Историко-культурный комментарий к образу Чацкого в проектной деятельности обучающихся 9-х классов (с использованием мультимедийной презентации в программе Prezi)

Разделы: Литература


Литература — неотъемлемая часть целостности культуры,
её нельзя изучать вне целостного контекста культуры.
М.М. Бахтин

В работе над художественными текстами в школе большой интерес представляют разные формы интерпретаций художественного текста, которые можно сопоставлять с эстетическим впечатлением учащихся и таким образом активизировать читательское восприятие. При этом Интернет предоставляет самые разные варианты интерпретаций литературных произведений. К такого рода материалам относятся актёрские записи чтения художественных текстов, иллюстрации разных художников, записи инсценировок и экранизаций, т.е. интермедиальность художественного текста [11].

Мы предложили девятиклассникам исследовательский проект по созданию историко-культурного комментария к образу Чацкого, чтобы показать различные точки зрения критиков, историков, литературоведов, театральных режиссеров и актеров, иллюстраторов на этого героя. Обучающиеся представили свои выводы с помощью мультимедийной презентации в программе Prezi.com. (Ссылка на сайт:  prezi.com/r1xr4szdinnu/edit/#10_13415665) Версия в программе MS PowerPoint (Презентация 1)

Далее приводится результат поисковой деятельности обучающихся по изучению библиографических источников: статей критиков, историков и литературоведов. Свои выводы для удобства восприятия обучающиеся представили в виде схемы.

Критики, литературоведы, историки

В отечественном литературоведении сложились определенные традиции в трактовке образа Чацкого. Все высказывания критиков XIX века можно разделить на две группы: доброжелательные (В.А. Ушаков, А.А. Григорьев, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, И.А. Гончаров и др.) и осуждающие (М. Дмитриев, В.Г. Белинский, А.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, В.В. Розанов).

Первую точку зрения активно разрабатывали критики революционно-демократического лагеря. Так возникла социокультурная трактовка образа Чацкого как декабриста до декабря, борца за правду, просветителя, рыцаря без страха и упрека. Она сформулирована русским публицистом, писателем А.И.Герценом в статье «Еще раз Базаров».

Его поддерживали поэт, публицист, революционер Николай Огарев в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература» (1861) [Огарев, 2010: 56],  писатель И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» (1872), поэт A.А. Григорьев в статье «По поводу нового издания старой вещи» (1862).

Второй взгляд: Чацкий - самонадеянный шут, ведущий себя развязно и недопустимо нагло -  представляют критик В.Г.Белинский (статья 1839 г.), религиозный философ Василий Розанов (1899) [9], писатели А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

Разночтения в оценке образа Чацкого критиками XX века доказывает, что и в это время «Горе от ума» «не разгадано до конца».

В оценке Чацкого литературоведами советской эпохи можно выделить 2 подхода: первый (идеологически тенденциозный советский) - Чацкий - декабрист, борец и просветитель и второй (психологически мотивированный) - «чужой среди своих» и пылкий влюбленный.

Первой точки зрения придерживаются историк М.В. Нечкина (Работа «А. С. Грибоедов и декабристы»), литературовед С.А. Фомичев. Литературовед, культуролог Ю.М. Лотман придумывает для Чацкого определение «проповедник на балу» [6]. В презентацию обучающиеся вставили фрагмент телепередачи Ю.В.Лотмана «Беседы о русской культуре. 1-08 Декабристы».

Однако ближе к концу ХХ в. уже появляются соображения об ограниченности просветительского понимания ума, из которого во всех своих оценках исходит герой Грибоедова. Этой точки зрения придерживаются российский филолог-русист М.Я. Билинкис [2], литературовед. А.А. Лебедев [5]. Образ Чацкого в этот период критики будут трактовать как пылкого влюбленного.

В XXI веке о Чацком продолжают спорить историки и литературоведы, которые исследуют его образ с помощью методов своих дисциплин.

Историки

Историки исследуют социальные типы, изображенные в комедии, и доказывают, что Грибоедов не мог рисовать Чацкого заговорщикам, не имея перед глазами образца. Это точка зрения доцента МГУ Е.Н. Цимбаевой [10]. В презентацию обучающиеся вставили фрагмент телепередачи Игоря Волгина «Игра в бисер», посвященный комедии Грибоедова Телеканал «Культура», 16 мая 2012 года с мнением Е.Н.Цимбаевой. Историк и писатель О.И. Елисеева исследует Чацкого как социальный тип передового дворянина своего времени – «талантливого неудачника» [4].

Литературоведы

Новые времена — обновлённые подходы. Литературоведы отказались от идеологически тенденциозного советского подхода к трактовке образа Чацкого и видят в его образе драму «чужого среди своих». Проблема ума рассматривается ими в аспекте мировоззренческом: отказ от ума практического во имя забот об общем благе.

Точки зрения советского и российского учёного, богослова, литературоведа М.М. Дунаева (трагедия просветительского ума), современного критика А.М.Баженова (христоцентричность русской классической литературы), литературоведа, профессора МГПУ С.А. Васильева  (Чацкий вызывает оптимизм),  литературоведа, профессора МГУ А.М. Ранчина (Чацкий может привлечь читателей и зрителей и сейчас) [8] очень противоречивы. В презентацию обучающиеся вставили фрагмент телепередачи Игоря Волгина «Игра в бисер», посвященный комедии Грибоедова Телеканал «Культура», 16 мая 2012 года с мнением С.А.Васильева.

