Выполнение чертежа сварочного соединения

Разделы: Информатика


"Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их."
Сенека Мл.

Пояснительная записка

В основе урока лежит деятельность как способ изучения дисциплины через череду последовательных уроков, в основе которых лежат разнообразные знания по заданной теме, у обучающихся формируется целостная картина мира и преодолевается разобщенность учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом каждый педагог решает задачи своей предметной области в рамках программного материала.

Цель преподавателя: создать условия для формирования целостного представления о сварных соединениях, основываясь на знаниях из различных учебных дисциплин: инженерная графика, информатика и МДК.01.01. Технология сварочных работ.

Место урока в учебном плане: обучающиеся уже знакомы с основами инженерной графики (2 курс), изучили темы «Технология создания и редактирования растровой и векторной графики» (Информатика и ИКТ, 1 курс. Информатика, 2 курс), «Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D», умеют пользоваться панелью инструментов программы КОМПАС-3D, вычерчивать несложные объекты.

Планируемые результаты обучения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.

ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

иметь представление:

  • о возможностях использования систем автоматизированного проектирования при выполнении чертежа

знать:

  • основные приемы построения чертежей
  • порядок создания и оформления чертежа в Компас- 3D

уметь (на примере Компас-3D):

  • создавать чертежи

Специальность

Сварочное производство

Дисциплина

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Тема урока

Выполнение чертежа сварного соединения

Тип урока

Комбинированный, метапредметный

Цели урока

Образовательная (предметная)

  • формирование у обучающихся представления о принципах построения чертежа сварного соединения с помощью системы «Компас-3D» LT
  • освоить технологию выполнения чертежа сварного соединения с помощью системы «Компас-3D» LT
  • продолжить формирование знаний о возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности

Развивающая (метапредметная)

  • продолжить формирование умения работать с информацией
  • обобщать полученные результаты, делать выводы

Воспитательная

  • формирование адекватной самооценки, взаимооценки;
  • формирование навыков самостоятельной работы

Методы обучения 

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Формы обучения  

Индивидуальная, фронтальная

Междисциплинарные связи 

Инженерная графика, МДК.01.01. Технология сварочных работ, информатика

Обеспечение занятия

Наглядные пособия

Карточки с картинками, презентация PowerPoint (Приложение 1)

Дидактический материал

ОК «Обозначения сварных швов», ОК «Панель Обозначения», ЦОР «Виды сварных соединений», ЦОР «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений»

ТСО

персональный компьютер с ОС Windows 7 и установленной САПР Компас 3D LT версия 12 (свободно распространяемый)

Литература

Основная 

Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2015. – 352с.

Дополнительная

Самсонов В.В., Красильникова Г.А. Автоматизация конструкторских работ в среде Компас-3D – М.: Издательство «Академия», 2009 – 224с.

Ход урока

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

Добрый день!

Глядя в ваши внимательные глаза, я уверена в нашем сегодняшнем сотрудничестве.

У нас сегодня две темы. Знание и Незнание.

Философы и ученые эпохи Просвещения считали - «Знание – сила».

Ребята, а как вы считаете, что такое знание? Что такое незнание?

Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.

У вас на столах лежат карточки с понятиями и изображениями. Разложите их на две группы: ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ (картинки сварных швов, фрагменты чертежей, обозначение сварных швов).

Мы видим, что знания у всех разные. Отчего это зависит? (От знаний, от интересов и др.)

Напомните, пожалуйста, как происходит познание нового? Верно, мы будем опираться на наши знания и жизненный опыт, выявлять наши затруднения, чтобы найти способы их разрешения.

Для начала я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Образцовая сварка» (https://youtu.be/FCiEEb5Wpos )

На высоте, на море, под землей…
Под силу тем, чья гордая порода
С умом холодным, крепкою бронёй.
Аргона плазма режет, плавит… Жарко!
Рождая искры в огненном жерле,
Накалом сталь соединяет сварка –
Дуги струя в вольфрамовой игле.
Хватило б сил и пламенного сердца
Ее напор умело обуздать.
Огонь в руках: держать и не обжечься! –
Тут ловкость мастера, привычка, стать!
Сберечь глаза от ультрафиолета –
Тех самых «зайчиков» и, не спеша:
Ровнее шов, немножечко секрета...
Под маской сварщик – тонкая душа.

Целеполагание:

Давайте вместе определим тему и цель нашего урока.

