Включение особого ребенка в образовательную среду ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


В связи с введением нового федерального государственного стандарта от 14 ноября 2013 г., который вступил в силу с 1 января 2014 г., на сегодняшний день обучение и воспитание детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, а именно - включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. При этом особую роль играет комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ОВЗ (в данной статье остановимся на дошкольном уровне образования).

Соединение общеобразовательной и коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ требует объединения усилий воспитателей групп, родителей, медицинских работников, педагогов по музыкальному и физическому развитию, а также учителей-дефектологов (логопедов) и педагогов-психологов. В данных условиях возникает необходимость организации такого вида деятельности, как сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями рис. №1.

В рамках сопровождения ребенка с ОВЗ, работа учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми с ОВЗ включает следующие направления:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- профилактическая работа;

- просветительская работа.

Остановимся подробнее на особенностях специфической и совместной работы специалистов по каждому из направлений.

Особенности диагностической работы.

Диагностика проводится четырех видов:

- первичная диагностика проводится на начальном этапе работы с каждым ребенком,

- динамическое изучение проходит с сентября по май с целью выбора оптимального образовательного маршрута, нахождение оптимальных методов, приемов, форм и средств обучения для каждого ребенка.

- текущая диагностика проводится по мере необходимости, по запросам.

- итоговая диагностика проводится в конце учебного года для определения эффективности коррекционного воздействия.

Диагностическая работа педагога-психолога (диагностика развития и анализ результатов коррекционно-развивающей работы, проведение диагностических заданий в течение года, направленных на выявление эмоционального состояния, самооценки ребенка, его восприятие семьи, реакции на поощрения и порицания, умение поддерживать диалог, сформированность пространственных представлений, отношение ребенка к занятиям выявить потенциальные возможности ребенка) включает в себя:

- уточнение, подтверждение, либо изменение оценки уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, адекватности в различных ситуациях;

- оценку развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоциональной сфер в соответствии с возрастом ребенка;

- оценку ресурсных возможностей воспитанника, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, обучаемости, игровой деятельности;

- оценку возможностей социализации в группе сверстников;

- наблюдение за динамикой развития ребенка.

Диагностическая работа учителя-дефектолога проходит с целью изучения актуального развития ребенка и зоны его ближайшего развития, а также для выявления компенсаторных возможностей ребенка. По итогам первичной диагностики учитель-дефектолог определяет группы детей для совместных занятий, составляет индивидуальные маршруты развития воспитанников (совместно с педагогом-психологом), составляет расписание и план коррекционных занятий, подбирает программы и методики, которые будет использовать в дальнейшей работе с каждым воспитанником.

Учитель-дефектолог может использовать данные психологического изучения ребенка для определения трудностей воспитанника и соответствия уровня его актуального развития возрастной норме. Педагог-психолог, в свою очередь, может использовать данные дефектологического изучения ребенка для выявления особенностей его психического развития и особенностей усвоения им социокультурного опыта, а также для  определения наиболее продуктивного типа обучения и воспитания ребенка (вид интеграции (инклюзии)).

Особенности коррекционно-развивающей работы.

Данный вид работы заключается в проведении индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Очень важно, чтобы занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога с ребенком дополняли друг друга, это будет обеспечивать более эффективную коррекционную работу.

Цель работы учителя-дефектолога - обеспечение своевременной специализированной помощи детям с ОВЗ при освоении ими программного минимума содержания образования, а также профилактика вторичных проявлений, связанных с основным нарушением.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога заключается в  проведении индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на познавательное развитие детей и коррекцию специфических особенностей (трудностей), присущих ребенку с конкретным нарушением, а также на его успешную адаптацию и социализацию.

Работа психолога направлена на оптимизацию развивающей среды для наилучшего психического и физического развития детей с ОВЗ,  развитие и поддержку способностей ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями, интересами, его личности, оказание психологической помощи в ситуации затруднений, связанных с образовательным процессом, подготовка к школьному обучению.

Развивающие занятия педагога-психолога имеют следующую структуру:

- разминка, вводная часть,

- овладение новым материалом,

- игровой этап, физкультминутка,

- завершающий этап (подведение итогов занятия, релаксация).

При этом коррекционная работа   должна осуществляться  на  программном материале различных областей развития и в предметной продуктивной деятельности. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога при этом направлено на разработку комплексных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных программ развития и их эффективности.

Особенности консультативной и просветительской работы.

Очень важная часть работы специалистов – консультации родителей, ведь многие родители не могут смириться с особенностями развития их ребенка, увидеть перспективы развития, установить доверительные отношения, адекватно эмоционально реагировать на поведение ребенка в различных ситуациях. Консультации для родителей могут проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Также крайне важна просветительская и профилактическая работа с воспитателями и другими педагогами, работающими с детьми с ОВЗ.

Просветительская и консультативная работа учителя-дефектолога и педагога-психолога с родителями и педагогами включает:

- ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на дефектологический пункт и графиком проведения занятий,

- привлечение воспитателей к работе закрепления полученных навыков детей,

- проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп,

- проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей,

- проведение открытых занятий для родителей детей и педагогов.

Педагог-психолог в рамках просветительской и консультативной работы совместно с другими специалистами разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ, по проектированию образовательной среды.

Специалисты должны объяснить родителям и педагогам, что очень важно оценить и создать комфортную, удобную и безопасную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности ими окружающей среды и для планомерного развития детей с учетом особенностей зоны их ближайшего развития.

Крайне важно привлечь педагогов и родителей к работе над успешной адаптацией и социализацией детей, учить нормально развивающих сверстников толерантно относиться к ним.

Важно сформировать психологическую культуру у родителей, педагогов и сверстников ребят с ОВЗ, а также приложить совместные усилия для создания благоприятного психологического климата в детском саду.

В консультативной работе результатами взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога могут быть комплексные рекомендации для родителей с учетом выявленных особенностей ребенка, такие как условия и методы семейного воспитания, рекомендации по выбору условий обучения, рекомендации по социализации ребенка и другие.

В процессе профилактической и просветительской работы  учитель-дефектолог и педагог-психолог совместно или по отдельности могут проводить семинары, лекции, практикумы, открытые занятия для всех субъектов образовательного процесса, также проводить обучающее консультирование об особенностях детей с ОВЗ и их образовательных потребностях, о методах и приемах работы с ними и успешной социализации.

Учитель-дефектолог и педагог-психолог также помогают воспитателю адаптировать материал, который используется в группе, со всеми детьми с учетом возможностей особого ребенка, а также определить степень интенсивности образовательных нагрузок для него.
В работе с особым ребенком чрезвычайно важно, чтобы все специалисты, педагоги и родители использовали общие правила поведения, способы реагирования на негативные проявления воспитанника с ОВЗ. Деятельность каждого специалиста должна быть интегрирована в единую картину индивидуального образовательного маршрута.

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в процессе работы с детьми с ОВЗ  обеспечивает не только благоприятные условия для обучения и воспитания этих детей и их нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии, но также помогает организовать работу других педагогов с воспитанниками и, конечно, дает возможность родителям понять своих детей и научиться помогать им гармонично развиваться.

Список литературы

1. Бациев В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации. Кн. 2. / В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев. - М.: ИПО «Профиздат», 2003. - 96 с.

2. Инклюзивное образование в России. М.: Детский Фон ООН (ЮНИСЕФ), 2011.

3. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: АРКТИ, 2005 г.
5. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

6. Организационные документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений образовательных учреждений интегрированного обучения / авторы-составители: Дианова В.И., Позднякова И.Н. и др. – Красноярск: КК ИПККРО, 2011. - 52 с.