Сказочные миры английской художницы Жозефины Уолл

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Изучать английский язык невозможно в отрыве от традиций и культуры Великобритании. Сегодня мы отправимся в графство Дорсет в гости к современной британской художнице в стиле фентази – Жозефине Уолл.

Живописные полотна талантливой английской художницы Жозефины Уолл пользуются большой популярностью. В ее живописи иллюзорный мир соединяется с реальным, помогая зрителям окунуться в добрую сказку, населенную мифическими существами. Художница и свою жизнь превратила в сказку, ведь живет она в доме, который кажется перенесенным из другого мира, где в окружающем его саду среди цветов живут нимфы и эльфы, а в окнах мелькают силуэты юных принцесс и принцев, танцующих под звуки клавесина. Наверное, больше всего радости этот сказочный дом приносит её внукам; их одиннадцать от троих собственных и двух приемных детей. Внуки, подражая бабушке, с малых лет любят рисовать, и, по мнению Жозефины, некоторые из них со временем могут вырасти в настоящих художников. Возможно, кому-то из них, взяв в качестве примера собственную бабушку, удастся пройти в живописи столь же успешный путь.

Жозефина родилась в мае 1947 года в пропахшем глициниями небольшом английском городке Фарнхэм в графстве Суррей. Ее отец, известный профессор-филолог, был прекрасным акварелистом. Вспоминая свое детство, Жозефина отмечает, что рисование рано стало ее любимым занятием, а одним из ярчайших впечатлений того времени для нее стала подаренная родителями большая коробка восковых художественных мелков. Девочка не просто увлеклась рисованием и стала посвящать ему все свободное время, но и вскоре начала профессионально заниматься живописью. В шестнадцать лет Жозефина Уолл впервые смогла продать свою картину.

Для получения художественного образования Жозефина поступила в Борнмутский колледж, курс обучения в котором успешно завершила в 1967 году. Примечательно, что еще в период учебы в колледже она стала выставлять для продажи свои живописные работы в художественных галереях. Но известной в художественных кругах ее сделала не живопись, а дизайн и роспись керамики, которыми она стала заниматься после окончания учебы в колледже. Любители мелкой пластики с интересом восприняли и создаваемые Жозефиной небольшие скульптурные композиции, в которых преобладали животные, птицы и насекомые, а также мифологические существа, которых было немало в английских и шотландских преданиях.  Её скульптурные и керамические работы, впервые появившиеся на выставке в Лондоне в 1968 году, отличались яркостью и сочностью красок, своеобразием пластики и новым взглядом на живых существ, окружающих людей, особенно в сельской местности.

Работы Жозефины Уолл стремительно завоевывали популярность не только в Англии, уже в начале 70-х годов ее произведения стали экспонироваться на выставках за границей, а в 1975 году прошла первая персональная выставка. Для художницы, которой еще не исполнилось и тридцати лет, это был несомненный успех. С этого времени выставки Жозефины Уолл стали проходить регулярно, а в продаже появились альбомы, календари и т.п. с репродукциями ее работ.

Завоевав популярность, Жозефина стала больше внимания уделять живописи, создавая картины, в которых фантазии органично переплеталась с реальностью. Сама художница считала, что стремление изображать на полотне фантастические миры было объективно подготовлено любовью к сказкам, которыми она зачитывалась в детстве, научной фантастикой, которой увлеклась в молодости и, несомненно, интересом к произведениям сюрреалистов, которые были широко популярны в семидесятые-восьмидесятые годы. На вопросы журналистов об истоках ее творчества, Жлзефина Уолл не раз повторяла, что «фантазия дает возможность изобразить мир таким, каким я хотела бы его видеть».

У Жозефины Уолл сложился своеобразный, легко узнаваемый стиль живописи. Она предпочитает писать картины акриловыми красками, выбирая многообразные оттенки желтых, синих, сиреневых и зеленых цветов. При этом она старается не использовать  красный цвет, а природный черный цвет не употребляет принципиально, при необходимости получая темные оттенки путем смешивания красок различных цветов.

