Профессии в области «Энергетика»

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Цель: Познакомить обучающихся с профессиями области «Энергетика и электротехника».

Задачи:

Обучающая:

  • расширить знания обучающихся о многообразии профессий области «Энергетика»;
  • познакомить обучающихся с частью  требований, предъявляемым к специалистам данной отрасли;

Развивающая:

  • развитие у обучающихся технического мышления,  внимания и смекалки;

Воспитательная:

  • воспитание дисциплинированности, уважения друг к другу, умения работать в группе.

Характеристика участников: возраст участников: 7–10 лет, младшие воспитанники МБОУ ДО ДДЮТ.

Время проведения: 90 мин.

Структура занятия:

  1. Организационный момент, представление команд.
  2. Первый этап. «Знаток».  
  3. Второй этап. «Взгляд в будущее».  
  4. Третий этап. «Мастер».  
  5. Подведение итогов.  

Оформление: На экране показана презентация с ходом игры и текстами заданий, столы и стулья для команд, жюри, отдельные столы для работы.  Реквизит: набор чистых карточек для записей, раздаточный материал

Педагог: Здравствуйте, ребята! Через несколько лет каждый из вас задумается, какую профессию выбрать, будет ли его специальность востребована в будущем, сможет ли он найти престижную, высокооплачиваемую работу. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях сферы «Энергетика», узнаем, какие требования выдвигаются к таким специалистам и какими навыками они должны обладать.
Именно этим вопросам и посвящено наше занятие.

Первый этап. «Знаток»

Конкурс 1. (Разминка). Назови профессию*

За каждый правильный ответ команда получает балл. Отвечает любой член команды, при нескольких ответах учитывается первый. Время выполнения 1–1,5 минуты. Команда соперников в это время собирает из отдельных  букв слово «Электричество».
Вопросы для первой  команды.

_____________

* Методическая копилка [Электронный ресурс]

  1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером)
  2. Кто познаётся в беде? (Спасатели)
  3. «Зверский» доктор – это…? (Ветеринар)
  4. Человек, работающий с напряжением, – это ...? (Электрик)
  5. Клёвый профессионал – это…? (Рыбак)
  6. Как называют профессионала, который пойдёт с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то, что всегда хотел купить себе? (Стилист)
  7. Для какого врача устраивают показуху? (Показ-уха – для врача «ухо-горло-нос», т.е. ЛОРа, отоларинголога)
  8. Носильщик в ресторане – это…? (Официант)
  9. Кто живёт и работает «припеваючи»? (Певцы)
  10. Кто работает со вкусом? (Дегустаторы)

Вопросы для второй  команды

  1. Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Шофёр)
  2. Кто может взять в тиски? (Столяр)
  3. Овечий телохранитель – это…? (Чабан)
  4. Без кого может наступить конец света? (Электрик)
  5. Кто дарёному коню в зубы смотрит? (Ветеринар, коновал)
  6. Какие работники транспорта обладают волчьим нюхом? (Контролёры)
  7. «Многоликий» профессионал – это...? (Сто-рож – сторож)
  8. Какой специалист мягко стелет? (Горничная)
  9. Звёздный бухгалтер – это...? (Астроном)
  10. Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители)

Педагог: Профессий, связанных с электричеством и энергией очень много, какие-то из них очень известны, другие являются редкостью, а их представители высоко ценятся. Перед вами карточки, где указаны профессии из самых разных областей. Определите те, которые относятся к области «Энергетика».

Конкурс 2. Выберите профессию

Выберите те карточки, на которых указаны профессии из области «Энергетика». За каждый правильный ответ команда получает балл.

  • Директор нефтебазы
  • Технолог общественного питания
  • Пиццмейкер
  • Обвальщик
  • Инженер-проектировщик тепловых сетей
  • Электромеханик
  • Машинист паровых турбин
  • Машинист тепловоза и электровоза
  • Водитель электромобиля
  • Специалист по безопасности лекарственных средств
  • Специалист по безопасности электроприборов
  • Аудитор
  • Инженер-атомщик

Второй этап. «Взгляд в будущее»

Педагог: Представьте, что прошло десять лет, изменилось общество, претерпели изменения и профессии.  Определение нужных для страны специальностей зависит от многих факторов, например, экономической и политической ситуации, развития технологических процессов. Сегодня у вас есть возможность «заглянуть» в будущее и узнать, специалистами в каких новых профессиях вы можете стать.

Учащиеся знакомятся с атласом новых профессий** и несколькими профессиями области «Энергосети и управление энергопотреблением», такими как: электрозаправщик, разработчик систем энергопотребления и др.

__________

** Атлас новых профессий [Электронный ресурс].

Третий этап. «Мастер»


Педагог: Для каждой профессии важны  профессиональные навыки, для специалистов – энергетиков они связаны с электрическими схемами и электрическими цепями.

Конкурс 3.  Профессиональные знания

Разложите карточки по группам: слово, символ на электрической схеме, изображение + дополнительный балл за не указанный элемент
Два человека из команды собирают электрическую цепь по предложенной схеме, за верно выполненное задание они получают десять баллов.

оманда в это время каждому изображению находит слово и символ электрической схемы. За каждую правильно собранную группу (изображение, слово, символ) команда получает три балла. Дополнительный балл можно получить за не указанный элемент, записанный на чистом листе.

Внимание! В раздаточном материале присутствуют лишние карточки.

Конкурс 4. Решите анаграмму

Разбирается педагогом в качестве примера:

менее + рэкет + итог = метеоэнергетик

1. Эклер + кит



Ответ: эклер + кит= электрик

2. Десерт + чип

Ответ: десерт + чип = диспетчер

3. клеенка + мирт + эхо

Ответ: клеенка + мирт + эхо = электромеханик

4. техник + полет



Ответ: техник + полет = теплотехник

Педагог: Специальность электрик подразумевает обладание хорошими знаниями в области математики, физики и черчения. Также очень важно знать прикладную механику и основы электроники. Электрик, осуществляя свою деятельность, должен быть наделен следующими качествами:

  • техническое мышление***;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • острота зрения.

Задания подбираются в зависимости от возраста и знаний обучающихся.

______________

*** Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников [Электронный ресурс].

Конкурс 5 (дополнительный)

Укажите среди перечисленных инструментов (картинок) лишний.

Команда 1. Амперметр, насос, плоскогубцы, рулетка измерительная.

Команда 2. Мультиметр, настольный вентилятор, отвертка, нож.

Конкурс 6.

Собрать электронную цепь по схеме, измерить силу тока и напряжение. Внести изменения в сборку так, чтобы полученные измерения соответствовали заявленным.

Подведение итогов

Подсчитывается количество баллов, набранных каждой командой. Обучающимся предлагается вспомнить ход игры и обсудить. Что вам больше всего понравилось? Почему? Педагог отдельно (не проговаривая) отмечает работу каждого обучающегося.

Список использованной литературы.

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas100.ru/ (06.12.2017)

2. Методическая копилка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm (06.12.2017)

3. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/14xf2f4.html (06.12.2017)