Образовательная игровая ситуация с элементами формирования лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Как жители леса к зиме готовились»

Разделы: Логопедия


Цель: Активизация словарного запаса детей по теме «Дикие животные».

Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

  • актуализировать знания воспитанников о сезонных изменениях в природе;
  • создать условия для получения детьми знаний о подготовке диких животных к зиме.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать умение анализировать предмет, выделяя характерные особенности;
  • формировать умение строить умозаключения;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
  • развивать словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к обитателям природы и заботливое отношение к диким животным;
  • создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Словарная работа

Предметы: медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж, мышь, нора, логово, берлога, дупло.

Действия: прятаться, запасать, зимовать, впадать в спячку.

Признаки: рыжая, бурый.

Предварительная работа: чтение С.Ю. Афонькин «Жизнь в пресной воде», И.В.Гурина «Как появляется лягушка», просмотр презентации «Жизнь животных зимой», игры-лабиринты, дидактические игры: «Кто в домике живет», «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Части – целое», отгадывание загадок о диких животных, обводка контура и раскрашивание фигурок животных.

Оборудование:

  • фотоаппарат, мольберт, набор фотографий «Осенний лес», зашумленные картинки, фотография лягушонка, фотографии диких животных: лиса, заяц серый, заяц белый, белка рыжая, белка серая, волк, медведь, мышь полевая, еж; картины «Жилища животных»;
  • корзина с грецкими орехами, коллекция плодов и семян растений;
  • цветной платок, салфетка;
  • лабиринты «Нарисуй дорожку лягушонку» по количеству детей, наборы цветных карандашей.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Мотивационный этап

Логопед. Ребята, мне на день рождения подарили фотоаппарат и теперь у меня самое любимое занятие все фотографировать. Я сделала новые фотографии. Хотите посмотреть мою фотовыставку. (Ответы детей)

Логопед показывает фотографии осенней природы

Логопед. Вам нравятся мои фотографии? (Ответы детей)

Логопед. А вы можете по фотографиям узнать какое это время года? (Ответы детей)

Логопед. Почему вы решили, что это осень? (Ответы детей)

Логопед. Какого цвета листья на этой фотографии? (Ответы детей)

Логопед. А вот на этой фотографии листья опадают с деревьев. Как называется это явление? (Ответы детей)

Логопед. А кто узнал вот этот кустарник? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, это калина. А что я нашла в лесу? (Ответы детей)

Логопед. Кто знает, как эти грибы называются? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, это белые грибы. Ребята, посмотрите, кого я встретила в лесу? (Ответы детей)

Логопед. А как вы думаете, почему лягушонок такой грустный? (Ответы детей).

Создание проблемной ситуации

Логопед. Когда я его сфотографировала, он мне рассказал, что с ним случилось. Хотите послушать его историю? Лягушонок жил с мамой в небольшом болоте около леса. Однажды, он без разрешения мамы, отправился в лес и там заблудился. С севера подул холодный ветер. В лесу стало холодно, пошел дождь. Скоро придет зима, занесет все снегом. Лягушонок сильно замерз, и просит у вас помощи. Подскажите, куда ему спрятаться от холода, как зиму пережить?

Логопед. Ребята, а вы хотите выручить лягушонка из беды? (Ответы детей)

Логопед. Как мы ему можем помочь? (Ответы детей)

Логопед. Что мы можем ему посоветовать? (Ответы детей)

Логопед. Ребята, а кто еще живет в лесу? (Ответы детей)

2. Игра «Узнай животное по контуру»

Логопед. Дикие животные любят прятаться в лесу. Они хотят поиграть с вами в прятки. Хотите их найти? (Ответы детей)

Логопед. Ребята, подходите к столам, выберите, какая картинка вам нравится. А можете угадать, кто на вашей картинке спрятался? (Ответы детей)

Дети на зашумленных картинках отгадывают по контуру животных и называют их

Логопед. Какие вы зоркие, всех животных нашли.

3. Дидактическая игра «Подбери картинку»

Логопед. А как вы думаете, дикие животные знают, как к зиме готовиться? (Ответы детей)

Логопед. Может лягушонку рассказать, как животные собираются зиму встречать? Вдруг это ему поможет, и он догадается, как ему поступить. Кто хочет первым рассказать? Выбирай картинку.

На доске размещены картинки животных: лиса, заяц, волк, мышка, белка. Дети выбирают картинку, о которой будут рассказывать

Логопед. Какую шубку надевает лиса зимой, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, осенью, как и другие животные, лиса линяет, меняет летнюю шубу на теплую, зимнюю. На кого лиса зимой охотится? (Ответы детей)

Логопед. Где она прячется от морозов? (Ответы детей)

Логопед. Кто сможет, выбрать картинку, где нарисована лисья нора? (Ответы детей)

Логопед. Картинку лисьей норы можно повесить на доску рядом с фотографией лисы.

Ребенок, который ответил правильно, подбирает картинку с изображением жилища животного и вывешивает ее на доску

Логопед. Какого цвета шубка у волка? (Ответы детей)

Логопед. Кто хочет рассказать о волке, как он зимует, на кого охотится? (Ответы детей)

Логопед. Кто подскажет, как называется жилище волка? (Ответы детей)

Логопед. Выбери картинку «Логово волка».