По словам художницы, идеи ее картин носятся в воздухе, возникая внезапно и так же быстро растворяясь, главное не просто их увидеть, но и успеть их ухватить и зафиксировать в памяти, на бумаге или в ноутбуке. Любопытно, что эскизы для своих картин Жозефина делает очень редко. Чаще всего, начиная писать новую картину, она прямо на холсте просто делает карандашом или краской набросок. Она не стремится жестко придерживаться в ходе работы над картиной первичного замысла, предпочитая импровизировать и давать свободу воображению. Новую картину Жозефина не начинает писать, пока не сделает на предыдущей последний мазок, а работает она без спешки, затрачивая на картину 2−3 недели.

Неспешному, вдумчивому творчеству способствует и дом с большой мастерской который Жозефина с мужем приобрели в графстве Дорсет, расположенном на юге Англии. Своему жилищу художница дала красивое название -  «Дом глицинии». Летом дом и на самом деле буквально утопает в запахе цветущих глициний, а с невысокого холма, на котором он разместился, открывается прекрасный вид на череду зеленых холмов, поля и лес. Особенно завораживающие виды открываются из громадных окон большой мастерской-студии, в которой уже много лет рождаются новые полотна художницы. К студии примыкает большой балкон, с которого по широкой лестнице можно спуститься в сад, отдельные уголки которого не раз появлялись на полотнах Жозефины.

Художница не мыслит свою жизнь без живописи. «Если я слишком долго нахожусь вдали от моего мольберта, - говорит она, - то становлюсь беспокойной и стремлюсь как можно быстрее сесть рисовать». Стремление передать красками красоту, очарование и хрупкость окружающей природы для художницы не самоцель. Она стремится своими картинами пробудить в людях желание «сделать все возможное, чтобы защитить нашу драгоценную и красивую планету, и излечить ущерб, который мы ей уже причинили».

Фантастические миры, оживающие на картинах Жозефины Уолл, уже много лет радуют людей, помогая им не только наслаждаться прекрасным, но и попытаться лучше понять свой внутренний мир. Художница ведет активный диалог со зрителями не только с помощью своих картин, у нее хороший интернет-сайт, публикации на котором помогают лучше понять сложный путь рождения новых картин. Художница образно разделяет свои живописные работы на несколько «миров»: «Мир воздуха и воды», «Мир фей», «Мир богинь», «Сюрреальный мир». Отдельно Жозефина выделяет серию работ «Знаки Зодиака», все картины которой сопровождаются на ее сайте образными описаниями. Например - Рыбы (19 февраля - 20 марта) «Знаком зодиака «Рыбы», одним из самых таинственных и иллюзорных, управляет бог моря Нептун. Рожденные под этим знаком имеют предрасположенность к исполнительским видам искусства, музыке, литературе, живописи, ко всему, что позволяет им не только мечтать, но и переносить прекрасный воображаемый мир в реальность. Но склонность к иллюзорному восприятию окружающего может приводить «рыб» к самообману, так как они склонны игнорировать все, что не в соответствует их приукрашенному видению мира. Рыбы обладают высоким уровнем интеллекта, в котором выражена эмоциональная составляющая, позволяющая им легко понимать и воспринимать чувства окружающих, что делает их замечательными учителями, умеющими заглянуть в души».

Жозефина Уолл создает живописные полотна в стиле фэнтези, который стал особенно популярен в последнее время и круг его почитателей продолжает стремительно расширяться. Её картины не отражают противоречия окружающей жизни, в них не раскрываются социальные проблемы, но они красивы, наполнены добротой и очарованием, помогают взрослым серьезным людям окунуться в счастливый мир детства, мир сказочных снов и мечтаний.

Список литературы.

  1. http://www.josephinewall.co.uk/- сайт Жозефины Уолл.
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23155/ «Как Жозефина Уолл создала миры, в которых человек погружается в сказку?»