Методическая разработка открытого урока «Экспедирование грузов» по МДК 05.02: «Обеспечение грузовых перевозок» для специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Разделы: Технология


Цели урока:

  • развивающая – развивать у учащихся логическое мышление, умения анализировать, запоминать, и делать соответствующие выводы;
  • воспитательная – воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, уверенности, уравновешенности, ответственности, трудолюбия, работоспособности)
  • методическая – использование разнообразных видов работ с учащими при проведении урока для активизации мыслительной деятельности учащихся

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: презентация к уроку; учебник Перепон В.П. «Организация перевозок грузов»; раздаточный материал, компьютеры; программа 1С.

Девиз занятия:

«Просто знать - ещё не всё, знания нужно использовать».
Гёте

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка наличия учащихся.
  2. Формулирование темы урока.

II. Теоретический аспект урока.

III. Проверка знаний учащихся по ранее изученным темам.

IV. Подведение итогов.

Наряду с услугой простой доставки грузов, услуга экспедирование грузов набирает популярность и востребованность в сфере грузоперевозок.

Экспедирование груза дает заказчику гарантию того, что его груз будет доставлен до места назначения в сохранности. Основные правила профессиональной экспедиционной компании это информированность и скорость реагирования на различные ситуации. Представители компании наблюдают за доставкой груза на всем протяжении его пути с помощью современного технического обеспечения Глонасс и Протон. При возникновении внештатных ситуаций клиент немедленно информируется, и дальнейшие действия совершаются только при согласовании с заказчиком. Договор на оказание экспедиторских услуг является неотъемлемой частью основного договора на осуществление услуг по транспортировке груза.

Экспедирование грузов включает в себя достаточно обширный перечень работ: товар готовится к отправке, пакуется, маркируется надлежащим образом, для сопровождения составляется пакет необходимых документов. Таким образом, заказчик освобождается от бумажной волокиты и экономит массу времени. Часто экспедиционные компании берут на себя расчетные функции организации и оплату таможенных пошлин. Можно, конечно, сэкономить на этих услугах, но реалии нашей системы таковы, что простому смертному подчас трудно разобраться во всех тонкостях документальной подготовки товара к отправке. Профессиональный экспедитор способен сделать все грамотно, быстро и можно быть уверенным в том, что перевозка будет проведена качественно.

Обратившись в экспедиционную компанию, заказчик может быть уверен в том, что его товару не будет причинен ущерб, и он в сохранности отправится к месту назначения. На всех этапах исполнения договора специалисты компании строго следят за сохранностью товара, что существенно снижает риск порчи или утраты.

Транспортные услуги по экспедированию груза оказываются следующими видами транспорта:

  • Морским (внутренним речным)
  • Железнодорожным
  • Автомобильным
  • Воздушным
  • И даже трубопроводным (в сфере поставки такого природного сырья как газа и нефти).

Услуги экспедиционной компании особенно нужны при осуществлении доставки груза морским путем. И это самый древний способ экспедирования груза. Подобная доставка предполагает подготовку большого количества документов и знание законодательства стран, через которые проходит маршрут транспортировки. Необходимы услуги экспедиционной компании при условии перегрузки товара на территории иностранного (транзитного) государства, опять же из-за множества нюансов, которые знает только профессионал.

Клиенты, не первый год пользующиеся услугами транспортно-экспедиционных компаний предпочитают не экономить на услугах экспедитора, если речь идет о доставке опасных веществ или ценных товаров. А это грузы, требующие перевозки на особых условиях. Это дает гарантию от возможной порчи товара или доставки его в ненадлежащем состоянии.

Экспедиционная компания гарантирует своим заказчикам своевременную и качественную доставку грузов, с учетом все пожеланий, выполняю одно из главных категорий логистики «доставка от двери до двери». Поэтому экономить на услугах экспедирования груза не стоит.

Экспедирование грузов необходимо для экономии времени грузовладельца, поскольку в процессе перевозки могут быть задействованы несколько перевозчиков, разные виды транспорта, а маршруты торговых путей пролегают подчас через несколько государств.

Экспедиция грузов (транспортная экспедиция) — широкий комплекс услуг по вопросам связанным с перевозкой грузов (исключая саму перевозку), решением всех вопросов разовой и постоянной транспортировки, правовыми аспектами (например, таможенным оформлением, получением доверенности на груз, сопроводительных документов и прочее). Иными словами, экспедиционная компания решает все проблемы, которыми грузоотправитель или (и) грузополучатель заниматься по тем или иным причинам не могут.

