Урок обществознания в 10-м классе по теме "Правовое государство и гражданское общество"

Разделы: История и обществознание


Презентация

СЛАЙДы 1-2

Тип урока:Урок открытия новых знаний.

Предмет, класс: Обществознание, 10 класс.

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.
  • раздаточный материал.
  • презентация.

Педагогические цели: Создание условий для формирования представлений о понятиях и признаках гражданского общества и правового государства; развитие умения работать с текстом учебника, правовыми источниками (Конституция РФ).

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Давать определение правовому государству;
- Выделять признаки правового государства.
- Соотносить признаки государства, признаки правового государства и признаки неправового государства.

- Готовность к сотрудничеству;
- Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - Овладение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

- Формирование гражданской позиции учащихся как сознательных, активных и ответственных членов российского общества, уважающих закон и правопорядок, осознающих и принимающих свою ответственность за благосостояние общества, принимающих и поддерживающих общечеловеческие и демократические ценности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ориентировочно-мотивационный этап

1. Задание: Обобщение понятий
- Вам предлагается ряд понятий, определите, по какому принципу они образованы.
Слова: публичная (государственная) власть; суверенитет; единство территории; законодательная деятельность; налоговые сборы.
1. Ответ: это признаки государства.
2. Задание: Группы получают карточки с двумя описаниями. Учащимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями:
- Прочитав предложенные тексты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), примените данные на экране символы и понятия, для составления схем взаимоотношений.
СЛАЙД 3
2. Учащиеся оценивают два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями, составляют схему для каждого описания.
Учащиеся должны составить следующие схемы:
А) ГОСУДАРСТВО ПОДДАННЫЕ
Б) ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНЕ

3. Насколько комфортно и удобно жить в каждом из приведенных государств? Почему?
- Говоря современным языком, для наиболее комфортной жизни, взаимоотношения между государством и гражданами должны строиться так, как получилось у нас на схеме под буквой Б. Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает…

3. Ответы детей

Операционно-исполнительский этап

1. Правовое государство и его признаки

1. Задание: Работа с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
- Выделите признаки правового государства.

После определения признаков
Таким образом, правовое государство обеспечивает гарантию прав и свобод человека, равноправие (каждый имеет право пользоваться своими правами и в полной мере исполнять свои обязанности), принцип наказания по суду: никто не может быть наказан без следствия и суда.

1. Учащиеся читают текст, выделяют в нём ключевые фразы и формулируют признаки правового государства.
Признаки правового государства:
•  Верховенство права во всех сферах жизни общества.
•  Реальное разделение властей.
• Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека.
•  Взаимная ответственность государства и личности.
• Политический и идеологический плюрализм.
2. Вернёмся к схеме Б.
Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает…
2. Ответ: правовые законы.
3. Правовые законы. Это прочный фундамент отношений.
При каком режиме возможно существование правового государства? Почему?
3. Ответ: при демократическом режиме.
4. Закрепление: СЛАЙД 4
Итак, правовое государство – это демократическое государство, предполагающее такую организацию политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека.
4. Запись определения в тетрадь

2. Гражданское общество

1. А как вы считаете, политические процессы в России сопровождаются принципами правового государства?
Задание:
Опираясь на текст Конституции РФ, отметьте, какие принципы (признаки) правового государства отражены в следующих статьях (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

1. Учащиеся читают выдержки из конституции и выполняют задание.
2. Диспут
Россия – правое государство или данный постулат закреплён только в Конституции?
В глобальной сети опубликовали письмо следующего содержания: «Я считаю, что Россия не правовое государство, потому что нарушаются элементарные права человека на образование, медицинское обслуживание, жизнь. Я учусь хорошо, но не уверена, что смогу поступить в ВУЗ, ведь всё решают деньги. Возникает вопрос, всегда ли честно выпускник становится студентом. У меня болеет мама, но к врачу узкой специальности, так просто не попадёшь, надо заплатить хорошую сумму. На дорогах тоже полный беспредел, водят машины без прав, сбивают людей, а потом откупаются. Государство, где главная ценность деньги, где легко дают и берут взятки, нельзя назвать правовым. Марина». На форуме высказывались все по-разному, а вы как считаете? Марина права или нет.
Используя ПОПС-формулу, приготовьте выступление. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

2. Учащиеся объединяются в группы «за» и «против» и готовят выступления, используя ПОПС-формулу, готовят выступление.

Выступление представителей групп.

3. Рассказ
Всегда ли соблюдаются писаные принципы? Кто должен следить за их исполнением?
Общество свободных суверенных личностей, наделённых широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Такое общество мы называем гражданским.
Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.
Гражданское общество сформировалось не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:
- гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
- гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо, если не будет свободы – не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
- демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
- высокий уровень правосознания гражан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого напрямую зависит политика государства;
- народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо чтобы народ имел возможность влиять на политику, например, через референдум или выборы;
- справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
- свобода слова и формирования общественного мнения.
Особенность гражданского общества в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.д. Это не властные отношения, которые предполагают господство одного над другим – т.е. вертикалные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.
СЛАЙД 5
Итак, гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивид. и коллект.) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
СЛАЙД 6

Ответ: общество

По ходу рассказа учителя, фиксируют схему:
«Структура и признаки гражданского общества»

Функции гражданского общества
Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.
Защита частных сфер жизни людей.
Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.
Стабилизация общественных отношений и процессов.

- Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. (СЛАЙД 7) Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

Запись определения в тетрадь

 

 Ответы учащихся
Формирование гражданского общества возможно только в правовом государстве.

Оценочно-рефлексивный этап

1. Задание: Составить синквейн на тему «Гражданское общество и правовое государство».

Учащиеся составляют синквейн в тетради

Домашнее задание

- Повторить записи в тетради
- Провести мини-исследование на тему «СМИ как четвёртая ветвь власти» или «Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества»
- Составить истинные и ложные суждения на тему «Правовое государство и гражданское общество».