Программа факультативного курса по истории Казахстана в 11-м классе "Новейшая история Казахстана"

Разделы: История и обществознание


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение курса «Новейшая история Казахстана» определяется важностью этого периода для изучения истории Казахстана, как в научном, так и в мировоззренческом аспектах.

Период новейшей истории – это противоречивое время развития Казахстана в составе СССР и время становления независимого Казахстана, его политического, экономического и духовного развития в условиях суверенитета.

Новейшая история Казахстана является составной частью истории Казахстана и Всемирной истории. Поэтому этот курс имеет важное значение для формирования патриотизма и основных мировоззренческих ценностей подрастающего поколения.

Курс «Новейшая история Казахстана» включает в себя 2 главы и 23 темы, а также Паспорт программы и список литературы. Целесообразность данного курса состоит в приобретении учащимися теоретических знаний и практических навыков при изучении исторических событий и явлений Новейшей истории Казахстана.

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2. 1. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: формирование у учащихся активной гражданской позиции посредством изучения Новейшей истории Республики Казахстан.

2. 2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  • сформировать знания об основных событиях Новейшей истории Казахстана, как составной части истории Казахстана и Всемирной истории;
  • развивать у учащихся умение использовать в жизни полученные знания, самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать личностное отношение к важным историческим событиям и явлениям;
  • сформировать у учащихся навыки творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками и историческими документами, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа;
  • сформировать гражданскую позицию молодого поколения, ответственного перед своей Отчизной и народом;
  • воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане;
  • способствовать процессу социализации личности на основе казахстанского менталитета.

2. 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: Курс построен в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.

2. 4. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: лекции, беседы, практические занятия, семинары, самостоятельная работа.

2. 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.

2. 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: зачет

2. 7. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА:

  • гуманизация образования
  • интеграция предметов
  • дифференциация и индивидуализация обучения
  • доступность образования
  • логичность и системность изложения материала
  • полнота и завершенность содержательных линий.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3. 1. Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • основные события Новейшей истории Казахстана;
  • о развитии Казахстана между двумя революциями 1917 года;
  • об особенностях установления Советской власти в Казахстане и причинах Гражданской войны;
  • о «политике военного коммунизма» и новой экономической политике в Казахстане;
  • о сплошной коллективизации и седентаризации скотоводческих хозяйств и последствиях этого;
  • о форсированной индустриализации, ее трудностях, особенностях и значении для Казахстана;
  • о советской культурной модернизации в Казахстане и политических репрессиях;
  • о вкладе Казахстана в победу в ВОтечественной войне;
  • об освоении целины, ошибках, последствиях и значении;
  • о декабрьских событиях 1986 г. , введении многопартийности и институте президентства;
  • о рождении суверенного Казахстана и создании системы безопасности;
  • об особенностях перехода к рыночной экономике, процессе приватизации и реформах в аграрном секторе;
  • о становлении финансовой структуры независимого Казахстана и введении национальной валюты;
  • об интеграции Казахстана в мировую экономику, плюсах и минусах этого процесса;
  • о реализации и результатах стратегии «Казахстан-2030», о стратегии «Казахстан-2050»;
  •  о социально-культурном развитии независимого Казахстана;

Учащиеся будут уметь:

  • давать оценку основным события Новейшей истории Казахстана;
  • характеризовать положение Казахстана в составе СССР и в первые годы обретения независимости;
  • характеризовать положение Казахстана между двумя революциями 1917 года;
  • давать оценку программам политических партий в Казахстане в период между двумя революциями;
  • раскрывать особенности установления Советской власти в Казахстане и причины гражданского противостояния;
  • выражать свое мнение о социально-экономической и политической модернизации Советской власти в Казахстане;
  • анализировать последствия коллективизации и индустриализации в Казахстане;
  • характеризовать развитие Казахстана в 1946-1985 гг.;
  • раскрывать причины кризиса советской социально-политической системы;
  • давать характеристику положения экономики в первые годы независимости, раскрывать особенности казахстанской модели экономики и слагаемых ее успеха;
  • объяснять значение введения многопартийности, раскрывать значение принятия Конституций 1993 и 1995 гг.;
  • объяснять плюсы и минусы интеграции Казахстана в мировую экономику;
  • давать характеристику реализации и результатам стратегии «Казахстан-2030»;
  • анализировать основные направления стратегии «Казахстан-2050»;
  • выражать свое мнение о казахстанской модели мира и согласия;
  • анализировать социально-культурную динамику Казахстана;
  • давать характеристику развитию Казахстана в системе новых мировых отношений;
  • работать с материалами Интернета, историческими документами, словарями, справочниками, дополнительной литературой и применять результаты работы на уроках;
  • использовать материалы периодической печати в учебном процессе.

