Использование интерактивных средств на уроках математики

Разделы: Общепедагогические технологии


Ключевые слова: интерактивные средства обучения, интерактивность.

Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к возрастанию роли интерактивных средств обучения на уроках математики. Проводя анализ современной образовательной практики, можно сказать о том, что в настоящий момент большая часть школ оснащена современным компьютерным оборудованием, таким как компьютерные классы, интерактивные доски, планшеты и др. Учебные заведения подключены к сети Интернет, однако обеспечение школ техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения дает лишь едва ощутимый результат.

Понятие «интерактивность» в педагогике имеет двойственное значение: интерактивность в традиционном учебном процессе описывается как прямое взаимодействие субъектов образовательного процесса в области осваиваемого знания. В связи с информационными технологиями и с использованием ресурсов Интернет интерактивность рассматривается как непрерывное диалоговое взаимодействие между пользователем и информационной системой в режиме реального времени, позволяющая учащимся, по своему усмотрению, управлять ходом обучения, осуществлять отбор информации, менять скорость изучения материала.

Каждого учителя математики волнует вопрос снижения учебной мотивация школьников по мере их пребывания в школе.

Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Я пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Метод проектов нужен для того, чтобы:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  • делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Я считаю, что если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать в команде, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 26 % от того, что они слышат;
  • 30% от того, что они видят;
  • 90 % от того, что они проговаривают в то время, как делают;
  • 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование. Чтобы выполнить его, я решила перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Математика + интерактивно-компьютерные технологии = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, используя  компьютерные  технологии (передача, хранение информации)  получают  учебный проект – это и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.

Интерактивно-компьютерные технологии – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»- вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Тему проекта связываю  с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Результат работы – продукт. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке являются опорный конспект, памятка по методам решения задач или сборник ключевых задач по изучаемой теме и другие. Ученики 5- 6 классов с интересом выполняют такие задания, как сочинение сказки или детективной истории по изучаемой теме, творческие задания «Рисуем по координатам», изготовление макетов геометрических тел.
Выполнение прикладных проектов учащимися связано с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например,  расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет  коммунальных услуг по установленным тарифам или   расчет по оплате погашения банковского кредита и др. помогают в дальнейшем  успешно решать задачи на ГИА и ЕГЭ из раздела «реальная математика».
Презентация результатов - представление готового продукта, провожу в форме защиты. В итоге, положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Считаю, что метод проектов разрушает школьную рутину. В ходе работы над проектом, школьники учатся распределять правильно время, достигать поставленные цели. Возрастает мотивация обучения учащихся: повышается интерес к предмету, к практическому материалу, к области знаний за рамками школьного курса, возникает желание общаться с педагогом по предмету.

Компьютер давно уже стал необходимостью в нашей жизни, а современный урок уже трудно представить без интерактивной доски. Кроме того, поверхность доски может выполнять не только роль экрана, но и обыкновенной доски. Это позволяет вносить записи и пометки прямо на презентации, использовать специальные инструменты доски для рисования, перемещения объектов, применять различные режимы работы, используя такие специальные инструменты, как ширма, лупа. При этом возможности интерактивной доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием интерактивных технологии - интерактивной доски позволяет  наиболее полно определить и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ.

Интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который видят все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, позволяет  акцентировать внимание всех учащихся - пассивных и непоседливых, уроки становятся более интересными  и информативными. Использование программного  обеспечения на большом экране интерактивной доски очень полезно, новый инструмент возбуждает  у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя: дети  гораздо легче понимают,  как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно.

Интерактивная сущность доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют  устраивать в классе занятия, в которых участвуют все присутствующие, поддерживать в классе атмосферу оживленного общения и способствовать дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом, а также улучшает умение учеников излагать свои мысли.

Это я развиваю при помощи таких заданий:

  • найти в формулировке определения, теоремы или правила ошибки или неточности, вставить пропущенные ключевые фразы или термины в математические утверждения (способствует осмысленному усвоению теории),
  • разбор домашнего задания (анализ и самоанализ деятельности),
  • демонстрация решения задачи (выбор рационального решения или нахождения нескольких способов решения поставленных задач),
  • составление алгоритмов и опорных схем для решения задач,
  • выделения типа задачи  и определение ее путей решения,
  • работа над проектами и их защита.

С помощью интерактивной доски я могу всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получить возможность общаться с классом, продолжая работать с материалом, так как при работе  только с компьютером теряется прямой контакт с учащимися.

Возможность использовать наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагментов, функции выделения текста рамками любого цвета и формы, обеспечивают всеобщее внимание при изучении таких тем, как:  построение и преобразование графиков функций, построение многогранников и их сечений на плоскости,  решение стереометрических и  планиметрических задач, графическое решение систем уравнений и неравенств, представление статистических данных в виде диаграммами и т.д., а также расширяет  возможности представления защиты проектов учащимися.

Творчески работающему учителю необходимо отыскивать новые способы и приемы работы с учащимися, а многие из разработанных подходов уже  воплощены в учебных программах, предполагающих использование  интерактивных досок.

Использование интерактивной доски дает мне  возможность на уроках математики: быстро воспроизводить графики сложных функций. Одним движением руки изменить масштаб графика. Решать графически большое количество уравнений и неравенств; сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Вносить поверх изображения коррективы,  выполнять пометки прямо на презентацию. Использовать различные инструменты для рисования и  перемещения объектов; закрывать экран и открывать в нужное время на уроке; применять различные режимы работы, проверить знания учащихся и провести анализ.

Техническое обеспечение интерактивной доски позволяет использовать конспекты уроков повторно и возвращаться к ним при объяснении нового материала или решении задач, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение, сохраняя учебное время для эффективного использования. Использование всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса.

Научить детей математике можно, когда ученик заинтересован в получении знаний, когда у него есть успехи. Поэтому я с удовольствием использую различные информационные технологии на своих уроках, чтобы увлечь ребят. Свой опыт применения информационных технологий я начала с презентаций, которые позволяют наглядно показать на уроке новый материал, привлечь внимание учащихся, увеличить темп урока. Далее стала применять в своей работе интернет — технологии. Очень удобно использовать интернет-ресурсы, огромную помощь оказывают различные сайты при подготовке к внеклассной работе, олимпиадам и, конечно, при подготовке к ГИА и ЕГЭ. (тестирование в режиме оn-line на сайте «решу ЕГЭ» и д.р).

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление методики обучения математики.

Библиографический список.

  1. Новые технологии обучения: Научно-методический сборник.  – К., Научно-методический центр образования. 2000. - Вып. 25. - 212 с.
  2. Сазоненко Г., Кремень “Перспективні освітні технології“'. K.: Ірпень, 2002.
  3. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. Коллективный сборник обучения - новая педагогическая технология // Биология в школе. — 1995. - № 6. - С. 25-38.
  4. Зверева Г. Групповая учебная работа // Учитель. - 2000. - № 5. - С. 17-19.
  5. Кнаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 32-35.