Урок по теме "Гимнастика". 5-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Цель урока:

Повышение мастерства выполнения акробатических элементов, прыжка через гимнастический козел.
Восприятие и анализ соревновательной ситуации, способствовать формированию координации движений, прыгучести.

Задачи урока:

  • Способствовать обучению вскок в упор присев, соскок прогнувшись через гимнастический козел.
  • Способствовать формированию навыков выполнения акробатических элементов (кувырок вперед, стойка на лопатках, «мост»)
  • Развивать координацию движений, прыгучесть.
  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению технических элементов, интерес к урокам гимнастики.

Тип урока: комплексный.

Планируемые результаты обучения:

Обучающиеся должны уметь выполнять:

  • кувырок вперед, стойка на лопатках, «мост»;
  • вскок в упор присев, соскок прогнувшись через гимнастический козел;
  • должны применять технические элементы в гимнастических комбинациях.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, гимнастический «козел» - 1 шт, гимнастический мост – 1шт.

Инвентарь: гимнастические маты – 12 шт, гимнастические коврики – 24 шт, набивные  мячи - 8 шт.

Основные этапы урока

Содержание этапа

Организационный этап

Цель для учителя:
организовать учеников и психологически настроить их на осознанное выполнение  целей и задач, поставленных на урок.

Цель для обучающихся:
способствовать организации для совместной познавательной деятельности.

Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя на уроке;
- подведение детей к формированию темы и постановки задач урока;
- постановка перед учащимися учебной проблемы;

Цель для обучающихся:
способствовать организации для совместной познавательной деятельности.

Методы:
Объяснительно-иллюстрационный
Проблемно-поисковый
Фронтальный
Экспериментальный

Построение класса в одну шеренгу, рапорт, приветствие.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите? (предполагается, что дети узнают героя сказки Киплинга «Маугли»)
- А что вы знаете о нем? Какие невероятные способности он имеет? (ученики отвечают, что он имеет невероятные суперспособности: умеет лазить по деревьям, перепрыгивать через препятствия, легко подтягиваться, кувыркаться и т.д.)
- А как вы думаете можно ли этому научиться? – Да, можно, нужно только захотеть. Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Дети высказывают свои предположения.
- Да, верно. Сегодня мы будем учиться прыжку способом «вскок в упор присев, соскок прогнувшись» через козла, совершенствовать технику акробатических упражнений.
Итак, какова же тема и цель нашего урока?
(Тема и цель на слайде)
- Вспомните наш девиз на уроках физической культуры: «Чтобы чему-то научиться, надо очень захотеть, очень сильно захотеть и ….  (дети отвечают хором) немножко попотеть!»
Учитель: Вспомним с вами правила техники безопасности на уроках гимнастики (на слайдах показаны варианты правил, нужно выбрать правильный) пример:
1. а) выполнять упражнения только со страховкой;
б) выполнять упражнения когда будешь готов и т.д.
Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете,  влияют ли физические упражнения на развитие гибкости? (предположительные ответы учащихся)
Точно ответить на это вопрос нам поможет эксперимент.
В эксперименте участвуют 2 мальчика и 2 девочки. Учащиеся садятся на мат, вытягивают ноги (колени не сгибать), расставив их на расстоянии 20 см. Испытуемые должны наклониться и потянуться Руками, как можно дальше вперед. Удержать в этом положении 3 сек. Результаты эксперимента заносятся  в таблицу.
Итог этапа: восприятие и осознание задач. Учитель: Ребята, мы с вами еще раз сделаем замеры в конце урока, сверим результаты и сможем ответить на поставленный вопрос.

Подготовительный этап

Цель для учителя: подготовить организм к основной части урока.

Цель для обучающихся:
- подготовиться к продуктивной работе на уроке;
- подготовить организм к основной части занятия.

Задачи: содействие общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу;

Метод: поточный

1. Строевые упражнения:
повороты на месте. Выполнять повороты под команды «Напра-во!», «Нале-во!». Во время поворотов туловище держать прямо, руки прижаты к бедрам, кисть в легком кулаке.
2) Ходьба на носках, на пятках, руки за голову, кисти в замок. Спина прямая, подбородок не опускать.
3. Бег в равномерном темпе с заданиями: 
- приставными шагами правым, левым боком;
-с подскоками вверх на каждый шаг:
- «по свистку» в обратном направлении.
4) Переход на ходьбу с выполнением упражнений на восстановление дыхания
1-4 вдох, потянуться, руки вверх. 5-8 выдох, руки вниз.
5. Ходьба налево в обход дроблением (Марш «Прощание Славянки»)
Через центр - марш
В колонну по одному направо и налево в обход – марш
Через центр в колонну по два – марш
Метод: упражнения

1. И.п. – о.с.