Экспедирование грузов может быть как разовым, с использованием одного вида транспорта, которое называется унимодальная перевозка, так и интермодальная, мультимодальная, амодальная, консолидированная или сборная. В настоящее время огромной популярностью пользуется сборная перевозка, т.к. при ней экономятся топливо, время, заработная плата перевозчикам.

Интермодальная перевозка предполагает единый документ, а мультимодальная — единую ответственность за груз на всё пути следования (на разных видах транспорта) одной экспедиционной компании, амодальная – международные перевозки. Смешанная перевозка — несколько видов транспорта, разные зоны ответственности экспедиторов.

Помимо сказанного, экспедиционные компании могут нанимать на работу как водителей, отвечающих только за транспортное средство, так и отдельно экспедиторов, отвечающих только за груз.

1. Правовые стороны экспедирования грузов

У всех видов транспортного экспедирования есть Уставы, регламентирующие их работу по перевозке грузов и доставке их потребителю. Однако, в настоящее время разрабатываются Единые уставы и требования работы ко всей транспортной отрасли страны. Цель Единых Уставов: прозрачная работа транспорта как в части перевозок ТМЦ, так и перевозке пассажиров. На сегодняшний день работа строится по Единым правилам экспедирования грузов, которые выработаны Международной федерацией ассоциаций по экспед. деятельности. Важным в этих правилах является понятие оказания полных услуг, т.е. доставки «от дверей — до дверей». Такой комплекс обязательно включает следующие моменты:

  • Доставка груза до точки отправления (терминала погрузки, ж/д станции и т.д.);
  • Погрузку в ТС перевозчика;
  • Составление всех расчётов и договоров с перевозчиком, финансовые расчёты на месте;
  • Разгрузку ТС на месте прибытия;
  • Доставку груза до точки получения.

Экспедитор грузов может решать все вопросы сам или взаимодействовать с клиентом, по его требованию. Таким взаимодействием может быть составление маршрута транспортировки (например при использовании разных видов транспорта), страхование груза, информирование о продвижении груза по маршруту и т.д.

Стандартная экспедиторская расписка, даёт её владельцу право распоряжаться материальными ценностями от имени владельца и возлагает на него ответственность за их сохранность. В условиях конкуренции огромное значение приобретают сервиз и качество обслуживания, а также квалификация, знания и умения логиста. Выполненная работа по экспедированию груза принимается заказчиком по акту-приему выполненных работ (услуг).

Проверка знаний учащихся по ранее изученным темам

Осуществляется в форме фронтального тестирования по вопросам, по тестам.

1. Что такое грузовая единица?

Ответ: это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Примером может быть контейнер, тара-место, упаковка изделия, взятая за единицу.

2. На какие виды подразделяются грузовые перевозки в зависимости от основного назначения и характеристики выполняемых работ?

Ответ: международные перевозки грузов.

Характеризуются тем, что пункт отправки груза и пункт назначения находятся в разных государствах.

- межрегиональные перевозки груза связаны с перемещением товара внутри одного государства из одного региона в другой, создавая выбор для потребителей и делая свою компанию конкурентоспособной.

Также виды перевозки грузов различают по характеру транспортного средства - автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки.

Унимодальные перевозки — это перевозка груза одним видом транспорта с перезагрузкой в пути следования (из одного автомобиля в другой, из одного поезда в другой, из одного самолета в другой) или без перезагрузки. Их порой так и называют – одновидовые перевозки.

Так называемые мульти-модальныеперевозки, это транспортировка груза в пункт назначения с применением нескольких транспортных средств: автомобильного транспорта, железнодорожного, морского или авиа перевозок. Для удобства заказчика многие грузоперевозяшие компании используют так называемые сборные грузы, консолидированные грузы. В случае если заказчику необходимо доставить небольшой груз и заказывать контейнер экономически невыгодно, предлагается именно этот способ.

3. Для чего предназначены неспециализированные грузовые станции?

Ответ: Неспециализированные грузовые станции предназначены для переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).

4. Для чего предназначены специализированные грузовые станции?

Ответ: Специализированные грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально-строительные материалы, нефть, лес и др.).

5. Какие виды операций выполняются на грузовой станции?

Ответ: На грузовых станциях производятся грузовые, коммерческие и технические операции.

2. Работа в командах.

