Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях введения ФГОС

Разделы: Литература


Данная статья показывает, как необходимы в стремительном развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни уроки в школе, которые способствуют духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности мы видим на страницах книг А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры. поэтому так актуальна на сегодняшний день проблема - обращения к богатому наследию христианской культуры.

В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации уроков, помогающих раскрыть как можно построить уроки по литературе, чтобы приобщить учеников к лучшим образцам русской письменной культуры в процессе их исторического развития от древности до наших дней.

Сегодня, в стремительном развитии общественных отношений, в период глобальной компьютеризации всех сфер жизни неизбежно возникает проблема духовно-нравственного формирования личности, каким должен быть человек современного общества. Я убеждена, что среди наиболее важных вопросов выступают такие, как формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания им своих социальных функций, отношения к окружающим, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, путей познания и преобразования действительности.

Именно слова педагога-новатора Е.Н.Ильина: «Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат» приобретают сегодня большое значение, указывают на необходимость постоянного совершенствования форм и методов работы учителя не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, поскольку многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные эмоции.

Поэтому особая роль в новых образовательных стандартах отводится такой области, как духовно-нравственная. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии педагогической мысли. Духовно-нравственное воспитание сегодня является условием и средством сохранения личности и общества в целом.

В связи с этим литература как одна из учебных дисциплин, способствует не только духовно-нравственному формированию личности, познанию и самопознанию человека, но и даёт возможность понимания и преобразования окружающего мира.

Совершенно очевидно, что искусство слова духовно по определению. Идеал нравственности мы видим на страницах значительных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова и ряда других писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы, культурного наследия христианства.

И все же, несмотря на серьёзную подготовку учителя к уроку, изображённые писателем картины жизни, характер героя, система авторских оценок, развернутая в произведении не воспринимаются детьми в должной мере. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что даже в произведениях современной литературы, достаточно близкой им по жизненному опыту, авторская позиция часто понимается с опорой не на духовно-нравственную концепцию писателя, художественно воплощённую в произведении, а лишь на их личностное отношение к изображённому автором явлению жизни.

Это свидетельствует о том, что проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы требует особого подхода, чёткого планирования вопросов актуального, злободневного, личностно-значимого характера, поиска приёмов анализа произведения.

По мнению Е.Н.Ильина, литература является не просто учебным предметом, а «постижением жизни», а анализ произведения – это «труд души». Программные произведения содержат важнейшие нравственные проблемы, решив которые, мы сможем воспитать Человека.

Разработка урока литературы

Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, —
воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

В.А. Сухомлинский

Первые нравственные уроки дети получают, знакомясь с русскими народными сказками, а произведения устного народного творчества воспитывают в них такие качества как трудолюбие, честность, правдивость, мужество, стойкость, патриотизм.

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства, в частности Библия. Фрагментов этой книги мы, так или иначе, касаемся на всём протяжении изучения литературы, и задача учителя – научить детей понимать этические принципы Христа и его последователей, увидеть нравственную составляющую и понять духовную сущность притчей, во многом составляющих речь Христа.

Учителю нет никакой необходимости обсуждать с детьми существование Бога, достаточно ставить вопросы, связанные с постижением обучающимися нравственного мира Библии, формированием морального и духовного облика человека, особенностей его поведения и взаимоотношений.

Основной задачей таких уроков становится задача по ознакомлению обучающихся с содержанием этой книги как художественного произведения, что послужит развитию способностей к творческому мышлению, анализу собственных поступков в соотношении с общечеловеческими ценностями и идеалами.

Писатели, композиторы, художники часто обращались и обращаются к Библии, как к источнику вдохновения, сюжетов и героев своих произведений, поэтому для понимания таких произведений литературы и искусства необходимо знать и понимать их первоисточник – Библию.

Например, изучая басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», можно сопоставить ее с притчей Соломоновой из Писания Ветхого Завета. Хорошо зная Библию, понимая притчи Соломоновы, И.А.Крылов зеркально отразил их в своём произведении.

Так, в главе 6 Книги Притчей Соломоновых сказано: «6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. 7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя. 8. Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».

Именно отсюда появились у великого русского баснописца образы Муравья как мудрого труженика и Стрекозы – беспечной и ленивой. Сравнивая текст басни с притчей, надо дать возможность ученикам самостоятельно определить мораль басни и художественные средства, при помощи которых И.А.Крылову удалось преобразовать библейскую притчу в басню. Следует продумать и эпиграф к уроку, например, народные пословицы: «Делу – время, а потехе – час», «Кто рано встаёт, тому и Бог подаёт» и т.д. не только приблизят детей к пониманию русского народного слова, но и помогут глубже осознать идею художественного произведения.

