Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфических ошибок в первом классе для учащихся с фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Дифференциация звуков [З-С] в слогах, словах»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным и акустическим признакам звонкие и глухие согласные звуки [З-С] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать учить детей дифференцировать звуки [З-С] в слогах, словах.
  • Закреплять звукобуквенную связь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать пальцевую и артикуляционную моторику.
  • Формировать фонематическое восприятие и представление.
  • Работать над звукобуквенным анализом и синтезом.
  • Формировать слоговой анализ и синтез.
  • Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
  • Развивать целостность восприятия предметов.
  • Формирование навыки переключаемости внимания.
  • Проводить комплексную оздоровительную работу: общеразвивающую физ. паузу, пальчиковую гимнастику, чередование различных видов деятельности, создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Коммуникативно-воспитательные:

  • Развивать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме, работать над её осуществлением.
  • Продолжать работать над формированием умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии.
  •  Продолжать учить детей адекватно оценивать результаты своей деятельности.
  • Формировать мотивацию к логопедическим занятиям.

Тип занятия: комбинированный.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология уровневой дифференциации, игровые технологии.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепляют ученики в ходе занятия.

Предметные умения:

Учащиеся научатся:

  • дифференцировать звуки [З-С] в слогах, словах в устной и письменной речи;
  • устанавливать сходство и различие в артикуляционной и фонетической характеристике свистящих звуков;
  • чёткому проговариванию звуков [З-С] в слоговых цепочках.

Личностные УУД:

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к логопедическим занятиям;
  • интереса к изучаемой теме;
  • рефлексии на личностном уровне, как способа осмысления своих действий.

Регулятивные УУД:

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения ставить учебную задачу и решать её;
  • умения оценивать самостоятельно и совместно с учителем результаты своих действий;
  • умения исправлять ошибки в устной и письменной речи.

Познавательные УУД:

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения использования приобретённых знаний при выполнении учебного задания;
  • умения пользоваться символами с опорой на положение губ, языка;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;

Коммуникативные УУД:

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • навыка построения понятных для партнёра речевых высказываний;
  • умения учитывать разные мнения;
  • навыка построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: ПК, мультимедиа-проектор, презентация PowerPoint (29 слайдов), схема артикуляционной характеристики звука, схема фонетической характеристики звука.
  • Раздаточный материал: Зеркала, сигнальные карточки с буквами З, С.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Организационный момент. Слайды 2-3. Действия по щелчку мыши [1].

Логопед: – Ответьте предложением на вопрос «Чего не хватает?».

2. Артикуляционная гимнастика. Слайды 4-10. Действия по щелчку мыши. В каждый слайд встроен звук [3, 4, 5, 6].

Ученики выполняют движения согласно речевому сопровождению. Каждое упражнение по 5 сек. 3-4 раза.

Логопед: – Приготовим наши язычки к работе.

а) Это Язычок пришел,
Вправо он сейчас пошел.
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть язык к левому уху.

г) Он окно не закрывает,
Вниз язычок опускает.
Рот открыт, тянуть язык к подбородку.

б) Все, что нужно увидал,
И налево зашагал.
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть язык к правому уху.

д) Язычок не устает,
Тянется теперь вперед.
Рот открыт, тянуть язык вперед.

в) Он окно не закрывает,
Вверх язычок поднимает.
Рот широко открыт,
тянуть язык к носу.

е) Поиграл он с вами в прятки
И помчался на лошадке.
Рот широко открыт,
губы в улыбке, щелкать языком.

Логопед: – Как вы думаете, зачем мы делаем гимнастику для язычка?

3. Работа с правилом речи. Слайд 11. Действия по щелчку мыши [7].

Совместное проговаривание стихотворения:

Говорим красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.

Логопед: – Язычки мы приготовили к работе на уроке, теперь приготовим пальчики.

4. Работа с палочками. Слайд 12.>Действия по щелчку мыши [8].

Логопед: – Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет. Что же это? (самолёт)

Выкладывание самолёта из палочек. Самостоятельное оценивание детьми результатов своей деятельности.

Ученики: – У меня получился красивый самолёт, потому что…

Логопед: – Как вы думаете, зачем мы делаем гимнастику для пальчиков?

5. Актуализация пройденного материала. Слайд 13. Действия по щелчку мыши.

Логопед: – С какими буквами мы работали на прошлом занятии? Что вы можете сказать о звуках этих букв?

II. Основная часть

6. Формулирование темы занятия. Слайды 14-16. Действия по щелчку мыши [9, 10, 11, 12, 13, 14].

Логопед: – Назовите предметы и определите первый звук в названии предмета.

– Как вы думаете, с какими буквами мы будем работать?

– Почему вы так думаете?

– Назовите звуки этих букв.

– Сформулируйте цель нашего занятия.

7. Работа на уровне звука: артикуляционная характеристика. Слайд 17. Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация. Встроенный в слайд звук летящего комара и кипящего чайника [15,16].

Логопед: – Возьмите зеркала.

– Кто это? Как звенит комар? Произнесите [З], глядя в зеркало.

– Как свистит пар, выходя из носика кипящего чайника? Произнесите [С], глядя в зеркало.

– Гласные или согласные звуки вы произнесли? Докажите. Где преграда?

Сообщаю, что звук переднеязычный, поскольку преграда находится в передней части язычка.

– Чем звуки отличаются друг от друга? Как мы можем это проверить?

Вывод: [З] звонкий, а [С] глухой.

8. Работа на уровне звука: фонетическая характеристика. Слайд 18.

Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация.

Логопед: – Запишем все то, о чём мы говорили (запись символами).