3. 2. Личностные результаты отражаются в:

  • проявлении уважения к Конституции Республики Казахстан, к законам и правопорядку;
  • проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов;
  • владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
  • стремлении беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;
  • проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;
  • способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
  • уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
  • умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

3. 3. Системно-деятельностные результаты отражаются в:

  • овладении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;
  • умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
  • овладении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
  • овладении современными информационно-коммуникационными технологиями;
  • овладении развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение: Историография и источники по Новейшей истории Казахстана.

Раздел I. Казахстан в Советский период

2. Казахстан между двумя революциями 1917 г. Двоевластие в Казахстане и его особенности. Общественно-политическое развитие Казахстана. Первый общеказахский съезд и его решения. Нарастание политического кризиса осенью 1917 г. Партия «Алаш».

3-4. Особенности установления Советской власти в Казахстане. Гражданское противостояние. Казахстан в период Октябрьской революции 1917 г. Второй общеказахский съезд и образование Алаш-Орды. Первые социально-классовые акции Советов. Казахстан в годы Гражданской войны. Начало реализации советской модели национально-государственного строительства.

5-6. Социально-экономическая и политическая модернизация, проводимая советской властью в Казахстане. Политика «военного коммунизма» в Казахстане – практика и реальность «бестоварной утопии» большевизма. Голод 1921-1922 гг. Новая экономическая политика в Казахстане – альтернатива социально-экономическому и политическому кризису. Традиционные аграрные структуры Казахстана и новая власть. Советские социально-экономические новации и крестьянский вопрос. Национально-территориальное размежевание.

7-8. Советская коллективизация в Казахстане: цели, практика, последствия. Конец новой экономической политики. Государственная политика в отношении собственности в сельском хозяйстве. Седентаризация скотоводческих хозяйств. Экономические и политические цели перевода кочевников на оседлость. Антикрестьянские репрессии сталинского режима: политика «раскулачивания». Массовый голод населения и его демографические последствия. Крестьянское протестное движение.

9-10. Форсированная индустриализация Казахстана. Трудности и особенности индустриализации. Развитие промышленности и ее сырьевая направленность. Строительство путей сообщения. Турксиб. Трудовые ресурсы. Формирование национальных кадров индустрии.

11-12. Советская культурная модернизация в Казахстане. Ликвидация неграмотности населения. Становление советской системы образования. Динамика культурной модернизации.

13. Политические репрессии в Казахстане. Начало политических репрессий. ГУЛАГ в Казахстане. «Большой террор» в Казахстане.

14-15. Казахстан в Великой Отечественной войне. Начало и характер войны. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны. Казахстанцы в партизанских отрядах и движении сопротивления. Казахстан – фронту. Народное образование, культура и наука в годы войны. Депортации народов в Казахстан. Трудовые армии.

16-17. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953). Приоритеты советской социально-экономической системы. Общественно-политическая ситуация в республике. Новые идеологические кампании. Культура, наука и образование.

18-19. Казахстан в 1953-1956 гг. Социально-экономические аспекты хрущевской оттепели. Целина: достижения и проблемы. Общественно-политическая жизнь республики.

20-21. Казахстан в период нарастания кризиса советской социально-политической системы (1964-1985). Продолжение курса на экстенсивную модель развития экономики. Особенности общественно-политической жизни. Обострение экологических проблем. Уровень жизни населения. Культура и духовная жизнь общества.

Раздел II. Казахстан в современный период

22-23. Казахстан накануне обретения независимости. Нарастание социально-экономического кризиса. Динамика этнических процессов в тупике национальной политики. Политические процессы в Казахстане накануне обретения независимости (1985-1991).

24. Переход к новой модели политической трансформации общества. Провозглашение независимости Казахстана. Государственное строительство. Реформы местного (государственного) самоуправления.

25. Динамика общественно-политических процессов. Общественные движения и организации. Становление и развитие многопартийной системы в Казахстане.

