К 110-летию российского парламентаризма

Разделы: История и обществознание


Шаги российского парламентаризма были необычайно трудными. Такое политико-правовое явление как парламентаризм означает, что система организации и функционирования верховной государственной власти построена таким образом, что роль парламента в системе разделения властей ведущая. Парламентаризм означает высшую степень независимости парламента от правительства. Идея парламентаризма, представительной власти была завоевана в ходе тяжелой революционной борьбы. Решение о созыве государственной Думы было буквально вырвано у царизма. Однако провозглашение политических реформ означало, что страна движется по пути эволюционного развития. Парламент рассматривался как арена борьбы разных политических сил. Правящие круги стремились уменьшить максимально его роль и с помощью избирательного механизма обеспечить решающее место в Думе за послушными власти слоями общества. Либеральные и революционные круги хотели закрепиться в Думе с тем, чтобы с этого плацдарма вести наступление на самодержавие. Курс политической модернизации должен быть твердым и последовательным и охватывать все сферы общественной жизни, иначе страна может быть ввергнута в новые революционные события, раздираемая разными политическими силами.

Проводя историческую параллель, можно сказать, что  возрождение идеи парламентаризма в 90-е годы XX века и оформление суверенной российской государственности протекало в не менее революционных условиях. Конституция РСФСР, несмотря на внесенные в нее в 1991-1992гг. многочисленные изменения, не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулась борьба за выбор формы государственности. Советская Конституция не имела четкого разделения функций и предела компетенции властей, то есть главного признака парламентаризма. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти привело к тому, что в ходе октябрьских событий 1993 года в Москве погибли и получили ранения несколько сот человек. В начале 90-х годов XX века с ликвидацией монополии на власть коммунистической партии, избирательная система претерпела коренную реорганизацию. Институт выборов занял ключевое место в процессе демократизации государственной и общественной жизни, способствовал расширению круга политических представителей, привлекаемых для управления делами государства. В стране открылись перспективы для свободного участия в выборах представителей разных политических сил, а также всех граждан, независимо от их партийной принадлежности и политических взглядов.

Именно в этот период на конституционном уровне были заложены те принципы, которые в будущем будут востребованы и закреплены в российской избирательной системе: свободное выдвижение и обсуждение кандидатур, включение в избирательный бюллетень неограниченного количества кандидатов, проведение выборов по одномандатным и многомандатным избирательным округам, гласность и открытость подведения итогов голосования. Выборы в Думу 1906 года были не всеобщие, не прямые и не равные. В целом, после изменения избирательного закона 3 июня 1907 года избирательным правом могли воспользоваться лишь около 15 % населения Российской империи.

С появлением парламента у людей возникли надежды на изменение их жизни в лучшую сторону. Недаром первую думу назвали Думой народных надежд. Однако вместо совместной работы правительство и Дума повели открытую войну друг против друга. Думцы составили обращение к правительству, где сформулировали основные требования: установление равных всеобщих выборов, ответственность министров перед Думой, решение аграрного вопроса. Когда в 90-е годы работа Думы возобновилась, то диалога законодательной власти и правительства также не получалось. В стране разрастался экономический кризис и Дума инициирует процесс импичмента президента. Правительство постоянно стремилось сделать Думу послушной и управляемой. Примером может служить  третьеиюньский переворот 1907 года, когда было составлено новое избирательное законодательство. В новых «Основных законах Российской империи» была коварная статья, которая позволяла правительству при «чрезвычайных обстоятельствах» самостоятельно принимать законы во время думских каникул. Конечно ни о какой демократии в данном случае говорить не приходится. В современном российском законодательстве четко прописаны полномочия органов государственной власти, функции ветвей власти. Конституция РФ четко обозначает причины роспуска Думы.

 В 2004 году были внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся выборов в Думу. Чтобы выборы стали борьбой идей и внимание избирателей акцентировалось на программах партий были введены выборы по партийным спискам. Усилия Президента были направлены на формирование крупных общенациональных партий. Общая цель таких мер – формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации.

В настоящее время в результате политических реформ расстановка социально-политических сил в стране серьезно изменилась. Впервые в Думе сложилось центристское большинство, левые силы так и не смогли выдвинуть эффективную альтернативную программу развития России. Благодаря Президенту укрепилось доверие к власти, так как  в своих выступлениях В.В.Путин делал четкий акцент на необходимость укрепления власти в стране, восстановления территориальной целостности России, укрепления ее позиций на международной арене.

Россия вышла из переходного периода, связанного с крушением социалистической системы, формированием рыночных институтов. Многие процессы обновления приняли необратимый характер. Выбранный страной путь возвращения к вековым цивилизационным ценностям дает свои позитивные плоды. Стать лидером экономического и социального развития Россия сможет лишь тогда, когда будут максимально мобилизованы ее интеллектуальные и материальные ресурсы. В XXI веке успех и процветание страны будут во многом зависеть от приобретенных знаний каждого человека, его умения думать и анализировать. В демократическом обществе система парламентаризма дает гражданину большие возможности для реализации своих целей, способствует активному участию граждан в управлении государством, воздействии на власть.

Совокупность методов политического участия способствует формированию гражданского общества, повышает сознательность и позволяет выразить свою точку зрения, повышает политическую культуру граждан. Вместе с тем гражданин несет и большую ответственность за судьбу государства в котором живет. Существование системы парламентаризма обеспечивает дальнейшее развитие демократии, правового государства и наличие реальных и защищенных законом прав и свобод человека и гражданина.