Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему «Коррекция страха темноты у ребёнка старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ребенок подготовительной группы Лиза Б., 6,5 лет. Проблема (по запросу матери) – в последние несколько месяцев дочь стала бояться приближения ночи, времени укладывания спать. Жалуется на ночные страхи, кошмары и боится темноты, просит не выключать свет, засыпает только при свете. В семье ребёнок не один – есть младшая сестра (1,5 года) от другого отца. С отцом Лизы мама в разводе уже 2 года, но поддерживает нейтральные отношения, разрешает видеться с ребёнком. После рождения второго дочки, мама часто отправляет Лизу к бабушке с ночёвкой, которая живёт не далеко. Бабушка живёт одна и постепенно берёт на себя заботу о воспитании Лизы – забирает и приводит её в детский сад, ходит с ней гулять, ребёнок остаётся у бабушки на ночь.

Воспитатели группы характеризуют девочку с положительной стороны: ответственная, тихая, спокойная, добрая, всегда готова прийти на помощь другим детям и взрослым. Немного замкнута и застенчива, бывает излишне тревожна (вздрагивает при резких звуках, напрягается).

Наблюдение за поведением ребёнка в группе подтверждают слова воспитателей.

Диагностика детских страхов по Захарову выявляет наличие 12 страхов из 22 (в том числе, страха темноты, страшных снов (приходят «ужасные тёмные монстры» по словам девочки), резких звуков, остаться одной и др.).

Диагностика тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен показывает повышенный уровень тревожности (57%).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель работы: устранение, частичное обесценивание страха темноты, снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе.

Методы работы: Использование возможностей арт-терапевтических методов (сказкотерапия) в работе с витальными страхами у детей.

Формы работы:

  • эмоционально-символическая игра для установления контакта с ребёнком и акцентирования внимания на эмоциональной сфере ребёнка.
  • рассказывание авторской терапевтической метафоры.
  • психосоматическое упражнение для возможности самовыражения через телесно-ориентированные техники.
  • актуализация страха путём его рисования с последующим преобразованием.
  • рефлексия.

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ.

Необходимые материалы: карточки «Азбука настроения» Н.Л. Белопольская; текст сказки «Котёнок и темнота»; тёмная накидка или плащ; фонарик; листы А4; цветные мелки или фломастеры.

Ход занятия

1. Приветствие. Установление контакта.

Психолог ведёт беседу с ребёнком о его настроении: «Чем ты сейчас занималась?»; «Какое у тебя настроение?».

2. Эмоционально-символическая игра «Азбука настроения» Н.Л.Белопольская.

Психолог: «Что бы лучше разобраться в своих чувствах, я предлагаю тебе поиграть вот в такие карточки: на них нарисованы разные персонажи, и люди, и животные, и птицы, и рыбы. У всех у них бывают разные чувства, они испытывают разные эмоции. Посмотри – это грусть, это радость, а это страх… Мы тоже бывает, испытываем разные эмоции. Подбери карточки, которые отражают, что ты чувствуешь сейчас. Покажи мне…» (карточки «Азбука настроения» Н.Л.Белопольская).

После выбора картинок психолог говорит: «У меня есть для тебя интересная история, в которой тоже можно встретить проявление разнообразных чувств. Вот послушай….»

3. Рассказывание сказки:«Котёнок и темнота».

В одном деревенском доме жил маленький котёнок со своей семьёй. В этом доме было уютно и тепло, а лучики света проникали через стекло, так что он мог играть с ними каждый день. Однажды хозяева дома уехали и заперли дверь на замок. Семье котёнка пришлось искать новый дом. После долгих поисков они поселились на чердаке. Там было темно и что-то тревожило котёнка, какие-то шорохи, шуршания со всех сторон. Котёнку казалось, что что-то живёт в темноте и больше всего его пугал дальний угол, откуда веяло холодом и пахло сыростью. Туда он никогда не заходил. Однажды он остался дома один и стал играть с мягким ярко-оранжевым клубком шерстяных ниток. Ему было так весело, что он не заметил и заигрался до позднего вечера. Один раз, случайно, котёнок подбросил клубочек так высоко, что тот отлетел в самый дальний, страшный, тёмный угол. Котёнок очень хотел вернуть свой клубочек, но боязнь не давала ему достать любимую игрушку. Он так расстроился, что вышел на улицу, сел рядом с домом и заплакал. Уже было темно и перед домом резвились светлячки, играя друг с другом в салки-догонялки. Один из них заметил котёнка и, подлетев поближе, спросил:

- Привет, почему ты такой грустный?

- Привет - сказал котёнок. – Я потерял свой любимый клубок. Он укатился в страшный угол, и я никак не могу его оттуда взять.

- А что в нем такого страшного, в этом углу? – спросил светлячок.

- Он тёмный, тёмный! Я боюсь туда идти – ответил котёнок.

- В темноте ведь нет ничего ужасного - сказал светлячок. – Давай я освещу тебе твой страшный угол, и ты найдёшь там свой клубочек.

Так и сделали. Светлячок полетел в тот самый угол. Вдруг котёнок услышал оттуда какой-то шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами и хотят съесть Светлячка, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и котёнку стало любопытно - что может быть такое там, в этом углу.

Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, котёнок медленно подошёл ближе: между деревянных балок была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Котёнок забыл про свой страх и поспешил на помощь Светлячку. Распутав его, он спросил:

- Ты так кричал потому, что тебе было страшно в темноте?