Обучающиеся приходят к выводу, что споры о Чацком не утихнут, пока люди будут читать это исключительное в русской литературе произведение.

Образ Чацкого на сцене (XX век)

Эффективным приёмом изучения драмы всегда считалось осмысление сценических трактовок. В эпоху Интернета анализ этих постановок возможно провести через сопоставление разные интерпретации комедии Грибоедова на театральной сцене. В своем исследовательском проекте обучающиеся применили следующий прием: сравнение одного и того же фрагмента спектакля в постановках разных театров, чтобы, во-первых, активизировать читательское восприятие драмы, а во-вторых, побудить ученика искать свой собственный путь анализа и постижения художественного текста.  Обучающиеся в своем проекте взяли для сравнения фрагменты из 2 явления 2 действия – диалог Чацкого и Фамусова в 4 постановках: Малого театра 1952, 1977, 2003 гг. и Театрального товарищества «814» Олега Меньшикова 1998 г. Целью этого сопоставления было увидеть, как меняется трактовка образа Чацкого. В презентацию в программе Prezi вставлены эти фрагменты. Их удобно просматривать последовательно (продолжительность каждого ролики примерно 3 минуты).

Свои выводы обучающиеся представили в виде таблицы.

Сопоставление четырех вариаций на одну тему позволило девятиклассникам увидеть драматическое столкновение интерпретаций, разворачивающихся в истории и культуре, и осознать удивительное свойство классики - отвечать нам, сегодняшним, на вопросы, расширяя наши горизонты миропонимания.

Такая работа позволила увидеть четыре образа Чацкого в четырех спектаклей, у каждого из которых свое «горе». Только время определяет его природу. Как ни различаются режиссерский замысел и актерское исполнение, можно увидеть следующую тенденцию: очевиден отход от идеологически тенденциозного советского подхода к трактовке образа Чацкого и движение в русле психологической разработки душевной драмы отвергнутого обществом героя. Ресурсы презентации Prezi позволяют наглядно продемонстрировать эту динамику.

Кроме того, обучающиеся проанализировали работы различные иллюстраторов к комедии А.С.Грибоедова и образу Чацкого в частности. И тут обнаружилась примерно та же тенденция: от социального смысла изображаемого к напряженному драматизму эмоционального строя образа Чацкого (Презентация 2).

Выводы:

1. Историко-культурный комментарий сокращает дистанцию между читателем и текстом и приводит к новому качеству понимания произведения.

2. Использование мультимедийных ресурсов (гипертекст, презентации, видеоматериалы) не самоцель, а инструмент достижения эстетического воздействия на читателя.

3. Проектная деятельность учащихся, основанная историко-культурном комментарии к художественному произведению, не только даёт возможность ученикам понять художественное произведение как часть духовной культуры конкретной эпохи, но и играет немаловажную роль в формировании ключевых компетенций учащихся: ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, а также компетенции личного самосовершенствования.

4. Проектная деятельность учащихся на основе историко-культурного комментария способствует достижению результатов обучения, которые декларируются Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения: личностных, метапредметных и предметных.

 Список литературы

  1. Баженов, А.М. К тайне «Горя» (А.С.Грибоедов и его бессмертная комедия) – Изд. 2 - М. : Изд-во МГУ, 2001. – 96 с.
  2. Билинкис, Я.С. «Горе от ума» в историко-литературной перспективе/ А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. - Л., 1989. - С. 220-237
  3. Дунаев М.М. А. С.Грибоедов  http://rumagic.com/ru_zar/religion/dunaev/
  4. Елисеева, О.Е. Повседневная жизнь литературных героев. XVIII – первая треть XIX. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 399 с.
  5. Лебедев, А.А. А.С.Грибоедов (Факты и гипотезы) - М.: «Искусство», 1980. - 303 с.
  6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX). – СПб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 608 с.
  7. Огарев, Н. Предисловие к сборнику «Русская потаенная литература». М., «Директ-Медиа», 2010, стр. 56.
  8. Ранчин, А.М. «Ум с сердцем не в ладу» (Образ Чацкого и авторская позиция в «Горе от ума») Новый Мир, 2015 №2
  9. Розанов, В. В. «Горе от ума» (1899). — В сб.: «Век нынешний и век минувший…». Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002, стр. 225 — 234.
  10. Цимбаева, Е.Н. Исторический анализ литературного текста. Изд. 2 – М.: Ленанд, 2015. – 176 с.
  11. Ээльмаа, Ю.В., Федоров, С.В. Информационные технологии на уроках литературы - М: Просвещение, 2012 - http://litbook.eelmaa.net/index.html

Телепередачи и телеспектакли:

1. Ю.В.Лотман Беседы о русской культуре. 1-08 Декабристы (часть 1) - youtube.com›watch?v=GHXRRemfxL4

2. Выпуск телепередачи Игоря Волгина «Игра в бисер», посвященный комедии Грибоедова Телеканал «Культура», 16 мая 2012 года <http://old.tvkultura.ru/issue.html?id

3. Горе от ума. Спектакль Малого театра (1952) - YouTube youtube.com›watch?v=1xDPTnq7dVY

4. Горе от ума. Спектакль Малого театра (1977) - YouTube youtube.com›watch?v=CcVATTgseQo

5. Горе от ума. Спектакль Малого театра (2003) - YouTube youtube.com›watch?v=HN8IwXKCV7s

6. Горе от ума. Олег Меньшиков. ТТ814 (1989) - YouTube youtube.com›watch?v=K5AT2EAz7Hc