Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 4–7-х классов «Дело мастера боится»

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Трудись! Другого пути к успеху не надо!
Лопата блестит в работе!

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему предстоит задуматься о своей будущей профессии. В школе ведется работа, направленная на профессиональное самоопределение, на протяжении всего периода обучения, в соответствии с возрастными особенностями детей. Тема профессионального самоопределения является актуальной и одной из важнейших в жизни человека. Ее смысл заключается в постепенном формировании у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Все это возможно при условии сотрудничества со взрослым. В 5-7 классах такое сотрудничество можно осуществить в виде игрового взаимодействия. Для данного возраста характерно  осознание своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. В этот период важно создать оптимальные условия для реализации данных возрастных задач.

Данная интеллектуальная игра повышает интерес учащихся к рабочим профессиям, формирует уважительное отношение к труду и людям труда, способствует  популяризации рабочих профессий, развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор. Учащиеся получают знания в доступной для них форме, принимают нужное решение.

Цель мероприятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о мире профессий, повышение престижа рабочих профессий.

Основные задачи проведения интеллектуальной игры:

  • Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося, для осознания ценности и важности профессий;
  • Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к рабочим профессиям;
  • Формирование представлений о профессиях, ответственности за выбор будущей профессии;
  • Воспитание активных членов современного гражданского общества.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, проблемные, интерактивные.

Приемы работы: упражнения, интеллектуальные вопросы, игры.

Оборудование: материалы для украшения зала с высказываниями знаменитых людей о профессиях, пословицами о труде, рисунки детей, материалы для игры «Чья это вещь», черный ящик, компьютер, проектор, экран, презентация.

Этапы реализации:

1. Предварительный этап (за две недели до проведения игры)

С классными руководителями 5-7 классов проходит обсуждение того, что станет содержанием игры, но конкретное содержание заданий становится известным только в момент состязания. Это позволяет сохранить интригу, увидеть процесс решения интеллектуальных заданий о мире профессий.

В игре принимает участие 3 команды, состоящие из 5-7 человек. Каждая команда придумывает себе название, девиз, эмблему, приветствие командам соперников и капитана.

Зал, где будет проходить игра, оформляется соответствующим образом: стены могут быть украшены пословицами о труде, высказываниями великих людей о профессиях, рисунками детей.

Игра начинается со вступительного слова психолога (ведущего), в котором он представляет участников соревнований, членов жюри, пришедших гостей.

2. Основной этап (45 мин)

3. Организационный момент (7-8 мин)

Ведущий: - Дорогие ребята! Я приветствую вас на нашем необычном мероприятии. Вам сегодня предстоит проявить свой талант в интеллектуальной игре «Дело мастера боится» на знание различных профессий и специальностей.

Говорят, что «человек рождается два раза», считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Бытует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки. Буква «М» по-голландски означает – «человек». А если перевернуть – латинская «W» означает «work» - «работа». Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание. А чтобы быть хорошим профессионалом своего дела, достичь успеха в своей профессии нужно хорошо трудиться.

Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, это труд!

Ведущий: -У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание идти вперед. Все это поможет вам выполнить задания в  нашей интеллектуальной игре и еще на один шаг войти в мир профессий. Ребята, Вам предстоит пройти различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости. Прежде чем начать наши состязания, я хочу познакомить вас с правилами проведения игры.

Правила поведения на игре:

  • Прежде чем ответить, выслушайте задание до конца.
  • Каждое задание должна обсудить вся команда, а ответ дает один, выбранный вами, человек.
  • Если один из членов любой команды проявляет несдержанность и дает ответ, команда лишается 1 балла.
  • Если кто-то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, жюри принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.
  • Будьте вежливы и терпимы при общении, уважайте мнение каждого игрока.

Вся конкурсная программа будет состоять из интеллектуальных вопросов, упражнений, игр. Цель команд заключается в том, чтобы набрать как можно больше баллов. Команда, набравшая по итогам большее количество баллов, становится победителем. Будьте внимательны, дружны в команде и тактичны в поведении! С правилами игры мы познакомились, а сейчас разрешите представить вам жюри (называются фамилии, имена и отчества членов жюри).

Слово жюри: Выполнение заданий оценивается следующим образом:

  • за правильный ответ – 1 балл;
  • задание выполнено очень удачно – 5 баллов;
  • задание выполнено не совсем удачно – 1-2 балла.

Итоги подводятся после каждого конкурса.

4. Основная часть (35 мин)

Ведущий: Итак, команды с правилами знакомы, жюри выбрано, начинаем? Наша интеллектуальная игра будет проходить от станции к станции. Название станции соответствует ее содержанию.

Станция №1 "Ознакомительная"

Каждая команда представляет своё название, девиз, эмблему, приветствие и капитана.

Станция №2 "Литературная"

Ведущий: - Сейчас каждой команде предстоит ответить на вопросы, связанные с профессиями  литературных героев. Вопросы задаются по очереди.

  • Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником)
  • Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
  • Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром)
  • Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
  • Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом)
  • Назовите профессию двух сестёр-злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (Ткачиха, повариха)
  • Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина?  (Рыбак)
  • Какой профессии научились три поросёнка? (строитель).
  • Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
  •  В качестве кого Поп брал Балду на работу за три щелчка по лбу и вареную похлебку? (Повара, конюха, плотника)
  • Герой повести М.Шолохова «Судьба человека»  Андрей Соколов по профессии был кем? (шофер)
  • Кем был герой  повести Чехова «Каштанка»? (сапожник)

Станция "Практическая"

Игра  «Чья это вещь?»