26-27. Этапы социально-экономической модернизации. Начальный период либерализации экономики (1991-1993). Поиск механизмов управления социально-экономическим кризисом переходного периода (1994-1998). Стабилизация экономики (1998-2001). Выход на устойчивые тенденции социально-экономического роста (2001-2005). Казахстан на пути вхождения в число пятидесяти наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира.

28. Реформы образования и науки. Реформы системы образования. Наука в новых социально-экономических условиях. Образование и наука в условиях конкурентоспособного и индустриально-инновационного развития страны. Историческая наука Казахстана в условиях новой информационно-инновационной парадигмы.

29. Внешняя политика как фактор становления молодого независимого государства. Признание суверенной Республики Казахстан мировым сообществом и формирование современной казахстанской дипломатии. Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан. Сотрудничество с международными организациями. Казахстан в системе мировых экономических связей.

30. Казахстан и Содружество Независимых Государств. Республика Казахстан в интеграционных процессах СНГ. Сотрудничество Казахстана с государствами – участниками СНГ. Развитие казахстанско-российских отношений.

31. Решение проблем национальной безопасности. Внешнеполитические аспекты национальной безопасности. Военное строительство.

32. Культура Казахстана в период независимости. Государство и культурные процессы в современном Казахстане. Панорама культуры периода независимости. Современная информационная культура.

33. Социально-духовное развитие казахстанского общества в период независимости. Общественное сознание: проблемы трансформации. Новые вехи в эволюции общественного сознания.

34. Итоговое обобщение.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата/кол-во часов

Ресурсы

1.

Введение. Историография и источники по Новейшей истории Казахстана

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

I.

Казахстан в Советский период

 

 

2.

Казахстан между двумя революциями 1917 года

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

3-4.

Особенности установления Советской власти в Казахстане. Гражданское противостояние

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

5-6.

Социально-экономическая и политическая модернизация, проводимая Советской властью в Казахстане

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

7-8.

Советская коллективизация в Казахстане: цели, практика, последствия

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

9-10.

Форсированная индустриализация Казахстана

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

11-12.

Советская культурная модернизация в Казахстане

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

13.

Политические репрессии в Казахстане

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

14-15.

Казахстан в Великой Отечественной войне

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

16-17.

Казахстан в послевоенные годы (1946-1953)

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

18-19.

Казахстан в 1953-1964 гг.

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

20-21.

Казахстан в период нарастания кризиса советской социально-политической системы (1964-1985)

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

II.

Казахстан в современный период

 

 

22-23.

Казахстан накануне обретения независимости
(1995-1991)

2

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

24.

Переход к новой модели политической трансформации общества

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

25.

Динамика общественно-политических процессов

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

26-27.

Этапы социально-экономической модернизации

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

28.

Реформы образования и науки

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

29.

Внешняя политика как фактор становления независимого государства

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

30.

Казахстан и Содружество Независимых Государств

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

31.

Решение проблем национальной безопасности

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

32.

Культура Казахстана в период независимости

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

33.

Социально-духовное развитие казахстанского общества в период независимости: философский контекст

1

Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана

34.

Итоговое обобщение

1

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – Караганда, 2006.
  2. Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамура, 2003.
  3. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. – Алматы: Атамура, 2003.
  4. Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. – Москва: Экономика, 1994.
  5. Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. – Москва: Экономика, 2008.
  6. Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. - Алматы: Институт развития Казахстана, 2002.
  7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. Т. 4. – Алматы: Атамура, 2010.
  8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. Т. 5. – Алматы: Атамура, 2010.
  9. Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. – Алматы, 1997.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Абдакимов А. История Казахстана (С древнейших времен до наших дней):-Алматы: «Казакстан», 2001.
  2. Аяган Б.Г и др. Новейшая история Казахстана (1991-2014) – Алматы: Атамура, 2014.
  3. Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. – Алматы, 1997.
  4. Кан Г. История Казахстана. – Алматы: «Аркаим», 2002. Кан Г. История Казахстана. – Алматы: «Аркаим», 2002.
  5. Касымбеков М. Б. Исторический выбор. – Астана: Деловой мир, 2013.
  6. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1993.
  7. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2008.
  8. Новейшая история Казахстана: Сборник документов и материалов (1917-1937 гг. ) Составители: Каражанов К. , Такенов А. - Алматы: «Санат», 1998.
  9. Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002). – Алматы, 2003.