Логопед. Кто помнит, какого цвета шубка у зайца летом? (Ответы детей)

Логопед. А почему на нашей картинке он белый? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, заяц поменял цвет шубки, чтобы ему легко было прятаться в снегу. А кто еще из животных, как заяц, меняет цвет своей шубки? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, назовите какого цвета шубка у белки летом, а какая зимой? (Ответы детей)

Логопед. А кто подскажет, какой дом у зайца?

Логопед. Правильно дети, заяц не имеет постоянного дома, летом прячется под кустиком, а зимой в снегу.

Логопед. Как вы думаете, чтобы не замерзнуть зимой, может лягушонку тоже можно поменять шубку, как это сделали животные? (Ответы детей)

Логопед. Молодцы, какие вы догадливые. Конечно, он не сможет это сделать, ведь шерстки у него нет.

4. Дидактическая игра «Кто что ест»

Логопед. А кто хочет рассказать, как белка готовится к зиме? (Ответы детей)

Логопед. Кто еще из животных делает запасы на зиму? (Ответы детей)

Логопед. Ребята, а вы хотите помочь мышке и белке собрать припасы. (Ответы детей)

Логопед. Дети, а как вы думаете, что понравится белке, а что выберет мышка? (Ответы детей)

Дети подбирают коробочки с плодами и семенами растений и выставляют их на столе около мышки и белки

Логопед. А где белка прячет свои припасы? (Ответы детей)

Логопед. Правильно в дупле. Кто хочет найти дупло белки? (Ответы детей)

Логопед. Кто знает, куда прячет свои запасы мышка? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, кто из вас найдет мышиную нору? (Ответы детей)

Логопед показывает корзину с грецкими орехами

Логопед. Ребята, а я для вас приготовила сюрприз. Как вы думаете, что лежит в этой корзине? (Ответы детей)

Логопед. Правильно это грецкие орехи. Хотите с ними поиграть, пальчики потренировать? (Ответы детей)

Логопед. Выберите каждый себе по одному орешку.

5. Массаж пальцев рук грецкими орехами

Орехом я круги катаю

Катание ореха между ладоней по кругу по часовой стрелке

Назад – вперед его гоняю.

Катание ореха между ладоней по кругу против часовой стрелки

Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.

Движения вперед – назад орех между ладонями

И сожму его немножко,

Зажимают орех в кулачок правой рукой

Как сжимает лапу кошка.

Зажимают орех в кулачок левой рукой

Каждым пальчиком прижму

Держат орех кончиками пальцев и прокручивают его вперед

И другой рукой начну.

Держат орех кончиками пальцев и прокручивают его назад

Логопед. Молодцы, какие у вас ловкие пальцы. Можно положить орехи в корзинку. А как вы думаете, кто из животных любит грецкие орехи? (Ответы детей)

Логопед. А вы хотите угостить белку и мышку орехами? Как вы думаете, им понравится наш подарок? (Ответы детей)

Логопед. А если лягушонок тоже соберет семена, желуди, шишки, орехи, грибы на зиму, они ему пригодятся? (Ответы детей)

Логопед. Кто подскажет, чем лягушонок питается? (Ответы детей)

Логопед. Сможет ли лягушонок осенью найти комаров, мошек, мух? (Ответы детей)

Логопед. Куда прячутся насекомые на зиму? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, они находят укромные места: прячутся под сухими листьями, под корой деревьев, забиваются в щели. Ребята, вспомните, пожалуйста, каких вы нашли животных в лесу и еще не рассказали о том, как они к зиме готовятся? (Ответы детей)

Логопед. Кто хочет рассказать как медведь и еж будут зимовать? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, медведь и еж много едят летом и осенью, накапливают жир, а зимой впадают в спячку. Медведь засыпает в берлоге, а еж в норе. Как хорошо медведю и ежу, заснули в своем доме на всю зиму. Им не надо охотиться, а берлогу и норку присыпало снегом и им там тепло. А если лягушонку тоже спрятаться в своем доме и заснуть на всю зиму как медведь и еж? (Ответы детей)

Логопед. Вспомните, где жил лягушонок с мамой лягушкой? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, лягушки живут в болоте. Ребята, а кто подскажет, как лягушонок сможет найти дорогу домой? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, мы можем нарисовать лягушонку карту.

Присаживайтесь за столы, кому, где удобно. Чтобы лягушонок не заблудился, помогите ему найти дорожку. Соедините на карте лягушонка и болотце линией.

6. Игра «Лабиринт»

Дети рисуют цветным карандашом на листе бумаги линию, соединяющую изображение лягушонка и болота

Логопед. Ребята, а зимой все водоемы покрываются коркой льда. Куда может лягушонок спрятаться в болоте, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей)

Логопед. Кто ему может подсказать, где спрятаться? (Ответы детей)

Логопед. А кто вам подсказывает, если вы не знаете, как поступить? (Ответы детей)

Логопед. Правильно, вот и лягушонку покажут, как зимовать взрослые лягушки. А вы знаете, куда прячутся лягушки от мороза? (Ответы детей)
Логопед. А хотите я вам подскажу? (Ответы детей)

Логопед. Лягушки на дне водоема зарываются в ил.

7. Рефлексия

Логопед. Ребята, как вы думаете, вы смогли объяснить лягушонку, где он может зимовать? (Ответы детей)

Логопед. Дети, скажите, пожалуйста, кто еще живет в лесу кроме животных? (Ответы детей)

Логопед. А вы можете рассказать, как птицы зимуют? (Ответы детей)

Логопед. Об этом мы с вами подробно поговорим в следующий раз.