1. Левое плечо вверх.
2. Правое плечо вверх.
3-4. То же вниз
5. Левое плечо вперед.
6. Правое плечо вперед.
7-8. Тоже назад.

2. И.п. – о.с., кисти в замок (8 раз)

1-4 – круговые вращения головой и кистей рук

3. И.п. – широкая стойка, руки на пояс( 6 раз)

1-3 Выпад в сторону, пружинистые рывки руками (выпад глубже, руки на уровне плеч)
4 - и.п.

4. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны ( 8 раз)

1-2 перемещение с ноги на ногу
3- 4 тоже (пружинистые перемещения, руки параллельно пола)

5. И.п. руки на пояс (8 раз)

1-4 круговые движения туловищем

6. И.п. – сед, упор сзади, ноги вместе (8 раз)

1.Левую согнуть в коленном суставе, поставить на носок
2. Разогнуть в коленном суставе, поднять вверх (носок на себя)
3. Левую согнуть в коленном суставе, поставить на носок
4. и.п.

7. И.п. – сед упор сзади, ноги врозь (8 раз)

1-3 Пружинистые наклоны вперед (колени не сгибать)
4. и.п.

8. И.п. – сед упор сзади, ноги вместе

1-4 поднимаем под углом  45 прямые ноги
5-8 опускаем

9. И.п. – сед, хват руками за голени, спина круглая, подбородок прижат к грудной клетке

  1. Перекат на спину в группировке
  2. И.п.

10. И.п. – стойка на лопатках – «велосипед», на 8 счетов (4 раза)

11. И.п. – стойка на лопатках, разведение и сведение ног в стороны (носки оттянуты, колени не сгибать) (10 раз)

Итог этапа: функциональная готовность организма к выполнению более трудных упражнений.

Направо и налево в колонну по одному в обход – марш
Через центр в колонну по одному – марш
Налево в обход - марш

Основной этап

Цель для учителя:
побудить обучающихся к активности при изучении нового материала
Цель для учащихся:
овладеть техникой выполнения опорного прыжка.
Задачи:
Развитие физических качеств прыгучести, координации движений
Итог этапа:
овладение техникой вскок в упор присев, соскок прогнувшись

Учитель: Ребята, какие цели мы с вами поставили (дети отвечают).

Способствовать обучению вскок в упор присев, соскок прогнувшись через гимнастический козел.
Домашнее задание получал учащийся СМГ Довыдов П., подготовить презентацию опорного прыжка. (на слайдах показаны фазы отталкивания, фаза вскок в упор присев, фаза соскока прогнувшись)

Подводящие упражнения:

  1. И.п. – упор лежа на полу, прыжком придти в упор присев
  2. И.п. – упор присев, выпрыгнуть вверх, руки в стороны - вверх.
  3. И.п. – встать на гимнастический мост, руки поставить на козла (чуть шире плеч). Выполнить отталкивание, колени к груди. Таз поднимать выше. Руки в локте не сгибать.
  4. Прыжок с 5-6 шагов разбега, вскок в упор присев, соскок прогнувшись.
Цель для учителя:
Способствовать совершенствованию навыков учащихся при выполнении акробатических элементов
Цель для учащихся:
совершенствовать технику акробатических упражнений
Задачи:
- отработка навыков в выполнении трех кувырков вперед слитно;
- развитие гибкости, силовых качеств и координационных способностей.
Учитель: Ребята, какие цели мы с вами поставили (дети отвечают).
Совершенствование техники выполнения акробатических элементов
Ребята, вы все читали сказку про колобка. Какой он был? А если бы он был квадратным далеко бы он укатился. (выслушать ответы учащихся). Для того чтобы вы выполнили правильно упражнение нужно сгруппироваться (стать круглым) как колобок.
Подбородок плотно прижат к груди, спина круглая. Наклон головы на грудь соответствует одновременному сгибанию рук - перекат на спине, принять плотную группировку и выйти в упор присев, при этом не должно быть дополнительной опоры руками сзади.