Какую большую работу мы с вами проделали на предыдущих занятиях? (создавали чертежи деталей, учились правильно их оформлять в программе Компас 3DLT)

Вспомните процесс построения, что было легко? что сложно? (Конечно легче и быстрее чем вручную, чертеж чище, компьютер сам проводит ровные линии и окружности. Если ошибся можно поменять стиль линии, ее длину. При вводе данных все равно часто ошибаемся, и приходится редактировать деталь.)

Используя выбранные картинки, просмотр видеофрагмента, знания предыдущих уроков, попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия.

Тема: "Выполнение чертежа сварного соединения"

Цель: освоить технологию создания чертежа сварного соединения с помощью системы Компас-3D.

А что вы уже знаете о сварных соединениях?

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

2.1. Работа с информацией

Давайте вспомним сварные соединения и правила оформления сварных соединений на чертежах с помощью образовательных ресурсов.
ЦОР Виды сварных соединений.

Форма доступа: http://fcior.edu.ru/card/26356/vidy-svarnyh-soedineniy-i-tipy-svarnyh-shvov-praktika-ii.html
ЦОР Условные изображения и обозначения швов сварных соединений. Форма доступа: http://fcior.edu.ru/card/26035/uslovnye-izobrazheniya-i-oboznacheniya-shvov-svarnyh-soedineniy.html)

В настоящее время в проектной деятельности инженеры, архитекторы, технологи, дизайнеры часто прибегают к помощи систем автоматизированного проектирования. Одной из таких систем является программа….

- Компас-3D, которую мы изучаем.

Проверим необходимые знания о программе.

Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ»

№ п/п

Определите, верны или неверны указанные утверждения. Ответ запишите в двоичной форме

Ответ (1 или 0)

1

КОМПАС 3D относится к растровым графическим редакторам

0

2

КОМПАС 3D позволяет создать только чертежи

0

3

Недостатком векторной графики является большой объем созданных файлов

0

4

Чертеж отличается от фрагмента тем, что у фрагмента нет основной надписи

1

5

При нанесении размеров допускается ввод текста

1

6

Инструмент Усечь кривую находится на панели Геометрия

0

7

Параллельные прямые находятся на расширенной панели инструмента Вспомогательные прямые

1

8

Инструмент Копия указанием находится на панели Редактирование

1

9

Инструмент Симметрия позволяет сократить шаги построения

1

10

Для копирования объекта необходимо его выделить

1

Самоконтроль

Проверка правильности выполненного задания; обсуждение утверждений, вызвавших затруднение. Предоставляет студентам возможность проверить результаты упражнения через подсказку: утверждения под номером, являющимся делителем числа 6, ложны, остальные истинны.
Рассмотрим возможности программы Компас-3D LT для обозначения сварного шва.

  1. Панель «Обозначения» (Приложение 4).
  2. Объяснить правила обозначения сварного шва в программе (Приложение 2). Для обозначения такого шва применяется выноска со стрелкой, имеющей одну засечку. Обозначение включает в себя ГОСТ на шов, вид шва, знак, обозначающий размер катета и сам размер, по необходимости добавляется знак шва по замкнутой линии.

2.2. Планирование трудовых действий

Практическая работа Выполнение чертежа сварного соединения и обозначение сварного соединения в программе Компас (Приложение 5)

а) Чтение чертежа.

б) Изучение чертежа по образцу.

в) Выполнение чертежа сварного соединения и обозначение сварного соединения.

Анализ работы. Взаимоконтроль (Приложение 3).

Подведение итогов.

Давайте вернемся к нашим карточкам и еще раз распределите их по группам. Как изменились наши ЗНАНИЯ и НЕЗНАНИЯ. (незнания перешли в знания)

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП «Лестница успеха»

Поделитесь результатами урока.

Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себя на одну из ступенек Лестницы успеха.

На уроке все было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой. Урок в целом удался. Цель урока достигнута.

Большая часть нового материала понятна, выполнил почти все задания. Затрудняюсь в 1-2-х моментах.

Есть к чему стремиться. Многое на уроке было непонятно, с большинством заданий не справился, не доволен своей работой. Необходима дополнительная консультация. Впереди много работы.

Маршрутный лист

ФИ _________________________________________________

№ п/п

Задание

Оценка

1

Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ» (Самоконтроль)

 

2

Практическая работа (Взаимоконтроль)

 

3

Средняя оценка=(1+2)/2

 

 

Дополнительные баллы

 

 

Оценка преподавателя

 

28.05.2018