Группа условно разбивается на команды:

  • Бухгалтерия (работают в программе 1С) – Федотовских А., Зиновьева М.
  • Транспортный цех, где ребята инсценируют работу водителя и экспедитора – Кучишкин Н., Сажин Н., Эбриалидзе Н.
  • Группа ребят по приемке товара (сплошная и точечная) – Мадар В., Морозов Д., Никогосян М.
  • Хранение ТМЦ – Комова Д., Колесникова А.
  • Грузопереработка, доведение товара до конечной стадии потребления – Аллахввердиев Э., Безуглова Е., Марчева О., Паранев А.
  • Комплектовщики – Нагиева Э., Шерстобитова Д., Шишкова Е.
  • Отгрузка ТМЦ покупателям-потребителям – Гусарова А., Климова В.

Итак, мы начинаем мини-игру по экспедированию груза, которая поможет систематизировать, обобщить и закрепить полученные на уроках знания. Наша «бухгалтерия» начала работать и готовить документы для отправки груза от производителя и для этого ей нужно ответить на вопросы:

  1. Накладная - это основной_____ _______, сопровождающий груз до станции назначения (перевозочный документ)
  2. Накладная заполняется ______________________на каждую отправку.
    (грузоотправителем)
  3. Дорожная ведомость – это документ _________________значения — вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. (расчетно-финансового)
  4. Корешок дорожной ведомости служит основным документом для определения _____________при централизованных расчетах, а также для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. (провозной платы). При международных перевозках – корешок это таможенная плата дорожной ведомости.
  5. Квитанция важный ________________документ, свидетельствующий о приеме перевозчиком груза к перевозке от грузоотправителя. (юридический)
  6. Исчисление срока доставки груза начинается _____________суток, следующих за днем документального оформления приема груза для перевозки. (с 0 (ноля) часов)

Пожалуйста, уважаемая «бухгалтерия» передайте документы на груз водителям или экспедиторам, а в чем здесь разница ответят наши «транспортники».

1. С кем заключают договор на экспедирование груза?
(договор заключают между перевозчиком и грузоотправителем, с оговоркой кто и за что отвечает.)

2. группа ребят. Вопросы к ней. Так кто же отвечает больше водитель или экспедитор? 
(Ответственность обоих одинакова. Но по договору об оказании транспортных услуг водитель отвечает за транспортное средство, а экспедитор за груз. Чтобы минимизировать издержки грузоотправитель и транспортная организация заключают договор о том, что водитель будет отвечать и за груз так же, как и за транспортное средство. Для этого водитель обязан знать все о грузе, который перевозит, быть представителем от лица производителя и представителем от лица транспортной компании и даже знать основы правового поля, в котором он действует и консультантом по вопросам груза, который он перевозит)

3. Для чего нужны ЗПУ?
(В целях предотвращения проникновения по­сторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеры и обес­печения сохранности перевозимых грузов).

4. Что называется дорожной ведомостью?
(документ расчетно-финансового значения — вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения.)

5. Что такое маршрутизация?
(Процесс определения маршрута следования груза от производителя до потребителя. Маршруты задаются административно, основная цель - доставка груза строго по назначению за минимальное время и с минимальными затратами. Для слежения за грузом есть система Протон, созданная российскими айтишниками в противовес зарубежному Глонассу. У хорошего логиста всегда в запасе должен быть дополнительный маршрут, т.к. логист работает в пространстве и времени.)

3. Продолжаем наш урок и внимание к третьей группе будущих логистов. Отлично. С такими грамотными перевозчиками груз прибыл вовремя и сохранено его качество.

1. А что же с приемкой как она проходит?
(Приемка грузов бывает сплошной по количеству товара и точечной по качеству. Для начала поздороваемся с водителем-экспедиротором, заберем ТТН и вместе проследуем к транспортному средству, чтобы проверить ЗПУ. Пломба на месте, сомнений в ее целостности нет, можно начинать приемку. Если сомнения возникли зовем сотрудников логистической компании и в присутствии водителя-экспедитора составляем акт, снимающий ответственность за недовложения или порчу товарных ценностей, находящихся в транспортном средстве. Приемку начинаем по количеству, а далее в зоне хранения ее проверят на качество и разложат на ответственное хранение и обязательно занести данные ТТН в программу 1С, т.е. оприходовать полученный груз)

2. При приемке вы использовали средства малой механизации? (Да.)

3. Какие средства малой механизации вы знаете?
(Гидравлические тележки, штабелеры, погрузчики, роклы, ричтраки и т.д.)

Совсем заскучала зона хранения. Следующая операция по экспедированию груза – зона хранения.

