Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Организация мини-музея «Русская горница»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: мини-музей


Пояснительная записка

Организация мини-музея «РУССКАЯ ГОРНИЦА» в нашем дошкольном учреждении.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. ФГОС дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Совместная деятельность взрослых и детей — особая система взаимоотношений и взаимодействия.

Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности  в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея.

  • Образовательная - познакомить дошкольников с жизнью, деятельностью, традициями, бытом русского народа.
  • Развивающая - создать условия для развития у детей умения сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках.
  • Воспитательная - приобщать детей к традициям и обычаям русской национальной культуры, прививать духовный патриотизм, воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

  • формировать у дошкольников представление о музее.
  • обогащатьсоциальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами мини-музея, явлениями, людьми.
  • расширять кругозор дошкольников: обогащать представления об отдельных элементах культуры русского народа (одежда, обычаи, предметы быта, игры, игрушки).
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох (связь со школьным музеем боевой славы).
  • формировать  проектно-исследовательские умения и навыки практического применения полученного материала в игровой, речевой, познавательной, двигательной деятельности.
  • формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, развивать творческое и логическое мышление, воображение.
  • учить чувствовать и понимать красоту народного творчества и художественного слова.

Актуальность: проблема национального самосознания стала особенно актуальной сейчас. Усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. Национальная специфика – это категория духовной культуры. Разрушению подвергаются глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.

Устное народное творчество является бесценным наследием русского народа, как народная мудрость, передаваемая от поколения к поколению устным путем.

Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, более успешно можно передать детям опыт предков, подкрепляя зрительное восприятие музыкальным и речевым фольклором, воссоздать в доступной для детей форме быт русского народа, традиции и предания.

Современному дошкольнику не понятен смысл многих слов и выражений, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Пословица, поговорки, загадки, сказки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов, синонимов, создают основу для развития таких операций мышления, как сравнение и обобщение. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают к нему интерес.

Для решения данной проблемы и возникла необходимость в создании мини-музея русской старины, где разместились предметы быта, одежды, утвари. Создание мини-музея «Русская горница» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

Это - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  • постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации,собраний, индивидуальная работа);
  • выбор места размещения экспонатов, помещения;
  • сбор экспонатов;
  • оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);
  • разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
  • разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);
  • открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

При использовании музейной педагогики, как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников, учитываются принципы интеграции (учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей), наглядности,доступности, содержательности, партнерства, принцип деятельности и интерактивности (предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.), динамичности и вариативности (экспонаты постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей ). Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность.

Обязательное сочетание предметного мира мини-музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Наш мини-музей «Русская горница» - это не просто выставка предметов старины, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно устойчиво. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика заинтересовать посетителей. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи, настенные полки, ширмы, стенды.

Посетив мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с предметами русского народного быта:  русской печью, сундуком с русскими национальными костюмами, головными уборами, прялками, керосиновыми лампами, самоваром, деревянной и глиняной посудой, ухватами, рубелями, корзинами, туесами, куклами в русских народных костюмах и др.

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Наш мини-музей можно посещать каждый день, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Все эти предметы быта, утварь мы собирали по «крупицам»вместе с родителями.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные формы и методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно принимают участие, действуют, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.

Нами был разработан комплекс образовательной деятельности для дошкольников с учетом общеобразовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение. Это является внедренным новшеством и имеет большие инновационные возможности. Не нарушая естественного хода образовательно-воспитательного процесса, деятельность проводится в течение года (1 раз в месяц). Этот комплекс включает в себя: познавательные беседы, дидактические игры, викторины, просмотр презентаций, организацию выставок и  комплексные занятия, которые проходят и в музее, и в группе с предметами музея (проводят воспитатель + учитель-логопед или воспитатель + педагог-психолог, или все специалисты вместе).

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (обзорные и тематические).

Экскурсионная работа решает следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

В мини-музей приглашаются воспитанники других возрастных групп, для ознакомления с бытом и традициями русского народа, для участия в посиделках и календарных праздниках. Дети старших групп показывают и  рассказывают малышам, как использовали люди в старину тот или иной предмет, во время посиделок с родителями слушают русские народные песни.

