Формирование экологического самосознания личности через вовлечение учащихся в различные виды деятельности

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


В 21 веке как никогда остро стоит проблема взаимосвязи человека с окружающей средой. Как известно, биосфера находится на последнем пределе своих возможностей. Это требует коренного изменения мировоззрения и образа жизни людей, формирования экологического сознания у всех слоев населения. Экологические исследования и проекты являются сегодня приоритетным направлением инвестиций большинства экономически развитых стран. Вместе с тем экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой.

Поэтому одной из актуальных задач современной школы является экологизация сознания учащихся. Причем, силы должны направляться не только на ликвидацию негативных последствий современной действительности, но и на позитивные действия опережающего характера, что должно помочь найти путь перехода к новой экологобезопасной цивилизованной парадигме в XXI веке.

В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания  и самосознания как основ экологически релевантного поведения личности

Экологическое сознание - это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы.

Справедливо также утверждение профессора С.Н.Глазычева, который обратил внимание на то, что на смену  антропоцентрическому экологическому сознанию и взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, основная роль будет принадлежать системе образования. Особо значимую роль в этом процессе играет экологическое образование.

Экологическое образование, основанное на традиционном знаниево-ориентированном подходе, не может обеспечить решение актуальных экологических проблем, потому что  ученик, усвоивший необходимые знания, еще не обязательно проявляет себя как субъект экологической культуры.

Экологическая культура - способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования. Таким образом, целью экологического образования школьников является: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что формирование экологического самосознания учащихся - это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер, и осознанное решение экологических проблем у учащихся  необходимо  воспитывать с  раннего школьного возраста,  поскольку именно в этот период начинают закладываться мировоззренческие установки и нормы экологической этики.

Считаем, что учитель в процессе  обучения ребенка должен не только научить, как  правильно поступать в отношении природы,  но и  создавать условия для его активной практической природоохранной деятельности для  того,  чтобы он осознавал себя носителем экологических норм и ценностей. Важно, чтобы  школьник  мог выступать субъектом творческой преобразующей деятельности, реализовать себя в которой можно лишь при условии гармоничного   взаимодействия с природной средой.

Поэтому в настоящее время в теории и практике экологического образования особое значение придается изучению феномена экологического самосознания и выдвигается  в качестве первоочередных.

В настоящее время экологически образованная личность - это, экологически грамотная,  экологически деятельная личность с высоким  уровнем самосознания.

Самосознание – это  определение себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми  и природой.

Важный признак самосознания – готовность нести ответственность за принимаемы решения.

Самосознание это направленное на себя сознание.

Слагаемые самосознания:

  • Познать свои сильные и слабые стороны;
  • Перспективы деятельности;
  • Взаимоотношения с людьми;
  • Отношение людей к тебе.

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа Я – Я-концепция (я - идеальное, я - реальное, я - актуальное).

В процессе формирования экологического самосознания личности необходимо пройти этапы развития самосознания.

  • Первый этап. Различие ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела.
  • Второй этап. Формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъета.
  • Третий этап. Период развития самооценки.

Как открыть устойчивый образ Я у учащихся, сформировать личность способную принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои решения?

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. 

Считаем, что формирование экологического сознания школьников более всего возможно через  вовлечение учащихся в различные виды деятельности. Если  на уроках и внеурочное время предлагать учащимся  разные виды деятельности, где они будут принимать самостоятельные решения и, будут нести ответственность за них, то уровень экологического самосознания  повысится.

Активно применяем в своей работе практико-ориентированные методы.

Проект - это самостоятельная практико-ориентированная работа интегративного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи. Создание проектного продукта даёт ученику ценный опыт самоорганизации способствуют развитию самосознания и самостоятельности в принятии решений. Практико-ориентированные проекты создаем и реализуем с 2005 года.

Реализуя проекты, учащиеся принимают самостоятельные решения, вступают в определенные отношения с другими людьми и природой – эти виды деятельности формируют экологическое самосознания личности, экологическую грамотность.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Будучи одновременно и объектом и субъектом деятельности, ученик преобразует не только социальную и природную действительность, но и самого себя. Внутренний мир системно организуется и становится действительным фактором регуляции индивидуального развития. Самосознание выступает как механизм саморегуляции и саморазвития личности.

Смотреть презентацию к статье.