашют, вытянув ноги вперед.

Сказка про ёжика

Учитель-логопед: Весной оживает природа, и просыпаются звери.

Педагог спрашивает детей, какие звери просыпаются весной.

Дети: Медведи, барсуки, ежи.

Маша: Давайте поиграем с ёжиками.

Она кладёт в центр парашюта корзинку с Су-Джок шариками. Дети берут в руки по шарику-ёжику.

Учитель-логопед: Сначала Ёжик спрятался в домик, поиграл там (дети катают шарик по ладони, прячут в неё). Потом он решил погулять. Покатился по дорожке (дети катают шарик по одной ножке), потом по другой дорожке (другой ножке). Перекатился через поле (прокатывают по животу). Спустился с горки (прокатывают по руке), поднялся на горку. Перекатился на другую горку (прокатывают по руке), потом скатился с горки и закатился обратно на горку. После такой прогулки ежик очень устал и лег отдыхать.

Положите ежиков отдохнуть, а сами тихонько вставайте.

Дети кладут Су-Джок шарики в корзинку и встают вокруг парашюта.

Учитель-логопед: А теперь поможем Маше найти картинку с весной.

Педагог-психолог сажает куклу Машу рядом с домиком Медведя.

Игра с парашютом «Найди картинку о весне»

Учитель-логопед: Возьмите правой рукой парашют за петлю (дети определяют правую руку по браслету). По команде «Раз-два-три - весну найди!» все вместе поднимаем парашют. А тот, кого я назову, бежит под парашют, берет картинку с признаком весны, выбегает из-под парашюта, помещает на магнитную доску с картиной по теме «Весна» и быстро возвращается на свое место. Если картинка не подходит, то помещает на другую магнитную доску.

Дети вместе с педагогами поднимают парашют. Названный педагогом ребенок пробегает под парашютом, достает картинку с изображением одного из времен года и прикрепляет на нужную магнитную доску в зависимости от того, подходит она или нет к весне. После этого дети поочередно объясняют свой выбор.

Игра «Угадай время года (по звукам)»

Педагог-психолог: Давайте поможем Маше узнать весну по звукам.

На экране предъявляется игра со звуковым сопровождением «Лес» из компьютерной логопедической программы «Учимся говорить правильно». Дети отгадывают времена года по характерным звукам, рассказывают о том, что услышали.

Игра «Что подходит к весне»

Педагог-психолог: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы поднимите парашют, если услышите слово, относящееся к весне. Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, мороз, капель, метель, снегопад, солнышко.

Дети поднимают парашют, если слышат слово, относящееся к весне.

Игра «Скажи наоборот»

Учитель-логопед: А сейчас покажем Маше, какая бывает весна. Поднимает парашют тот, кто знает, как сказать наоборот.

  • Ранняя - поздняя
  • Холодная - …
  • Мокрая - …
  • Дождливая - …

Дети поочередно, называя антонимы, поднимают парашют.

Игра «Скажи ласково»

Учитель-логопед: Давайте научим Машу называть слова ласково. Кто сможет так назвать - потрясет парашют.

  • Ручей - ручеек
  • Лист - …
  • Капля - …
  • Солнце - …
  • Цветок - …

Дети произносят слова в уменьшительно-ласкательной форме и трясут парашют.

Игра «Подели на слоги»

Учитель-логопед: А теперь поделим эти слова на слоги. Поднимайте парашют на каждый слог. Слова: лист, капля, ручеек …

Дети произносят слова и поднимают парашют на каждый слог.

Двигательно-речевое упражнение «Весна»

Педагог-психолог: Давайте вместе с Машей позовем весну!

Солнце, солнце, высоко (на цыпочках руки с парашютом тянем вверх),
Нам от солнышка тепло (вернулись в исходное положение, улыбаемся).
Тает снег от лучей (приседаем, расслабляясь),
Звонко побежал ручей (повернулись налево, бежим по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните (идем по кругу большими шагами).

Педагог-психолог берет Машу и идет по кругу с детьми, держась за парашют.

Игра «Погодные явления весной»

Педагог-психолог: Расскажите Маше, как меняется погода весной.

Дети, держась за парашют, рассказывают, как меняется погода весной.

Педагог-психолог: Если на улице дождь, то мы грустим (изображают грусть). Если солнце ярко светит - мы радуемся (изображают радость). Если ветер, то мы можем испугаться (изображают испуг).

Педагог-психолог: Теперь поиграем с парашютом. Если услышите слово «Ветер», то вы дуете на парашют. Если «Дождь», то прячетесь под парашют как под зонтик. Если «Солнце» - выбегаете из-под «зонтика».

По команде «Дождь» дети прячутся под парашют как под зонт, «Ветер» – машут парашютом, дуют, «Солнце» - выбегают из-под парашюта.

Учитель-логопед во время игры обращает внимание на предлоги: куда дети спрятались, откуда выбежали.

Игра-релаксация

Педагог-психолог: А солнышко поднимается все выше. Становится все жарче и можно уже лечь позагорать.

Дети ложатся на парашют и закрывают глаза.

Педагог-психолог медленно проговаривает: Солнышко погладило своими лучиками личико, шейку, ручки, животик, ножки и т.п. Солнышко поднималось все выше и выше. И мы с вами поднимаемся и встаем.

Дети открывают глаза и встают.

Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, весна уже наступила? Почему?

Дети: Да, наступила!

Перечисляют признаки весны.

Учитель-логопед: Маша, а как ты думаешь, весна наступила? Пора нам будить Медведя?

Маша: А-а-а! Я поняла, что весна наступила! Значит, пора мне будить моего Мишку!

Дети вместе с Машей будят Медведя и сажают их рядом с домиком.

Учитель-логопед: Ребята, вы помогли Маше весну встретить и разбудить Медведя?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Значит, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на волшебном парашюте.

Дети прощаются с Машей и Медведем: До свидания!

Под песню из мультфильма дети с педагогами идут по кругу с парашютом и «возвращаются» в детский сад.