Очень понравилась всем участникам такая интерактивная форма, как «перевоплощение» экскурсовода. Гостей встречала «хозяюшка» в русском народном сарафане, приглашала в свою избу, угощала пряниками и баранками. Особенно полюбился детям и «хозяин» горницы - домовенок Кузьма.

В рамках мини-музея и проектной деятельности была организована выставка «Куклы из сундучка », которая предлагает знакомство с народными куклами, такими как «кукла-Пеленашка», тряпичными куклами, сделанными руками самих детей и их родителей.

Родители воспитанников - наши главные помощники: охотно принимают участие в пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми реставрируют поврежденную посуду, шьют русские костюмы и изготавливают стилизованные предметы.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, формируются исследовательские умения и навыки реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

Литература.

  1. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.
  2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б.А., Бойко А. Г., Сечин А.Г. — СПб., 2008.
  3. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  4. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.
  5. Юрченко Т. В., Черницова Ю. В., Григорьева И. А. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №12.6.

ЗАНЯТИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ»

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом.

Задачи:

  • в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма и его изготовлении;
  • в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детей целенаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образную и фразовую речь.

Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и включать их в сложносочиненное предложение. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика).

Развитие зрительного восприятия.    

  • в области воспитания – прививать  любовь к своей Родине;
  • формировать эстетический вкус;
  • воспитывать интерес к русской народной культуре.

Методические приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация рассматривание);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения).

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики.

Форма организации занятия: фронтально.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд: репродукции, на которых изображены люди в русских костюмах, русский костюм (мужской, женский).

Оборудование и материалы:

  • декорации и костюмы в русском стиле, предметные картинки («четвертый лишний»), ленточки; 
  • Хозяюшка  в русском наряде, самовар.

Предварительная работа:

  • беседа о России; подбор методической литературы;
  • оформление книжного уголка;
  • рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение фольклорного праздника в школе, рассматривание иллюстраций, разучивание русских танцев и хороводов, просмотр презентаций, изготовление кушаков, кукол, создание своего орнамента для сарафана и рубахи-косоворотки;
  • работа с родителями по изготовлению русского народного костюма.

Обогащение словаря: коленкор, кисея, понеточина, домотканая, кокошник, пояс-кушак, рубаха-косоворотка, порты, душегрея, кичка, онучи, картуз, передник, понева, относительные прилагательные (атласный, ситцевый, кашемировый, бархатный, меховой, холщевый, льняной, шелковый, парчовый, кисейный, коленкоровый)

Ход занятия

1. Организационный момент. Проводит педагог-психолог

Педагог-психолог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите, какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня, в ходе нашей беседы. А для того, чтобы настроиться на отличную работу, мы проведем нашу зарядку упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура). Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение).

Педагог-психолог - Молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.

2. Под музыку входит Хозяюшка (воспитатель).

Хозяюшка - Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте добры молодцы, красны девицы (с поклоном),проводит детей хороводом к стульчикам, садятся.

Хозяюшка - Какие вы статные да ладные. Как звать, Вас, красна девица? Как звать, Вас, добрый молодец? (ответы детей) Скажи, Марьюшка, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (дети называют части костюма: Сарафан, лапти, лента шёлковая и т.д.)

Хозяюшка - Как можно назвать одежду, которая одета на наших гостях? (ответы детей: современная). Как назовем мы вашу одежду? (русский народный костюм). Вот так одевались наши предки. Одежду они изготавливали сами – выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой, т.е. вытканной дома. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка о плохой работе: *работать спустя рукава*.

Считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак – «что ж ты распоясался?». Считалось позором, если женщина была без головного убора - пришло к нам выражение «опростоволоситься». Самой распространенной женской одеждой был сарафан, надевали его поверх рубахи. Давайте посмотрим, из какой ткани сшиты ваши сарафаны и рубахи (ответы детей: изо льна, из ситца, из парчи, из атласа, из кашемира). Посмотрите, какие у меня еще есть костюмы. Они сделаны из коленкора, из кисеи, вшита понеточина (рассказ сопровождает показом, и дает попробовать на ощупь детям.)

Хозяюшка – Теперь мы попробуем, как раньше пряли, ткали. Приготовьте ваши пальчики.

Упражнение «колечки» - Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих речевое развитие ребенка.