Дифференцированное обучение. Разноуровневые задания. (усложненный вариант) (задание 1.2; 1.3)

Мотивация - создать ситуацию успеха.

Методы:
Фронтальный;
Соревновательный

1. И.п. – лежа на спине стойка на лопатках. (кто лучше?)

1.2 – стойка на лопатках, ноги врозь;
1.3 – стойка на лопатках, правая вперед, левая назад;

2. И.п. – лежа на спине. Согнуть ноги в коленях, поднимая туловище, опереться на затылок и лопатки. Сгибая руки, упереться ими в поясницу, таз поднять вперед, носки оттянуть (5 раз)

3.И.п. – лежа на спине – полумост (6 раз)
4. И.п. – лежа на спине, гимнастический мост (кто лучше?) Согнув ноги, поставив их на пол, на ширине плеч: руками опереться за плечами, прогибаясь  разогнуть руки и ноги, голову назад.

 

Круговая тренировка
Перестроение в 2 шеренги. Работа в группах по станциям. В каждой группе назначается капитан.
1 подгруппа – 3 слитных кувырка вперед
КАРТОЧКА
Комбинация: 2 слитных кувырка вперед, стойка на лопатках, гимнастический мост, кувырок вперед в упор присев. Встать руки вверх – в стороны.
2 подгруппа – прыжки через набивные мячи, толчком двух, с разведением и сведением ног.
3 подгруппа – прыжки через козла способом вскок в упор присев, соскок прогнувшись
Проводим второй замер (те же ученики участвуют в эксперименте) записываем данные.
Подводим итоги эксперимента и смотрим на результаты.

Цель для учителя: способствовать созданию условий для закрепления полученных навыков.

Какой же мы можем сделать вывод?
Ученики делают вывод. Что физические упражнения влияют на развитие гибкости.

Цель для учащихся: Закрепление полученных навыков.
Задачи: Мотивация на самореализацию и практическую деятельность.

I. Упражнения на растягивания
Растягивание - снимает утомление, улучшает осанку. Расслабление помогает снять мышечное напряжение. Делать растяжки с удовольствием, а значит «на здоровье».

1. Потянуться вверх, руки вверх – прогнуться.
2.. И.п. - Правая рука вверх, вторая тянет ее за локоть влево и наоборот.
3. И.п. - Широкая стойка, руки в стороны (потянуться влево и вправо)
4. И.п. Широкая стойка - руки в стороны (наклон вперед прогнувшись, руки вверх потянуться).
5. И.п. широкая стойка и потянуться вперед и назад.

Стопы параллельны, колени не сгибать. Медленно выпрямиться. На вдохе живот надуть, при выдохе -живот втянуть.

Метод:
Поточно-групповой

Итог этапа:
Формирование практических умений в выполнении акробатических упражнений и прыжка через гимнастического козла способом вскок в упор присев, соскок прогнувшись

Подводится итог занятия. Что сегодня получилось, а что не получилось на уроке. (выслушиваются ответы учащихся, как они оценивают свою работу на уроке)
Учитель: Сегодняшней урок прошел на хорошем уровне. Надеюсь, что каждый из вас поднялся хотя бы на одну ступеньку нашей ленки « успеха». (выставление отметок)
Домашнее задание: Повторить стрейчинговые упражнения, придумать новые 2 упражнения.

Заключительный этап

Цель для учителя: способствовать снижению общего напряжения организма, регулировке эмоциональных состояний, подвести итоги урока

Цель этапа для учащихся:
- восстановить организм после интенсивных физических упражнений для перехода к последующей учебной деятельности

Задачи:
- содействовать растягиванию мышц учащихся
- содействовать оптимизации ритма дыхания
- подведение итогов эксперимента
- анализ деятельности учащихся на уроке, выставление отметок
- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания

Методы: фронтальный

Рефлексия - обучающиеся аргументировано дают  объективную оценку своей работе на уроке.

Итог этапа: снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Получение информации о реальных результатах тренировки.

Учитель: закончилась основная часть урока. Теперь нам нужно подготовить организм к восстановлению. Для этого выполним стрейчинговые упражнения.

Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение (спокойная, расслабляющая музыка)