Этика делового общения

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (53 МБ)


Курс: «Основы делового общения».

Цели:

образовательная:

  • познакомить с понятием «деловой этикет», видами этикета, с некоторыми правилами этикета (внешний вид, поведение, речь, с правилами общения);

воспитательная:

  • воспитывать желание познакомиться с этикой делового общения;
  • воспитывать желание выглядеть воспитанным человеком;
  • воспитывать качества делового человека.

развивающая:

  • развивать навыки этики делового общения.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, история, этика.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Количество часов на тему: 2.

Оснащение: конспект, мультимедиа оборудование, бейджики,  бланки рефлексии, памятки «Кодекс ученика», презентация, видео-ролик, листы с заданием для присутственного этикета, для проведения физминутки.

Список литературы для преподавателя

  1. Технология, Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, под. ред. Симоненко В.Д., М., «Вентана-Граф», 2005.
  2. Технология. Твоя профессиональная карьера, 8 (9) класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под. ред. Чистяковой С.Н., М., «Просвещение», 2012.
  3. Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А, Просихина О.Ю., Человек и профессия, М., «Планета», 2011.

Список литературы для учащихся

  1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В., Основы психологии для старшеклассников, Пособие для педагогов, 2 часть «Психология общения», «Владос», М., 2001.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, отметка присутствующих.

2. Подготовительный этап

Слайд 1

2.1 Актуализация исходного уровня знаний и мотивация к изучению темы.

На предыдущем уроке мы  познакомились с понятием «Деловой этикет», раскрыли его особенности, давайте вспомним, о чем мы говорили и  как вы это поняли.

а) Что мы понимаем под словом «этикет», дайте определение.

Слайд 2

б) Как вы думаете, зачем современному человеку знать правила этикета?

в) Приведете примеры, когда нарушение правил этикета приводило к негативным последствиям?

г) Кто устанавливает правила этикета и как они появляются?

д) Давайте посмотрим, как вы справились с практическим домашним заданием. Нужно было подготовить на листах А-4 коллаж «Когда общение становится профессией», для чего надо было напечатать, наклеить картинки или нарисовать 8-10 профессий, для которых характерно интенсивное общение и дать краткую характеристику труда. Обсудить ответы учащихся.

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия.

А теперь  продолжим изучение темы: узнаем, какие существуют виды этикета, познакомимся с основными правилами речевого этикета, с новой профессией  «имиджмейкер» и проведем практические занятия, в том числе веселую викторину «Мир профессий».

План урока

1. Виды этикета.

2. Основные правила речевого этикета.

3. Практические задания.

3. Основной этап

Изложение новой темы.

Существуют разные виды этикета и сегодня мы  с ними познакомимся.

Слайд 3

3.1 Виды этикета.

Дать 2 мальчикам и 2 девочкам листы с заданием для демонстрации правил присутственного этикета и предложить подготовиться в соседнем кабинете.

Задание двум мальчикам:

  • 1 вариант – рубашка торчит, брюки закатаны, не стучит в дверь, не здоровается, кричит: «Здорово!»;
  • 2 вариант - ученик демонстрирует общепринятый внешний вид и поведение (стучит, здоровается, извиняется, просит разрешения сесть, опрятный внешний вид);

Задание двум девочкам:

  • 1 вариант – распущенные, взлохмаченные волосы, яркая помада, много бижутерии, жует жвачку;
  • 2 вариант -  ученица демонстрирует общепринятый  внешний вид и поведение.

Слайд 4

1. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами и т.д.

Понять на сколько человек доброжелателен, можно даже потому, как он приветствует другого человека. Давайте проведем эксперимент, предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают люди в разных странах.

Вызвать 2-х учеников и предложить выполнить задания:

  • Великобритания – стоя на большом расстоянии пожать друг другу руки;
  • Япония – сложить руки на уровне груди и поклониться;
  • Россия – крепко обняться;
  • Новая Зеландия – потереться носами;
  • Тибет – показать друг  другу язык.

2. Присутственный этикет - нормы поведения в общественных местах, театре, ресторане, музее, в государственных учреждениях.

Пригласить по одному учеников, которые получили задание.

Обсудить нарушения, в чем они проявляются, вспомнить требования и Кодекс ученика, регламентирующий внешний вид и поведение учащихся. Приложение 1.

