Психологические аспекты технологии формирования и развития предметных и метапредметных результатов

Разделы: Общепедагогические технологии


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций

Исходя из требований ФГОС к достижению школьником метапредметных результатов его образовательной деятельности, мы можем наблюдать приоритетные направления новых образовательных стандартов, которые подразумевают реализацию развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение модели психолого-педагогического образования, позволяет педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, которое ориентированное на развитие учащихся, на формирование их личности и интеллектуальных способностей. Роль психолога в системе управления образовательным процессом школы, становится одной из ведущих, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Что же такое метапредметы? И к чему мы должны стремится в результате освоения метапредметных связей?

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.

В данном случае мы должны ссылаться на мысль психолога В.В.Давыдова: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения».

Мeтaпpeдмeты соединяют в себе идею предметности и нaдпpeдмeтнocти, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а продумывает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. [1]

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом мeтaпpeдмeтнoгo подхода. Согласно идеи метапредметности, учитель должен не строить четкий план урока, а импровизировать.

Чтобы научиться правильно организовывать и импровизировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • компоненты мeтaпpeдмeтнoгo содержания в обучении;
  • смысл термина «универсальные учебные действия»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу мeтaпpeдмeтoсти;
  • уровни действий учащихся на «мeтaпрeдмeтнoм» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего мeтaпpeдмeтный подход;
  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
  • требования ФГОС к мeтapeдмeтным результатам освоения основной образовательной программы основного начального и общего (среднего) образования.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения мeтапpeдмeтнx связей:

  • Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
  • Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
  •  Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
  • В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием мeтапpeдмeтныx связей на каждом уроке. [3]

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

  • принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
  • принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в ценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.
  • принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
  • принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
  • принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
  • принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.

Мeтапрeдмeтныe рeзультаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые предполагают компетенцию педагога, научить применять полученные умения в жизненной ситуации или в учебном процессе, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования стандарта к личностным и мeтaпpeдмeтным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на развитие системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. [2]

Психологические требования:

  • Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  • Особенности самоорганизации учителя
  • Организация познавательной деятельности
  • Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
  • Организованность учащихся
  • Учёт возрастных особенностей

 Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, должна:

  • устанавливать ценностные ориентиры начального общего образования;
  • определять понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
  • выявлять связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • определять условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации; создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие.

Список литературы

  1. Аксёнова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. СПб: Реноме, 2012.
  2. Аксёнова Н.И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. СПб: Реноме, 2012-С.
  3. Будько С.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/ С.В.Будько //Управление качеством образования. 2012. №3.