Знакомство с библейскими сюжетами на уроках литературы, их обсуждение и анализ не только способствуют укреплению нравственных и моральных принципов в сознании детей, но и помогают глубже погрузиться в текст художественного произведения и понять его.

Примером тому можно привести урок по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник», в котором гений русской поэзии, рассуждая о добром, мудром слове, нашедшем отклик в душе человеческой, восклицает: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». И здесь важно понять значение слова «нерукотворный», так как в нём во многом заложена поэтическая идея всего стихотворения. Поэтому при анализе стихотворения на уроке можно использовать репродукцию иконы Спаса Нерукотворного как наглядный материал. На иконе изображен запечатлённый на полотенце лик Христа, а в Священном писании мы найдём историю этого изображения, когда по просьбе больного князя Авгаря его посетил Иисус Христос. Умывшись, он приложил свой лик к чистому полотенцу, на нём, как на фотографии, отпечатался его образ. После ухода Христа, больной князь, помолившись перед сохранившимся образом, исцелился. Произошло чудо, после которого иконописцы изображают образ Христа, оставленный на полотенце. Вероятно, с этим и связано слово «нерукотворный», т.е. такой, который не может быть создан руками человека, а сотворён самой природой, духом.

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» мы вновь обращаемся к Библии, так как в его структуру вплетена притча о воскрешении Лазаря, прочитанная Соней Раскольникову. Знание этой притчи поможет учащимся понять, в чём суть преступления и наказания главного героя романа и возможность его нравственного воскресения через мучительный и долгий путь покаяния.

Разбирая роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» не обойтись без проведения параллели между образом Иисуса Христа из Великой книги и образом Иешуа, из романа Булгакова.

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, как правило, больше говорим о гражданской позиции неизвестного автора, о патриотизме, о любви русского народа к своей Земле, зачастую упуская рассуждения о тщеславии и человеческой гордыне, потере ответственности за свои поступки, приводящие к огромной человеческой трагедии.

Рассматривая образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» необходимо показать ученикам, что трагизм героя заключается в отсутствии у него духовно-нравственных ориентиров, его нигилизм не может дать ничего взамен. По утверждению автора романа жизнь беспрерывно развивается от прошлого к будущему через настоящее и одной из главных ценностей в этом развитии является любовь отцов к своим детям, которые наследуют всё лучшее в них.

Вместе с тем, говоря о глубоком воздействии произведения на духовно-нравственный, эмоциональный мир читателей-подростков, мы убеждаемся в том, что они воспринимают далеко не сразу и не все средства эстетического воздействия из богатого арсенала художественного произведения. Само развертывание повествования предполагает постепенное вовлечение читателей в его мир. В связи с этим, по словам Е.Н.Ильина, начинать надо с «мелочи» и с «детали». Необходимо рассуждать, искать, спорить, ошибаться и исправляться, доходя до больших обобщений. Именно от детали через поиск к обобщениям с использованием приёмов, рассчитанных на эмоциональное воздействие, мы можем говорить о воспитательной функции произведений литературы.

Особое внимание при этом следует уделять репликам и вопросам обучающихся на уроке, так как в них выражается поиск, спор, сомнения, возражения, своя точка зрения, что в свою очередь ведёт к развитию любознательности и тяге к литературе.

Библия – религиозная книга. Но прочитать ее должны все культурные люди, а особенно учителя литературы. Нельзя грамотному человеку не знать Вечной Книги, которую уже тысячу лет читают и перечитывают люди, черпая из нее сокровища Мудрости, нравственные ценности. Без знания Библии нельзя понять, что такое художественная литература, ее глубинный смысл. Библия – Вечная книга – является драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры.

Поэтому я представляю разработку урока в 5 классе по теме "Сотворение мира и книга книг Библия".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Воспитание школьников» № 1-9 2002г. № 1-10 2003 г.
  2.  «Литература в школе» Научно-методический журнал № 1-12 1999 г.
  3. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. pokrov-forum.ru/science/blagodat_edu/pokrov-listky...
  4. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности. www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прививая учащимся любовь к русской литературе, мы можем развить в них чувство гордости за то, что они — наследники высочайшей культуры, и тогда они смогут в полной мере осознать себя гражданами своей страны, быть ответственными за ее настоящее и будущее. В настоящее время государство остро поставило задачу духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Сегодня нам необходима нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя. Время безжалостно, но все может человек, который помнит слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая цивилизованность от дикости».