3. Религиозный этикет - правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах. Предложить привести примеры.

Слайд 5

4. Брачный этикет - это свод предписаний и правил праздничной  свадебной церемонии,  соблюдение которых не только желательно, но и обязательно. Этикетные  нормы и правила касаются приглашений, одежды, подарков, цветов, самой свадебной церемонии, а также праздничного ужина. Предложить привести примеры.

5. Семейный этикет - правила и нормы отношений внутри семьи между супругами, их детьми и близкими  родственниками.  Пример: раньше супруги обращались друг другу на «Вы», дети обязаны были к родителям обращаться на «Вы». Теперь эти правила сохранились в некоторых регионах – Закавказье, Средняя Азия, некоторые области Украины.

6. Печальный этикет - совокупность правил, традиций и условностей, которые соблюдаются в церемонии прощания с умершим.

Вопрос: Во всех ли странах одинаковые правила или есть отличия, назвать их.

Слайд 6

7. Спортивный этикет.

Вопрос: Как вы думаете, в чем он заключается? Какие соблюдаются правила? Правила поведения, которые регулируют отношения между спортсменами, игроками в команде, спортивными командами и спортивными болельщиками. Предложить провести примеры из жизни.

8. Этикет путешествий - совокупность правил передвижения  на дальнее расстояние, в которых проявляется забота о безопасности путешественника и уважение к месту, населению страны пребывания. Привести примеры. 

9. Светский этикет - это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение собеседнику и к обществу. 

Пример: раньше в театр необходимо было женщинам приносить сменную обувь и быть в длинном платье, сейчас такие требования к внешнему изменились с учетом времени, а к поведению остались прежними. Так, чтобы пройти перед сидящими людьми, необходимо извиниться и пройти к ним лицом, а не спиной.

Слайд 7

10. Деловой этикет - включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользования визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д.

Вопрос: Сколько времени должен занимать телефонный разговор? Привести примеры, как принимать или дарить подарки. Другие примеры.

Существуют и другие виды этикетов, но мы остановимся только на деловом.

А теперь давайте проведём физкультминутку, связанную с профессиями в разных сферах деятельности.

Слайд 8

Физкультминутка: «Типы профессий» - проводит ученик, 1-2 минуты.

Цель: закрепить знания типов профессий, для этого выполнить соответствующее движение:

  • Ч-Т – топнуть ногой,
  • Ч-П – руки поднять вверх, пальцы раздвинуть;
  • Ч-Ч – пожать друг другу руки,
  • Ч-Хо – похлопать в ладоши,
  • Ч-З – встать – сесть

Примеры профессий: фотограф, электросварщик, секретарь-референт, машинист тепловоза. агрономом, телеведущий, экскурсовод, артист цирка, экономист, пчеловод и другие.

Продолжаем наш урок и знакомство с некоторыми правилами этики делового общения. К ним относятся требования по внешнему виду, поведению, речи, манерам.

Вопрос: Как вы думаете, как называется профессия человека, который этим занимается?

Знакомство с профессией – имиджмейкер.

Слайд 9

Это стилист-эксперт, психолог и маркетолог в одном лице.

Он анализирует «рынок» (целевую аудиторию клиента) и адаптирует образ для нее. Имиджмейкер не работает «руками» (не делает макияж, не занимается шопингом — это задача стилиста), а разрабатывает цельный образ, куда входят внешний вид, речь, манеры, содержание выступлений и общая публичная стратегия. Услугами имиджмейкеров пользуются политики, общественные деятели, бизнесмены и артисты. Имиджмейкер — это дизайнер личности.

Слайд 10

Предлагаю посмотреть отрывок из  ролика  Ирины Дельфей «Как создавать деловой стиль. Деловой этикет».

Слайд 11

Имиджмейкер Алена Гиль расскажет о важности делового этикета( отрывок из ролика).

Давайте проведем небольшую веселую викторину и узнаем, насколько,  сколько хорошо вы знаете мир профессий. Приложение 2.

3.2. Основные правила речевого этикета.

Существуют различные правила речевого этикета, мы сейчас о них поговорим.

Слайд 12

1) Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса. Бранная лексика: вульгарные бранные слова и выражения, употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали, недопустима.

