Сложноподчинённые предложения

Разделы: Русский язык


Цели: закрепление знаний учащихся о сложноподчинённом предложении.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • расширить знания о СПП;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении;

Развивающие задачи:

  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отработка навыка построения схем, постановки знаков препинания;
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.

Форма проведения урока: урок - закрепление изученного материала.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

- Здравствуйте! Садитесь.
- Запишите в тетради число, классная работа.

Оформление начала работы в классной тетради.

2 мин

2

Сообщение темы и цели

- Тема нашего урока  «Сложноподчинённое предложение».
- Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?
- Запишите тему урока.

Знать понятия: сложноподчинённое предложение, главное и придаточное предложения
Уметь: ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

2 мин

3

 

Проверка домашнего задания

 

- Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения.

- А мы с вами выполним другое задание.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выполните задания.

1. Составьте из «перепутанных» предложений текст. (Коллективная работа)

1. Синтаксический разбор предложения (Индивидуальное задание).
[Известная всему миру галерея, (в которой представлены произведения русских художников), носит имя П.М.Третьякова].
Предложение - повест., невоскл, сложное, союзное, СПП:
1. Простое, двусоставное, распр.
2. Простое, двусоставное, распр.
10 мин

 

Он был человеком деловым, и дело его процветающим.

Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких-либо полезных учреждениях”.

Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.

Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

- Выберите вариант ответа:
А) А, B, C, D
B) C, D, А, B
C) B, C, А, D
D) А, D, B, C

 

 

 

 

 

B) C, D, А, B (правильный ответ)

2. Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

2. В. [Третьяков свято верил], (что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких-либо полезных учреждениях”).
(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)

4

 

Схематический диктант

 

-  Постройте схемы предложений: (Один учащийся чертит схемы на доске) 5
мин

 

1. Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать. [- = тогда], (когда =).
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. [- = х], (которые =).
3. Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику. (Если =  -), [- =].
4. Чтобы  свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (Чтобы - =), [=].

5. На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.

[=], (хотя = -).

5

 

Работа со схемами

 - А теперь попробуем составить предложения по данным схемам (схемы на доске):

  1. [ ], (которые…).
  2. [ ], (где…)?
  3. [Там…, (где…),…].
  4. (Чтобы ), [  ].
Учащиеся составляют предложения по схемам. 7 мин

 

 

Повторение правила

- Дайте определение сложноподчинённого предложения

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

6

Самостоятельная работа

- Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните графически:


15 мин

1) Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать. 1) [Умение сказать именно то, (что нужно и именно так), (чтобы нас слушали и понимали), есть великое уменье], (которое даётся очень немногим) и (которым никто не имеет права пренебрегать).
2) Если хочешь быть счастливым будь им. 2)  (Если хочешь быть счастливым), [будь им].
3) Особенно мне нравится ночное пение соловья когда над головой светят звезды и всё в лесу примолкает. 3) [Особенно мне нравится ночное пение соловья], (когда над головой светят звезды) и (всё в лесу примолкает).
4) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя. 4) [На задаваемые вопросы Дерсу объяснял], (что, (если в тихую погоду туман поднимается кверху), непременно надо ждать затяжного дождя).

7

Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы хорошо поработали, повторили понятия:
сложноподчинённое предложение, главное и придаточное предложения.
Учились ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

 

2 мин

Оценивание

Рефлексия

- Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. А сейчас закончите предложения:

- Сегодня я узнал….
- Теперь я могу …
- Мне понравилось ….

8

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:
1. Составьте тест из 5 вопросов по теме «Сложноподчинённое предложение».
2. Выпишите из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» пять сложноподчинённых предложений. Выделить в них главную часть и придаточную.

 

2 мин