Конспект бинарного урока русского языка и физики "Работа с текстом при подготовке к экзаменам". 10-й класс (массовая школа 9-й класс)

Разделы: Физика, Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные: обучение работе с текстом как единицей языка; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов разных стилей речи, научных сведений о природе грозы как физического явления.
  • Воспитательные: способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  • Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя научную терминологию; развитие умения аргументировать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

  • Провести исследование на основе научного текста электрической природы молнии.
  • Проанализировать поэтическую миниатюру А.И. Солженицына «Молния» с точки зрения «физиков» и «лириков», а именно:
    • понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
    • отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
    • отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
    • использовать информацию из текста в измененной ситуации;
    • переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
  • Сформулировать признаки речевой ситуации и основную мысль представленных текстов.
  • Формировать языковую компетентность:
    • готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
    • способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
  • Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
  • Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
  • Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
  • Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
  • Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Замечания по подготовке и проведению урока

Данный урок готовит учащихся к выполнению заданий ОГЭ (ГВЭ) и является звеном в системной, целенаправленной работе с текстом, направленной на формирование умений выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах научной и художественной литературы, строить собственное высказывание разных стилей речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, 3 текста (шрифт Arial, учёт тифлотребований), напечатанные на листах разного цвета, 3 текста для обучающихся по системе Брайля, памятка «Как определить стиль речи?», памятка «Правила работы в группе», бумага для письма.

Ход урока

Презентация.

Слайд 1 титульный

Учитель физики:

  1. Сегодня у нас бинарный урок русского языка и физики.

Учитель русского языка: А что значит «бинарный»? Как вы понимаете значение этого слова? Слайд 2 «Что это значит?» = Это слово имеет латинский корень и означает сдвоенный.

Учитель физики: Для урока мы приготовили раздаточный материал из 3-х заданий, напечатанных на листах разного цвета, этот же материал продублирован для ребят, обучающихся по системе Брайля, также у вас на столах памятки и бумага для письма.

Учитель русского языка:

  1. Чтобы определить тему и задачи урока, выполним задание 1 на листе голубого цвета.
  2. Прочитайте задание вслух (только само задание).
  3. Что вы будете делать? /Определять стиль речи./
  4. Какие стили вы знаете?

Слайд 3 «Стили речи»

У вас есть памятка, которой вы можете воспользоваться для характеристики стиля речи, на ней и записать свой ответ.

Слайд 4 «Памятка»

1. Самостоятельная работа с текстом «Гроза».

Гроза - это природное физическое явление, сопровождаемое электрическими разрядами, именуемыми молниями, а также звуковыми раскатами, называемыми громом. Ненастье сопровождается сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом.

Гроза возникает в мощных кучево-дождевых облаках, имеющих сравнительно небольшую высоту, основание которых выглядит темным свинцовым полотном.

Причинами грозовых явлений, по данным метеорологов, становится атмосферное давление, которое за час-два до грозы начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.

Обычно гроза бывает в теплый период года, редко зимой. Чаще возникает между 15 и 18 часами, хотя начинаться может и утром. Средняя продолжительность около 2 часов, наибольшая 18-19 часов.

Учитель русского языка:

  1. К какому стилю относится текст? - Есть другие ответы?
  2. Докажите.

/Ответ ученика: Данный текст научного стиля, так как применяется в условиях общения (с кем?) со многими людьми (где?) в официальной обстановке, а именно: учебнике по физике, энциклопедии, научно-популярной литературе и т.п. Задача речи (зачем?) - сообщение научных сведений о природе такого физического явления, как гроза. (воздействие, сообщение, общение). Используется (какая?) специальная лексика, термины (электрический разряд, грозовые раскаты, кучево-дождевые облака, ливневые осадки, шквал, град, атмосферное давление), а также нейтральные слова.

/какие средства? /

Слайды 5, 6 «Характеристика стиля» (примерный ответ)

Целеполагание и оргмомент

Учитель русского языка:- Как часто вы встречаетесь с текстами научного стиля? (Постоянно на уроках)

- Именно текст чаще всего является источником информации в той или иной области знаний. В этом и заключается функция текстов научного стиля.

- С текстами каких ещё стилей вы сталкиваетесь регулярно в учебной деятельности?

(С художественным, публицистическим - на уроках русского языка и литературы, истории; с деловым - это различные инструкции, документы).

- Кроме того задания ОГЭ и ГВЭ, какой бы предмет вы не сдавали, содержат работу с текстом, и именно выполнение этих заданий оценивается выше других.

- Актуальна работа с текстом для вас сегодня? Почему? / Важно уметь выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание. /

Слайд 7

- Тема нашего урока - работа с текстом при подготовке к экзаменам на примере физического явления, о котором вы прочитали.