2) На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми. К остальным людям надо обращаться на «вы».

3)  Умение выслушать другого человека – непременное условие беседы. Не прерывайте собеседника.  У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»

4) Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

5) В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное, незаметно отходят в сторону.

6)  Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.  Прежде, чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.  Нельзя использовать слово «Эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо «Эй!» надо сказать: «Извините, пожалуйста…».

Слайд 13

В деловом общении, кроме  требований к внешнему виду, поведению, существуют правила  устного и письменного общения. Следующее задание будет связано с тем, что мы обсудим, как правильно говорить и поступать в некоторых случаях.

Задание: найти нарушения норм речевого этикета.

Цель: на примере разобрать ситуации общения и обсудить правильность действий.

1) Ученик утром заходит в класс, где находятся учитель и ребята. 

Ученик:  «Здравствуйте, Мария Алексеевна». Или: «Всем привет!».

2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя: «Здрасьте, Светлана Станиславовна».

3) Учителя разговаривают на перемене. Подходит ученик: «Ольга Ивановна, сегодня будет контрольная работа?»

4) Ученик  утром заходит в школу. На нем куртка и шапка. Он проходит через турникет и направляется к раздевалке, не здороваясь с дежурным учителем, дежурными учащимися и охранником.

5) Молодой человек вошел в автобус и увидел, что у задней двери стоят его друзья или одноклассники. Он кричит: «Ребята, привет. Как дела? Я еду на тренировку. А вы куда?».

Слайд 14

Я подготовила вам для самостоятельного изучения памятку «Требования, предъявляемые к хорошей речи». Приложение 1

Слайд 15

Вопрос: Как называется человек, выступающий перед публикой?

Ответ: оратор.

 Назовите известных ораторов, это,  прежде всего,  политические деятели, депутаты, президенты.
Вопрос: Чей внешний вид, манеры поведения, речь  не вызывают уважение, а  кто  является
образцом для подражания и почему (Путин В.В., Жириновский В.В., Соловьев В.Р. и др.)

Слайд 16

Творческая разминка: Назвать слова - качества воспитанного человека на конкретную букву.

Цель: закрепить знание качеств воспитанного человека.

Инструкция:

  • Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “С”: (скромный, сочувствующий, спокойный, справедливый, сдержанный и т.д.).
    Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “Д”: (деликатный, добрый, дисциплинированный, добродушный, добросовестный, деловой, дружелюбный и т.д.).

4.  Подведение итогов и закрепление материала

Итак, сегодня мы с вами изучили очень интересную и нужную тему «Этикет делового общения», виды этикета, правила речевого этикета, провели несколько практических заданий и упражнений. Надеюсь, вы используете этот опыт на следующем уроке, тема которого «Жанры публичных выступлений».

1. Какие виды этикета вы знаете, перечислить.

2. Как называют человека, соблюдающего правила этикета?

3. Как вы думаете, какие правила относятся к речевому этикету?

4. Из чего складывается имидж  делового человека? (внешний вид, поведение, речь).

Слайд 17

5. Рефлексия

Мне хочется, чтобы  полученные знания  вы применяли в жизни, были действительно деловыми людьми, развивали в себе качества воспитанного, вежливого человека, были примером для окружающих. Это пригодится вам как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.

Я предлагаю вам провести рефлексию – размышление о своем внутреннем состоянии после изучения данной темы в виде методики незаконченных предложений, которые вам необходимо продолжить (раздать листы, подписать). Мне будет интересна ваша точка зрения.

  • Я научился….
  • Я узнал….
  • Я был удивлен тем, что…
  • Мне понравилось (не понравилось) …

На этом же листочке поставьте себе оценку за урок: за активность, артистизм, правильность ответов.

Вопрос: Кто готов зачитать работу? Зачитать полные предложения.

Слайд 18

А теперь я предлагаю оценить урок в целом - дорисовать улыбку/ грусть на лице умника (раздать рисунки). Приложение 3.

Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо.
Коль удался урок на диво,
Пускай наш умник улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь - рот на замок...
Спасибо за урок!

(Предложить поднять рисунки)

6. Оценки

7. Домашнее задание

Подготовить итоговую работу «Жанры публичных выступлений».