Ведущий: У меня в коробке лежат различные вещи и инструменты. Членам команды предлагается по очереди брать по одному предмету и, посоветовавшись с командой, называть  профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему они так считают. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(В мешке лежат: эл. лампочка - электрик, поварешка - повар, расчёска - парикмахер, катушка ниток - швея, портной; стамеска – столяр, электрод – сварщик;  машинный ключ – автомеханик; мастерок – строитель; молоток – кузнец; кисть – маляр; рубанок – столяр; каменный уголь - шахтер)

Ведущий: - Молодцы, замечательно справились с заданием! Видно, что у вас есть и знания о профессиях, и находчивость. Переходим к следующей станции.

Станция№3  «Словесная»

Задание «Узнай профессию по описанию»

  • В наши дни эта профессия является одной из самых опасных и тяжелых во всем мире. Этот трудовой путь выбирают лишь самые смелые и мужественные люди. Суть работы сводится к добыче разнообразных ископаемых. Рабочие опускаются на глубину, которая в среднем составляет от 800м до 4км, где непосредственно и происходит, например, добыча угля или золота. Далее добытая руда с помощью специальной техники поднимается на поверхность.(шахтер)
  • Эта  профессия связана с получением металла и его обработкой в горячем состоянии. Как самостоятельная отрасль производства  она возникла в ранние века, где-то в VI веке н.э., с того самого момента, когда человек научился выплавлять металл из руды. (металлург)
  • Как вы можете видеть вокруг, современный мир строится из металла. Без этого ценного материала у современного человека не было бы машин, кораблей, небоскребов и многого другого. Это говорит о том, что человек со знаниями работы в данной отрасли  будет нужен везде и всегда. Профессия эта всегда будет нести в себе значение ответственности, ведь только от профессионализма человека данной профессии зависит устойчивость и долговечность конструкции. (сварщик)
  • На сегодняшний день данная профессия считается весьма востребованной в разных областях промышленности, таких как кораблестроение, строительство и автомобилестроение. Вся суть работы заключается в обработке вращающихся деталей и изделий. При помощи резания обрабатывается металл, оргстекло, пластмасс и остальные популярные материалы, осуществляется сверление, резьба, калибровка. Вся работа происходит по четко составленным чертежам. (токарь)
  • Интересно, кому из нас не хочется выглядеть элегантно и модно, красиво и ярко? Такую задачу легко сможет решить человек данной профессии, ведь именно ему все мы обязаны своими прекрасными платьями, изысканными пиджаками и строгими брюками, великолепными кофточками и любимыми джинсами. (швея)
  • Говорят, что это профессия  на все времена. Люди всегда будут нуждаться в еде. Хотя каждый может что-то приготовить и сам, но иногда хочется посетить кафе или ресторан, заказать вкусное и красиво оформленное блюдо, и просто наслаждаться им, сидя в приятной компании. Эта профессия очень востребована. Освоить её сможет каждый человек. (повар)

Станция №4 "Конкурс капитанов"

Ведущий: Внимание – «Черный ящик». В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (Ответ: ложка) 1. Музыканты-ложечники. 2. Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой. 3. Сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Станция №5  «Знаменитые имена»

Ведущий: Ребята, сейчас вам предстоит определить фамилии людей, добившихся успеха в рабочих профессиях, заслуживших уважение  народа.

-Талантливый повар, потчевавший народ  вкуснейшими блюдами. Так посетители «Эрмитажа», а затем и вся Россия, познакомились с соусом из Прованса и легендарным салатом, позже получившим имя своего создателя.
(Люсьен Оливье, повар)

- Ее дом моды одевает женщин уже около 90 лет. Ее стиль является стилем №1 XX века. Она сняла с женщин корсет, внесла в одежду черный цвет и знаменитые революционные духи.
(Шанель Коко, швея)

- Окончил Корочанский совхоз-техникум и получил диплом агронома-полевода. Наш земляк, был избран председателем колхоза имени Фрунзе, объединившего несколько мелких отстающих колхозов. Всего за несколько лет колхоз стал первым в нашем регионе, а затем и во всей России. В настоящее время его именем названа Белгородская сельскохозяйственная академия в п.Майском.
(В.Я.Горин, агроном)

Ведущий:  Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, чтобы добиться успеха в профессии очень важно не только хорошо знать свое дело, но и владеть определенными  качествами личности и чертами характера.

Станция №6 «Успешная»

Упражнение «Профессиональные качества».

Ведущий: - Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Сейчас мы выясним качества, присущие  рабочим профессиям. По перечисленным качествам угадайте профессию:

(Психолог перечисляет профессиональные качества, а дети определяют профессию. Для каждой команды предлагается своя профессия.)

1. Физическая подготовка, дисциплина, решительность, находчивость, собранность, ответственность, отвага, патриотизм. (спасатель)

2. Знание техники, усидчивость, трудолюбие, сила воли, ответственность (автомеханик).

3. Любовь к животным, работоспособность, выносливость, доброта, сострадание, трудолюбие (ветеринар).

Ведущий: Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что в любой профессии человек должен быть всесторонне развитым, ответственным, трудолюбивым и дисциплинированным.

5. Заключительный этап

Заключительная часть (5-7 мин)

Ведущий: Пока наше жюри подводит итоги конкурсов, я хочу представить вашему вниманию небольшой видеоролик о многообразии мира профессий. (Презентация)

Ведущий: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения от того, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, что у него золотые руки, что «дело мастера боится». Я надеюсь и верю, что каждый из вас займет достойное место в мире профессий.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе – 
Не узнаешь, пока не откроется дверь. 
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь!
«Тропинка» Саматовой Л.С

Победившей командой интеллектуальной игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Капитаны команд получают грамоты по результатам мероприятия.

Список электронных ресурсов

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://nsportal.ru
  3. http://pedsovet.su
  4. http://rodn-i-k.narod.ru

9.04.2018