Достижения химии на весах противоречий

Разделы: Химия


Химия – наука, диапазон отношений которой с обществом всегда находился  на противоположных полюсах – от восхищения и слепой веры до столь же слепого отрицания и хемофобии.

В рамках данного урока ученики смогут обсудить противоречия между пользой в жизни людей и вредом, который наносит это направление человеческой деятельности окружающей среде и самому человеку.

9-11 классы

Цели урока:

  • оценить положительную и отрицательную роль химии в жизни человека;
  • выявить, есть ли пути разрешения противоречий между пользой и вредом химии;
  • познакомиться с принципами  и достижениями «Зелёной химии».

Подходы к обучению и изучению материала

  • В ходе урока учащиеся должны провести интернет-исследование и сформулировать и озвучить для всех тезисы по изучаемому вопросу.

Класс делится на четыре группы:

  1. Сторонники положительной роли химии;
  2. Оппоненты приводят контрпримеры;
  3. Эксперты анализируют тезисы и контраргументы, выявляют более убедительные ответы;
  4.  Исследователи «Зелёной химии» знакомят всех с новым направлением в науке.

Распределение заданий по группам, внутри каждой группы учащиеся работают в паре или по три человека.

Проведение исследования в Интернете

  • Старшеклассники осуществляют поиск самостоятельно, напоминаем, что более верной будет информация на сайтах вузов, научно-популярных журналов, советуем фиксировать источники информации.

Необходимые материалы

Для всего класса:

  • доступ к Интернету для поиска информации или распечатки статей о роли химии;


для каждой группы:

  • 10 кубиков определённого цвета, например, красные и зелёные.
  • На демонстрационном столе большие лабораторные весы с чашками или изображение весов на плакате, к которому будут прикрепляться цветные стикеры при отсутствии весов.

Проведение занятия

Этап и цель

Ход урока

Начало урока

Слово «химия»…
Какие эмоции оно может вызывать у разных людей?

Для одних людей химия великая наука, для других профессия, а для кого-то почти ругательное слово и страх.
Сегодня нам необходимо обсудить больше плюсов или минусов даёт химия человеку, разрешимо ли это противоречие?

Основная часть
1. Ученики разбиваются на группы и ищут информацию в Интернете о положительной и отрицательной роли химии, составляют тезисы и готовятся к выступлению перед классом. Первая группа находит и записывает положительные направления:
- химия для здоровья и медицины;
- пищевая промышленность (безопасные консерванты, упаковка пищи, методы очистки и обеззараживания воды);
- химия для сельского хозяйства (удобрения, средства защиты растений);
- топливо и энергетика;
- материалы и товары;
- тесты на чистоту воздуха, воды и другие.
2. Выступления учащихся 1 и 2 групп

Вторая группа приводит контрпримеры:
- вещества, загрязняющие окружающую среду;
- теплоэнергетика (газообразные выбросы и твёрдые отходы, зола, шлаки);
- химическое оружие;
- наркотики;
- вещества аллергены и др.

По ходу выступлений на чашки весов помещаются кубики определённого цвета с плюсом, на другую - с минусом.

3. Анализ выступлений Группа экспертов отмечает более убедительных выступающих.

4. Выступление группы «зелёных химиков»

Рассказывают о 12 принципах «зелёной химии» (приложение),  об учёных и  направлениях  их исследований. Среди них профессор Ноттингемского университета Мартин Полякофф,  его технологии с использованием сверхкритических сред. В этом же направлении работы ученых МГУ, Томского политехнического университета под руководством заведующего кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов ТПУ Мехмана Юсубова, Российской компании «ФосАгро», выпускающей экологически чистую продукцию и другие.

Заключительная часть

Ученики отвечают на вопрос: «В химии больше пользы или вреда?»

Ученики приходят к выводу, что такая постановка вопроса не правомерна. В её законах нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно новое лекарство или новый строительный материал. Заключительный слоган урока: «Химия для жизни, для устойчивого развития!»

Подведение итогов урока