Хозяюшка - Представьте, что вы сидите за станком и переплетаете нити для полотна, или плетете лапти, возьмите ваши ленточки в обе руки и одновременно скатайте и, обязательно следите глазами.

Упражнение «ленточки», модификация «двойных рисунков» - повышаются внимание и собранность.

3. Педагог-психолог – Спасибо, Хозяюшка. Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы, шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас подошла пора  отдохнуть.

Физкультминутка
Мы красиво нарядились,     (показывают наряды)
Вкруг себя оборотились,      (повернулись)
Вышли песенки попеть,      (упражнение – зевота, мягко   удаляющее  напряжение.)
На людей посмотреть.        (упражнение – помпа,  освобождает от     
Вышли дружно поиграть,    напряжения, которое возникает при длительном
Себя людям показать.          (Педагог-психолог – а теперь сядем, и нарисуем «лежачую восьмерку» сидении)

Упражнение помогает использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.

4. Упражнение «Четвертый лишний» (предметный).

- Назовите лишний предмет, и объясните, почему он лишний?

Лапоть, сапог, туфля, поршень.
Лавка, стул, сундук, люлька.
Сарафан, косоворотка, платье, душегрея.
Теремок, изба, дворец, высотный дом.
Чайник, крынка, чугунок, деревянный ковш.

Дети no-очереди подходят к столу, берут картинки, называют все нарисованные на них предметы и выделяют один предмет по заданному признаку.

5. Педагог-психолог - упражнение «Думающий колпак».

6. Учитель-логопед Упражнение «Образование относительных прилагательных».

Рубашка из холста – холщевая рубашка,
Сарафан из атласа – атласный сарафан,
Понева из ситца – ситцевая понева,
из шелка -, из коленкора -, из меха -, из кашемира -, из парчи -, из кисеи -, из бархата -.

7. Упражнение «Составление сложносочиненных предложений с использованием относительных прилагательных».

- Сравните сарафаны на Катюше и Софье. На Катюше атласный сарафан, а на Софье шелковый.

На Владиславе ситцевые порты, а на Артемии атласные порты.

На Владиславе меховая шапка, а на Артемии шелковый картуз и т.д.

8. Упражнение «Кто больше заметит?»

- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка. Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка.

- Сейчас Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось. Например: платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем дети рассказывают, что  изменилось и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.)

9. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали? Вам понравилось наше занятие? Дети отвечают на вопросы психолога.

Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси.

10. Сюрпризный момент.

- Хозяюшка - приготовила нам угощение.

Хозяюшка выносит на подносе пряники и конфеты, угощает ими детей (под музыку).

Тема экскурсии для детей старшей группы "Знакомство с русской горницей"

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Дать представление о русской горнице и избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т.д.).

2. Обогащать словарь и расширять детский кругозор.

3. Воспитывать интерес к русской культуре.

Предварительная работа:

Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: мини-музей “Русская горница” (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват и др.)

Ход экскурсии

Дети старшей группы ,под русскую народную музыку, входят в мини-музей.

Их встречает дочка Хозяюшки - Настенька (девочка из подг.гр.):

- Милости просим в гости, ребята. Проходите, присаживайтесь. Горница у нас небольшая, да красивая какая! В ней много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти здесь предмет, о котором мы с вами будем говорить.

А вот и первая загадка:

- Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут…(сундук)

Правильно, это сундук. (показывает и достает одежду). Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей : рушники, рубахи, а у меня есть еще одна загадка.

- Подумайте и найдите в моей горнице этот предмет

"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча". (Печь)

Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь? Для чего она нужна, что она приносила в дом (тепло и уют)? Правильно, в ней готовили пищу, спали на ней. Посмотрите а что в печи у нас стоит?

- Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …(чугунок)

Какие вы молодцы, все загадки отгадываете. А теперь найдите в моей горнице предмет, который был очень нужен людям в давние времена, что бы достать из печи чугун и не обжечь руки, а я вам дам подсказку:

- Из русской печи
Кашу из печи тащи
Чугунок очень рад
Что его схватил …(ухват)

Показывает и дает попробовать желающим достать чугунок из печи.

Ребята, давайте мы с вами скажем печке добрые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать пирогами, которые испекла нам печка-матушка.