Использование информационных систем для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Мы стараемся следовать времени и ищем новые пути обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ, применяя в своей работе современные информационные системы.

Основной целью применения: повышение качества образования.

Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи:

  • Активизация познавательной деятельности;
  • Повышение эффективности образовательного процесса;
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности;
  • Повышение мотивационной готовности;
  • Мониторинг достижений обучающихся;
  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Использование информационных систем сочетает в себе:

  • динамику,
  • звук;
  • изображение

т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Презентация.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Детям с ОВЗ трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Поэтому применение в процессе обучения интерактивных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

Для реализации учебных задач с целью повышения качества образования, мы используем в своей работе новые информационные системы в сочетании с традиционными методами обучения.

Это:

  • Учи.ру - интерактивная онлайн – платформа;
  • МЭШ - платформа образовательных электронных материалов;
  • «Мерсибо» - развивающий интерактивный портал.

Для всех этих систем характерны ключевые преимущества:

  • Соответствие принципам ФГОС;
  • Повышение образовательных результатов;
  • Рост интереса к обучению;
  • Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий. Она раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка, выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Это прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика. Она учитывает скорость, правильность выполнения заданий, количество ошибок.

Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Платформа Учи.ру дает возможность оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику и в дальнейшем подбирать индивидуальные задания для отработки неусвоенных тем.

Уроки с использованием интерактивных систем при обучении детей предполагают 3 формы обучения:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • дистанционная форма.

Платформа Учи.ру также предполагает участие в олимпиадах по разным предметам. Наши ученики, особенно дети с ОВЗ, которые посещают логопедические занятия, тоже с удовольствием выполняют олимпиадные задания по русскому языку. Хотя, задания олимпиады представлены в понятной форме и не зависят от текущей подготовки ребенка, некоторые из них выполняются с трудом, особенно логические.

За участие дети получают похвальные грамоты и благодарности. Это придает им уверенность в себе и является хорошим стимулом для участия в дальнейших олимпиадах.

МЭШ – платформа образовательных электронных материалов.

«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. На уроках учитель, использует электронные материалы из библиотеки МЭШ по разным предметам. Это: тесты, слайды интерактива, работа по ссылкам сайтов из Интернета, электронные словари, виртуальные экскурсии.

Включение компьютерных технологий в школьные занятия предотвращает утомление детей, способствует развитию коммуникативных способностей, придает уверенность в себе.

В настоящее время информационные системы Учи.ру и МЭШ стали сотрудничать. Поэтому в логопедической работе я тоже использую из библиотеки МЭШ интерактивные карточки по русскому языку, созданные онлайн – платформой Учи.ру.

Их уникальность состоит в том, что обучение происходит в форме непрерывного диалога с учеником во время выполнения каждого задания. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Это интерактивные развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Они состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.

Они направлены на развитие:

  • всех компонентов речи: фонематический слух; звуко-буквенный анализ; грамматические навыки; лексический запас; связная речь.
  • психических процессов;
  • обучение чтению и счету;
  • логики и творческих способностей.

Дополнительные печатные задания к каждой игре позволяют ребенку закрепить полученные знания.

Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия. В коррекционно-развивающей работе логопед использует игры «Мерсибо» как часть занятия. Родители также могут вместе ребенком участвовать в играх дистанционно.

Игры увлекательны как мультфильмы. Они раскрепощают детей и помогают вовлечь в занятие.

Таким образом, практика работы показывает, что использование информационных систем в работе с младшими школьниками с ОВЗ становится необходимым средством обучения и способствует:

  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • повышению мотивации к учебе;
  • эффективности коррекционно-образовательного процесса.