Учитель физики:

- Для организации работы разделимся на 2 группы, представляющих научно-технические и гуманитарные интересы: «физиков» и «лириков».

Деление на группы.

Слайд 8 «Правила работы в группе».

Вспомним правила работы в группе (акцент на участие всех членов группы).

Часть заданий будут одинаковыми для обеих групп, но в конце занятия каждая группа должна будет выделить главное по теме, исходя из своей роли.

Слайд 9 Учитель физики: - О каком физическом явлении вы прочитали в тексте 1 задания. (ответы учащихся)

- А какие ассоциации у вас вызывает это явление? (ответы учащихся)

«Ассоциативный куст» (объединение отдельных слов-«веточек»одной темой).

Какие из слов, которые вы назвали, являются понятиями, а какие выражают эмоциональное отношение к явлению.

(Т.о., ассоциативная лексика отражает ваше восприятие мира, возможно, ваши интересы и также определяет стиль речи).

Итак, гроза ассоциируется у многих с молнией.

- А что такое молния?

Слайд 10 «Молния» (определение)

- Какова же электрическая природа молнии? По этому вопросу вам предстоит провести исследование в группах.

Обсудите предложенные вопросы и сделайте предположение (выдвиньте гипотезу), занесите ответ в таблицу.

Работа с таблицей в группах.

Теперь познакомьтесь с текстом «Молния» на листе розового цвета самостоятельно и подтвердите или опровергните свои предположения.

Поиск информации в тексте «Молния» по вопросам.

- Подтвердились ваши предварительные ответы?

- Прокомментируйте ответы, которые у вас не совпали до и после чтения текста (или представьте комментарий ответа по одному из вопросов на свой выбор)

- Представление ответов групп. Вывод учителя физики.

Учитель русского языка:

- После работы с текстами снимем напряжение глаз, проведем пальминг под звуки грозы, вспомним свои ощущения. Ведь вы, конечно, не раз видели или слышали грозу.

Слайд 11 Пальминг под музыку «Гроза»

- Разогрейте ладони, плотно закройте глаза, представьте черные-черные тучи и приятную прохладу, свежесть воздуха после зноя. Дыхание свободное, мышцы расслаблены.

Выходим из пальминга: сели прямо, под ладошками закрытые глазки слегка зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили. Ладошки сняли, с закрытыми глазами слегка помотали головой, восстановили кровоснабжение мозга. Мягко потерли глаза кулачками, вдохнули, выдохнули. И открываем глаза, быстро-быстро моргая.

Учитель русского языка: Вы рассмотрели молнию как физическое явление, а сейчас обратимся к тексту художественного стиля. Это поэтическая миниатюра А.И. Солженицына - крохотка «Молния».

Слайд 12 «А.И. Солженицын»

- Что вы о нем знаете?

Прослушайте текст, по которому вам предстоит составить вопросы от лица «физиков» и «лириков».

Чтение текста учителем.

Слайд 13 «дерево»

  1. Приступайте к работе: подготовьте вопросы (3-5) по тексту, учитывая свою роль - «физика» или «лирика».
  2. Составление вопросов по тексту «Молния» А.И. Солженицына.
  3. Представление вопросов групп. (Примерные вопросы лириков:
  4. Что поразило писателя?
  5. О чем заставляет задуматься миниатюра?
  6. Какой вывод делает Солженицын?)

Оценка выполнения задания друг друга.

Учитель русского языка:

- Вопрос «физикам»: - Как, на ваш взгляд, соответствуют вопросы «лириков» поставленной задаче?

Комментарии учителя русского языка: Вопросы лириков направлены на анализ подтекста.

(Примерные вопросы физиков:

  1. Куда чаще всего попадает молния?
  2. Почему именно в липу ударила молния?
  3. Что произошло с почвой после раскола дерева?)

Учитель физики:

Вопрос «лирикам»: -Как, на ваш взгляд, соответствую вопросы «физиков» поставленной задаче?

Комментарии учителя физики: Да, вопросы физиков основаны на фактах.

Учитель русского языка: В чем же главное отличие двух текстов с одним названием?

(1-й дает информацию о природе данного явления, а 2-й обращен к чувствам читателей и заставляет задуматься над поступками людей, об ударах кары-совести).

Рефлексия. Слайд 14

Учитель физики: - В заключение нашего урока составьте синквейн по теме «Молния»: «Физики» используют научную и нейтральную лексику.
«Лирики» - средства художественной выразительности и нейтральную лексику.

Слайд 15

Учитель русского языка:

Домашнее задание

1. Составить инструкцию «Поведение во время грозы в городе, на природе (в лесу, около водоема)» (письменно).

- В каком стиле будет ваше высказывание?

2. Ответить на вопросы, подготовленные группами (устно).

Приложение.