Расскажите, пожалуйста, что же происходит с грузом дальше?
(Принимаем груз «точечно» по качеству и ассортиментной комплектации. Раскладываем товары по принципу Паретто и анализу АВС и XYZ, деля всю массу товара на три категории. Категория товаров группы А – верхние стеллажи, группы В – средние на уровне глаз, т.к. это товары, оборачиваемость которых наиболее часта и товары группы С в нижние ящеистые полки, потому что они небольшого размера, более низкой цены, но являются общественными благами, т.е. доступными всем и часто из-за их низкой стоимости логисты о них забывают. Пополнение запаса здесь обязательно).

Правильно, но груз приходит в таре. Какой же она бывает?

(Тара бывает плотной, закрытой, открытой, герметичной, разборной, неразборной, складной, разовой и многооборотной. Она изготавливается из картона, пластика, стекла, дерева, полиэтилена, мешковины, отдельный вид тары – крафтпакеты). Тару сдают поставщику по отдельной накладной. Сдача тары обязательна, за несвоевременную сдачу тары предприятию грозит штраф. Да и прогон порожнего транспорта без тары после выгрузки груза грозит испорченными отношениями с транспортной организацией, т.к. машина просто порожняя а топливо дорогое.)

Для того чтобы экспедировать необходимо его «довести» до конечного состояния, готового к потреблению. Основная рутинная работа на склада, связанная с большими физическими нагрузками - это грузопереработка. Давайте спросим ребят, «работающих» по этому направлению.

1. Что оказывает влияние на груз в процессе погрузки, выгрузки, перевозки и хранения?
(Влияние на груз оказывают три основные группы внешних воздействий: механические (удары, толчки, вибрация, нагрузка, трение), климатические (атмосферные осадки, влажность воздуха, солнечная радиация, изменение температуры, ветер) и биологические (микроорганизмы, насекомые, грызуны) поэтому склад – это, прежде всего гигиена и выполнение температурно-влаго-комфортного климата)

2. Какую технику вы используете?
(Для автоматизированных складов – конвейеры, краны, робототехнику, для механических складов средства малой механизации и транспортирную ленту)

Любой груз для кого-нибудь да предназначен. Кто же этот кто-то? На этот вопрос нам ответят «комплектовщики».

3. В чем заключается работа по комплектованию груза?
(Работа комплектовщиков, на наш взгляд, самая ответственная, т.к. нужно правильно собрать заказ потребителю. Отправить груз точно по назначению и с теми товарами, которые заказал потребитель. Основной документ комплектовщика – заборный лист, лист заявки заказа. Далее по этому заказу собирается груз.)

4. Какие основные требования к комплектации груза предъявляются?
(В процессе комплектации все товары должны находится на поддонах или паллетах, складирование без подложки запрещено. Обязательно нужно соблюдать товарное соседство товаров. Например, нельзя корма для животных формировать с продуктами питания. Молочные и гастрономические товары нельзя комплектовать с мясом и рыбой. Соблюдать требования гигиены и температурно-влажностного режима)

5. Какие средства механизации помогают в формировании заказа?
(При формировании заказа на современных автоматизированных складах в помощь человеку работают роботы, конвейеры, транспортирные ленты и перевозочные средства, работающие внутри склада (тележки, штабелеры, ричтраки, погрузчики))

Итак, мы подошли к отгрузке груза, к логическому завершению экспедирования.

Последовательно опишите организацию отгрузки груза к перевозке?

(На основании договора перевозки заполняем перевозочный документ - ТТН, т.к. являемся грузоотправителем.
Проверяем и визируем Товаро-транспортную накладную. Проверяем сформированный заказ, делаем осмотр груза. Каждый заказ должен находится на паллете или поддоне и быть запаллечен, т.е. обернут стрейч-лентой, подписан, промаркирован. Выдаем водителю-экспедитору сертификат качества на груз и отдельную накладную для тары, если сдаем ее вместе с грузом в одно транспортное средство. Заранее наносим транспортную маркировку для грузов, перевозимых на особых условиях, т.е наклеиваем предупредительные знаки такие как, огнеопасно, не бросать, осторожно стекло, яд и т.д.

Погрузка началась.

Закрыть транспортное средство ЗПУ, отдать документы, занести в программу 1С отгрузку товара для бухгалтерии.

Пожелать счастливого пути водителям-экспедиторам.

Подведение итогов.

Итоги работы команд на уроке, выставление оценок.

Рефлексия.

Видеоролик «Грузовые перевозки».

27.04.2018