Организация образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края посредством проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: проектные технологии, региональный компонент


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)

Загрузить презентацию (25 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)

Загрузить презентацию (972 кБ)


Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а также формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.
Работа по развитию экологических представлений с детьми  планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы».
Изучая уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей, мы пришли к выводу, что у дошкольников преобладает средний уровень развития экологических представлений.

Данное исследование позволяет сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению с природой родного края у детей старшего дошкольного возраста, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

Для решения поставленной цели был спланирован и проведен проект «Мое родное Подмосковье».

Цель – расширить представления детей о природе родного края Московской области посредством проектной деятельности.

I этап проекта

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель:

  • Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
  • Составление перспективно-творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок «д.Бутово Ленинский район Московской области» (знания о географическом положении, водный ресурс, происхождение, климат).

2. Блок «Растения Московской области» (знания о растительном мире Московской области, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные нашего края» (знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу» (знания о научно-трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов.

  1. Беседы о Бутово Ленинский район (в гости к детям приходил персонаж Исторовед, знакомил детей с историей, рассказами, стихами о нашем крае).
  2. Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
  3. Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
  4. Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
  5. Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о сирени, о березе, о зимующих птицах и др.)

2. Использование метод экспериментирования и моделирования.

  1. Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).
  2. Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты территории Ленинского района, составление маршрута для путешествия по Бутово).
  3. Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
  4. Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

3. Практические методы.

  1. Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
  2. Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Московской области», «Цветы и травы Московской области».
  3. Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
  4. Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

4. Наглядные методы.

  1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту родного края.
  2. Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика («Животные Московской области», «Растения Московской области»).

5. Создание зон экологической среды.

  1. Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, карта Московской области).
  2. Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6. Работа с родителями.

  1. Беседы родителей с детьми о Ленинском районе Московской области и природе родного края.
  2. Помощь в составлении гербариев.
  3. Участие в оснащении мини-музея.
  4. Пополнение художественной и научной литературы.
  5. Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
  6. Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
  7. Анкетирование.

7 Ожидаемый результат.

  1. Знание детей приближаются к системным.
  2. Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию о природе родного края.
  3. Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  4. Проявляют чувства гордости и восхищения своим краем, малой Родиной.
  5. В данный момент проект находится на стадии оформлении результата деятельности.

Закончился педагогический эксперимент повторной диагностикой, показавшей, что в экспериментальной группе, которая участвовала в погружении в проект и организации деятельности, средний уровень развития экологических представлений дошкольников изменился и стал высоким. В контрольной группе показатели остались прежними - средний уровень.

Для педагогов ДОО подготовлено выступление на педсовете по теме «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края».