Ученики: – Звук [З] – согласный, твёрдый, звонкий, парный, губы в улыбке, кончик языка смотрит вниз.

– Звук [З] обозначается буквой З.

– Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой, парный, губы в улыбке, кончик языка смотрит вниз.

– Звук [С] обозначается буквой С.

9. Работа на уровне буквы. Слайд 19. Действия по щелчку мыши.

Логопед: (показывая сигнальные карточки): – Как вы думаете, какая работа нам предстоит?

Ученики: – Если в слове слышим звук [З], поднимаем карточку с буквой З, если в слове слышим звук [С], поднимаем карточку с буквой С.

Слова: заяц, слоги, звуки, сыр, Зоя, роза, миска, лиса, ваза, гроза, масло.

Оценивание логопедом результатов деятельности учеников.

10. Динамическая пауза «Стрекоза». Слайд 20. Действия по щелчку мыши. Встроенный в слайд звук [17].

Стихотворное сопровождение

Действия

Вот какая стрекоза,
как горошины глаза,

Исходное положение: ноги на ширине плеч, пальцы изображают очки.
Выполнение: повороты туловища вправо, влево.

А сама, как вертолёт

Исходное положение: руки в стороны.
Выполнение: наклоны туловища вправо, влево.

Влево, вправо, назад, вперёд.

Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Выполнение: наклоны туловища влево, вправо, назад, вперёд.

11. Работа на уровне слога. Слайд 21. Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация.

Запись под диктовку слогов. Обозначение гласных звуков, твёрдости-мягкости, звонкости-глухости согласных.

Логопед: – Поставьте под буквами гласных звуков точки красного цвета, «зажгите фонарики».

Самопроверка, ориентируясь на слайд презентации.

– Подчеркните твёрдые мягкие согласные одной полоской, мягкие – двумя.

Самопроверка, ориентируясь на слайд презентации.

– Над звонкими и глухими согласными поместите колокольчики.

Самопроверка и оценивание себя с помощью лесенки успеха.

12. Работа на уровне слова. Слайд 22-27. Действия по щелчку мыши, настроены гиперссылки, при щелчке на знак вопроса открывается слайд с загадкой [18, 19, 21, 22, 23, 24].

Отгадывание загадок и запись отгадок под диктовку у доски.

а) За ним – сидим,
За ним – едим,
Он всей семье
Необходим (стол)

г) На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это? (розы)

б) По лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой (зебра)

д) Не русалка – рыба я,
Голова широкая,
Дно реки мой милый дом,
Я усатый, старый (сом)

в) Голос нежный и певучий
узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный (скрипка).
(звук встроен в слайд)

 

13. Итог занятия. Слайд 28. Действия по щелчку мыши. На слайде поочерёдно появляются вопросы.

Ответы на вопросы:

  • С какими буквами мы работали?
  • Назовите звуки этих букв?
  • Придумайте слово со звуком [З]?
  • Придумайте слово со звуком [С]?
  • Чем отличаются звуки [З С]?

14. Окончание занятия. Слайд 29. Анимация настроена, звук встроен в слайд.

Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Использованные источники.

  1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 280с.: ил. http://logoped.name/2010/06/альбом-для-логопеда-о-б-иншакова/
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

Картинки:

  1. солнышко - https://fotki.yandex.ru/users/filipuh1/album/231411/?&p=3
  2. спортсмены gif-картинки - http://justclickit.ru/other/sport.php?page=23
  3. собаки - https://99px.ru/avatari_vkontakte/48916/
  4. цветок - http://www.thelivingmoon.com/30Legends/03ports/mystsofavalon/02Tinaspages/index.html
  5. лектор - http://nekrasova.teach.obr55.ru/азбука-настоящего-воспитателя/
  6. самолёт - http://gifportal.ru/177.html
  7. забор - https://kco-nn.ru/catalog/dekoractii-dlya-ytrennikov/teatralnye-dekoractii-napolnye/dekoractii-zabory-lestnicty-mostiki/1800353-dekoratsiya-raznotsvetnyy-zabor.html
  8. зебра - https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/203633/market_wzZOQN6drNcqWsX32qWvUQ/orig
  9. зонт - https://clipartwork.com/clip-art/umbrella-clipart-2311
  10. серьги http://juwelir.ru/images/De%20Luna/big/ES2460.jpg
  11. слон - http://big5kayakchallenge.com/pictures-of-cartoon-elephants/new-pictures-of-cartoon-elephants-brown-baby-elephants-elephant-images/
  12. сумка - https://www.kakprosto.ru/kak-890315-s-chem-nosit-krasnuyu-sumku
  13. комар - http://54chita.detkin-club.ru/events/92214?special=1
  14. чайник - http://animo2.ucoz.ru/_ph/14/2/620029351.gif
  15. стрекоза - http://animo2.ucoz.ru/_ph/14/2/966558409.gif
  16. смайлик - https://pp.userapi.com/c604516/v604516300/34b6f/TnBzyGPVqks.jpg
  17. стол - http://89089262590.ru/sites/default/files/imagecache/productImageFull/product/1147-2197-thickbox.jpg
  18. зебра - https://c1.staticflickr.com/9/8476/8097371097_426e24d715_b.jpg
  19. скрипка - https://ru.pngtree.com/free-music-png/violin/19
  20. скрипач - http://alljapanesepass.xyz/risunki-skripka-igraet/
  21. роза - http://fullhdwall.com/wp-content/uploads/2016/06/Awesome-Rose-Flower.jpeg
  22. сом - http://zamryb.ru/zametka39-kalendar-kleva-soma.html