Сложные эфиры

Разделы: Химия


Цель урока: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту.

Задачи:

Образовательные:

  • дать обучающимся понятие о составе и строении сложных эфиров;
  • отработать умение выделять общие существенные свойства класса сложные эфиры, рассмотреть получение и применение сложных эфиров;
  • дать понятие о реакциях этерификации, гидролиза, омыления.

Развивающие:

  • формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации,
  • развить знания обучающихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия, принципа Ле-Шателье;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной активности, культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.

Материально-техническое оснащение: образцы сложных эфиров, оборудование и реактивы для получения сложного эфира.

Дидактическое оснащение: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. – М., 2010г.

Ход урока

I. Организационной момент

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку.

II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся (взаимопроверка)

Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала.

Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях обучающихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию (слайд 2-13)

- найдите общую формулу спиртов;
- найдите общую формулу альдегидов;
- найдите общую формулу карбоновых кислот;
- установите соответствие формулы кислоты и ее названия;
- установите соответствие кислот и образуемых ими солей;
- распределите вещества по классам и прочитайте полученное слово – «Эфиры»

Приложение 1

Приложение 2

III. Изучение и усвоение нового материала

Цель: изучение обучающимися нового материала.

Итак, тема урока “Сложные эфиры” - запись в тетради (слайд 14)

Цели урока: сообщаются устно (слайд 15)

Систематизировать знания о сложных эфирах:

- изучить номенклатуру и физические свойства сложных эфиров;

- изучить механизм реакций этерификации, гидролиза и омыления;

- расширить знания о нахождении в природе и применении сложных эфиров.

1. Определение. Сложные эфиры - производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещён на углеводородный радикал (слайд 16)

Общая формула:

где R – одинаковые или разные радикалы углеводородов

2. Получение. Демонстрационный опыт «Получение этилового эфира уксусной кислоты (этилацетата) (слайд 17-19)

Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации. Методом меченых атомов доказано, что в реакции этерификации от молекулы кислоты отщепляется гидроксильная группа, а спирт теряет атом водорода.

3. Номенклатура, изомерия (слайд 20-21)

Для сложных эфиров характерно 3 вида изомерии (самостоятельно) (слайд 22-24)

1-й вид – изомерия углеродного скелета

 

2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки

3-й вид - межклассовая изомерия:

4. Физические свойства (самостоятельно по учебнику стр 92) (слайд 25)

5. Химические свойства (самостоятельно) (слайд 26-27)

1. Горение

- напишите уравнение реакции горения метилформиата

НСООСН3+3О2= 2СО2 + 2Н2О

2. Гидролиз в присутствии кислот с образованием карбоновой кислоты и спирта, в присутствии щелочей соли карбоновой кислоты и спирта. Реакция щелочного гидролиза носит название омыление, т.к. в результате образуются мыла (соли высших карбоновых кислот).

- напишите уравнение гидролиза этилацетата в  двух средах. В каком случае реакция идёт до конца и почему? Укажите условия смещения химического равновесия обратимой реакции в сторону образования эфира (удаление воды, увеличение концентрации кислоты и спирта).

СН3СООС252О=СН3СООН+С2Н5ОН

 СН3СООС2Н5+КОН =СН3СООК+С2Н5ОН

6. Применение

1. Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.

Практическая работа (работа в группах)

Запишите формулы фруктовых эссенций

  • Пробирка № 1 (апельсин – октилацетат)
  • Пробирка № 2 (яблоко – метилбутират)
  • Пробирка № 3 (малина – 2-метилпропилформиат)
  • Пробирка № 4 (банан – пентилацетат)
  • Пробирка № 5 (груша – 3-метилбутилацетат)

2. Растворители лаков и красок

3. Ароматизаторы пищевой промышленности

4. Синтетические и искусственные волокна

5. Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют восками. Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63.

6.Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.

IV. Закрепление (слайд 32)

Цель: вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.

Задание: выявить генетическую связь между различными классами органических соединений (цепочка превращений).

Этанол —> этаналь —> уксусная кислота —> пропилацетат

V. Рефлексия (слайд 33)

Цель: возможность обучающимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, самооценка для учителя.

  • Что на уроке вас заинтересовало больше всего?
  • Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
  • Где могут пригодится знания, полученный сегодня на уроке?

VI. Подведение итогов урока

Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

§13. Сборник Хомченко №26.2-26-12

Литература

  1. Органическая химия, в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова / учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2012.
  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
  3. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев; М., 2010.
  4. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М., 2012.
  5. И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., 2015.

28.06.2018