- Нет, – ответил Светлячок, – в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а я кричал потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Спасибо тебе…

- А вот и твой клубок лежит – осветив пол, сказал светлячок. Радостный котёнок взял свой клубок с пола и предложил поиграть светлячку вместе. Так они играли до прихода родителей котёнка.

А на следующий день котёнок не побоялся ещё раз пойти в тот тёмный угол, сам, один. И к своему удивлению обнаружил там проход на кирпичный карниз, с которого открывался прекрасный вид на окрестности: были видны и деревья и цветы внизу, а вверху тихо проплывали белые облачка и веселились птички. С тех пор это стало самым любимым местом котёнка. Он даже позвал туда своих родителей и Светлячка со всеми его друзьями, и они вечером устроили там настоящий праздник. Все благодарили Котёнка за то, что он освободил Светлячка. А светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тогда котёнок понял, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью всё такое же, как и днем, – есть и красивые цветы, и птицы, и даже такие необыкновенные красавцы, как светлячки.

Все поздравляли родителей котёнка за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Котёнка сказала: "Я всегда верила в тебя, малыш! Теперь все звери узнают, что ты ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде".

Вопросы для обсуждения:

- Тебе понравилась сказка?

- Чего боялся котёнок в этой сказке?

- Тебе бывает также страшно?

- Что помогло котёнку не бояться?

- Что ты узнала нового про темноту?

4. Психосоматическая гимнастика: «Одинокая темнота»

Психолог: «Давай немного разомнёмся и подвигаемся. Поиграем в одинокую темноту. Чтобы понять каково ей - надо в нее превратиться. Я говорю волшебное заклинание: «Мы вокруг себя покружились и в «одинокую темноту» превратились». Представь, что ты одинокая темнота, с тобой никто не дружит и тебя все бояться. Что бы стать совсем похожей, надень, пожалуйста, эту тёмную накидку. Ощущаем некоторую тяжесть в ногах и руках. Начинаем двигаться медленно и плавно, как бы скользя. А теперь всем телом поворачиваемся вправо, влево и стараемся накрыть всё своей темнотой».

Затем психолог задает вопросы ребенку:

- Что ты чувствуешь сейчас внутри тела? (ответ ребенка: «Какую-то тяжесть»)

- Какое у тебя настроение? (ответ ребенка: «Грустное»)

«А теперь представь, как мы преобразуемся и становимся ярким светящимся светлячком. Возьми этот фонарик, как у светлячка. Почувствуй, как ты становишься легче, почти невесомый и прыгаешь высоко и весело, всё выше и выше, почти летишь». Психолог вместе с ребенком перевоплощаются в светящегося светлячка.

Далее психолог задает вопросы:

- Что теперь ты чувствуешь? (ответ ребенка: «Радость и легкость.»)

- Как изменилось твое настроение? (ответ ребенка: «Стало хорошим.»)

5. Рисование иллюстраций или персонажей (на выбор ребёнка) к сказке «Котёнок и темнота»

Ребёнку предлагают нарисовать на листах с помощью цветных мелков или фломастеров иллюстрации к сказке. Если ребёнок не очень любит рисовать можно предложить нарисовать просто «Темноту» или какой-то свой страх.

После рисования страха можно попробовать вместе с ребёнком преобразовать рисунок, сделав страх смешным или забавным.

6. Заключение. Беседа в конце занятия

Вопросы для рефлексии:

  1. Что понравилось и особенно запомнилось?
  2. Какие чувства ты испытываешь сейчас?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Мы предполагаем, что чувство страха развилось у девочки по нескольким совокупным причинам. Возможно, оно зародилось из-за внутрисемейного конфликта (развода родителей) и ребенок теперь чувствует вину за конфликт родителей или боится оказаться их причиной. Конкретно страх темноты появился у ребёнка как способ привлечения внимания родителей (матери), так как в семье с появлением второго ребёнка от отчима девочки часто складывается ситуация недостаточности внимания к ней, даже желания оставлять её у бабушки с ночёвками. Так же в ходе бесед с мамой выяснилось, что и мама, и бабушка склонны приписывать девочке роль «трусишки». «Она у нас такая бояка» - цитируем маму. – «Даже от резких звуков вздрагивает!». Не стоит недооценивать и детскую фантазию свойственную данному возрасту. Ребёнок сам может придумать себе предмет страха. Сейчас этому способствуют СМИ и телевидение.

Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие рекомендации для родителей и педагогов:

  • прекратить приписывать ребёнку роль «трусишки» и комментировать его действия.
  • транслировать ребёнку уверенность взрослых в его смелости, обращать внимание ребёнка на проявления его смелости.
  • настраивать ребёнка на то, что он сможет справиться со своим страхом.
  • не относитесь к страхам ребёнка как к капризам, и игнорировать их, тем более нельзя ругать и наказывать ребёнка за трусость.

Родителям:

  • минимизировать вторичные выгоды от страха, найти способ поддержать ребёнка.
  • выделить определённое время для общения с ребёнком, которое будет обозначено и которое будет удовлетворять потребности девочки в
  • общении с матерью (например - совместные вечерние прогулки, семейные выходные), даже если ночевать приходится у бабушки.
  • не забывать о поддержке физического здоровья и укреплении нервной системы девочки (закаливание, гимнастика, фитосборы, витамины, ванны).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 2. - с. 58-61.

2. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Психология развития: Хрестоматия. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 632 с.

4. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27.

5. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 336 с.

6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров - С.-Пб.: Речь, 2005. - 320 с.

7. Захаров А. И., Панфилова М. Детские неврозы / А. И. Захаров. - С.-Пб.: Респекс, 1995. - 398 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с.

9. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - с. 19-24.