Проблемы лесной промышленности России

Разделы: География


Цели урока: рассмотреть основные проблемы развития лесной промышленности на примере лесопромышленного комплекса Иркутской области с использованием метода графов и кейс-технологии.

Задачи урока:

Формирование познавательных навыков обучающихся:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о структуре и закономерностях развития лесной промышленности России.
  • Отработка способов постановки и решения проблем творческого и поискового характера; навыков смыслового чтения.
  • Формирование умений анализировать, прогнозировать и делать выводы.

Формирование регулятивных навыков обучающихся:

  • Формирование навыков совместного планирования, обсуждения и оценивания самостоятельной работы.

Формирование коммуникативных навыков обучающихся:

  • Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией:
  • умение слушать ислышать друг друга;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение адекватно использовать речевые средства длядискуссии иаргументации своей позиции;
  • умение высказывать своё мнение вписьменной иустной форме;
  • готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением ивысказывать своё.

Способность действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия при учебном и познавательном взаимодействии:

  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • понимание возможности различных точек зрения, несовпадающих ссобственной;
  • готовность кобсуждению разных точек зрения ивыработке общей (групповой) позиции;
  • умение устанавливать исравниватьразные точки зрения прежде, чем принимать решение;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить иотстаивать свою позицию невраждебную окружающим.

Организации и планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
  • планирование общих способов работы;
  • способность обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения.

Умения работать в группе.

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу — через анализ её условий.

Умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Опорные знания: лесные богатства России, лесные ресурсы, лесохозяйственные районы, лесопользование, лес и окружающая среда, рекреационное значение леса.

Использование на уроке основных методов и приемов: картографический, метод построения положительных и отрицательных графов кейс-технология.

Ход урока

1. Орг. момент (1 мин.)

  • приветствие (сдача рапорта старшины взвода), проверка готовности к уроку;
  • деление класса на группы по 4 человека;

2. Повторение ранее изученного материала (5 мин.)

Картографический метод:

Для обучающихся приготовлены контурные карты с заданиями (приложение №1)

Воспитанники выполняют задания в контурной карте с помощью разного цвета условных обозначений. По завершению работы самостоятельно взаимно проверяют задания, открыв страницу 111 учебника рисунок №48«География химико-лесного комплекса России».

Взаимопроверка.

3. Основная часть урока

Мы завершаем изучение темы «Химико-лесной комплекс России». И в завершение этой темы хотелось затронуть очень важную проблему – проблему сокращения лесов нашего государства. Лес - это сырье для химико-лесного комплекса, основа развития лесной промышленности.

Метод построения графов (положительных и отрицательных) 5 минут.

Задание №1. Определите факторы, оказывающие позитивное и негативное воздействие на развитие лесной промышленности России, используя метод построения графа.

Для каждой группы представлены базовая основа графа. Для выполнения данной работы учащимся разрешается пользоваться учебником, атласом и дополнительными материалами. (приложение №2)

Обучающие начинают работу на уроке, приводят несколько факторов. Работу можно продолжить как проект для дополнительного изучения до конца четверти и подвести итог на уроке географии Иркутской области в форме круглого стола.

Работы выставляются на доске проектные работы и исследования.

Обучающиеся приводят примеры положительных и отрицательных факторов, влияющих на лесную промышленность (в том числе и на лесную промышленность Иркутской области).

Кейс-технология (15 минут)

Леса (лесные ресурсы) имеет глобальное значение как для Земли в целом, так в частности и для Иркутской области. В настоящее время в Иркутской области существует множество проблем, связанных с лесом и лесопользованием. Определение и изучение первостепенных проблем, связанных с лесными ресурсами Иркутской области и выявление путей решений представленной проблемы, является целью предстоящей работы. (приложение №3)

4. Рефлексия (5 минут)

Обучающие представляют свои работы по кейсу.

5. Домашняя работа (3 минуты)

Повторение параграфа № 26.

  1. Задание: подготовить материал о службе Министерства обороны представленной в геральдическом знаке? Вид деятельности данной службы? Какие учебные заведения готовят специалистов для данной военной службы?
  2. Задание: составить информационную справку о лесах Иркутской области, вписав в текс пропущенные цифры. (приложение №4)