Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «Мы вместе»

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Суицид. Это слово пугает всех – родителей, педагогов, психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы.

Большинство исследователей отмечают, что суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума к 16-19 годам.
Самоубийство, суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ситуация, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а так же в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Личность ребенка формируется не в вакууме, не сама по себе, а под воздействием среды, в процессе его общения с окружающими и,  прежде всего, с родителями. Последнее имеет решающее значение для его социализации и воспитания. Ответственность за судьбу детей лежит в первую очередь на родителях, ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, и именно родители воспитывают эту уверенность. У ребенка должна быть «жилетка», в которую можно в любой момент выплакать все свои проблемы.

Вне семьи невозможно воспитать личность, но не всегда условия в семье способствуют благоприятному развитию ребенка и его психическому комфорту.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за проблем, связанных с домом, семьей, близкими, из-за необоснованно суровой и непоследовательной дисциплинарной тактики. Подросток чувствует себя ненужным, непонятым, обузой, изгоем или, напротив, требует демонстрации любви к себе, когда претензии взрослых не соответствуют его возможностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Дисфункция современных семейных систем, нарушение детско-родительских взаимоотношений являются одним из отягощающих факторов риска суицида у подростков.

Именно поэтому мы считаем, что разработка программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида является актуальным направлением.
Настоящая программа предназначена для организации профилактической работы по повышению психологической грамотности родителей в вопросах воспитания, создания в семье благоприятной психолого-педагогической атмосферы, а также в вопросах суицидального поведения детей.

Профилактическая программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение учебного года.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а так же их психологической грамотности в вопросах суицидального поведения детей.

Задачи программы:

  • организация и проведение просветительско-профилактических мероприятий информационного характера с родителями о возможных причинах подросткового суицида и способах предотвращения суицидальных попыток;
  • проведение адаптационно-развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений;
  • обучение родителей конструктивному общению с подростком;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, психологии подросткового возраста;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

Целевая группа – родители подростков 13-16 лет (учащиеся 7-9 классов).

Продолжительность курса программы: 41 час 30 минут (19 мероприятий).

Продолжительность мероприятий: от 1 до 3 часов

Этапы и сроки реализации программы:

  • I этап. Диагностический (сентябрь)
  • II этап. Реализация программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида (сентябрь – май)
  • III этап. Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы (май).

Формы и методы работы:

  • в ходе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
  • диагностические (анкета, тест, опросник);
  • просветительско-информационные (родительские собрания, беседы, лектории, обучающий семинар, круглый стол, разработка и распространение брошюр, памяток,);
  • консультативные (индивидуальные консультации с родителями по запросу);
  • адаптационно-развивающие (психологический практикум, тренинговые занятия).
  • количество участников: лекторий, обучающий семинар, практикум, тематический вечер – 25-45 человек; родительское собрание, круглый стол, беседа – 20-25 человек; тренинговое занятие – 12-15 человек.

Сферы ответственности при реализации программы:

  • специалист (психолог, ведущий курс программы) обязан соблюдать требования указанные в программе, своевременность в организации и проведении занятий, по необходимости консультировать родителей и педагога;
  • педагог (классный руководитель) обязан предоставить условия для  проведения родительских собраний, входящей и исходящей диагностики (кабинет, время проведения по запросу специалиста);
  • родители обязаны посещать занятия.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Требования к ведущему: для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. Необходимо владение методами игротерапии, навыками ведения тренинговой работы, сформированность коммуникативных навыков, эффективное использование невербальных форм общения (интонации, мимика, жестикуляция, позы и т.д).

В реализации программы всеобуча принимают участие приглашенные специалисты разного профиля:

  • инспектор РОВД КДН;
  • главный специалист КДН и ЗП;
  • врач-педиатр;
  • психиатр.

Материально-техническое оснащение: светлое помещение (класс, актовый зал, комната релаксации), вмещающее группу участников. В помещении - наличие письменных столов (парт) или просто приспособлений для письма и рисования; наличие мультимедийного комплекса.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня психолого-педагогических знаний о причинах, признаках и характере подросткового суицида, о способах поддержки подростка в трудных ситуациях;
  • повышение уровня педагогической грамотности в вопросах семейного воспитания, возрастных особенностей подростка;
  • осознание роли семьи и ее влияния на формирование личности подростка;
  • овладение навыками конструктивного общения с подростком;
  • осознание и принятие родителями уникальности личности каждого ребенка.

Эффективность данного курса мероприятий отслеживается по следующим методикам: анкета «Чего я жду от родительского всеобуча», анкета «Оценка всеобуча», тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?», анкета «Что я знаю о подростковом суициде», анкета «Семейные отношения», анкета «Ребенок глазами родителей».

Для отслеживания эффективности каждого мероприятия используется анкета «Обратная связь».

Критерии оценки достижения планируемых результатов: положительная динамика по результатам диагностики – педагогически грамотные ответы на вопросы анкет; позитивные изменения во взаимоотношениях между родителями и подростками; готовность к двустороннему пониманию, принятию, сотрудничеству.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА


п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

Форма
проведения

Задачи
мероприятия

Форма
подведения
итогов

1.

Тепло семьи (вводное занятие)

2

Занятие с элементами тренинга

Знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.
Знакомство с программой всеобуча, целями и задачами

Анкета «Семейные отношения»

Анкета «Чего я жду от родительского всеобуча»

2.

Жизнь возможна. Испытайте ее!

1,5

Родительское собрание (7, 8 классы)

Проинформировать родителей о возрастных особенностях детей; познакомить с ошибками в школьном и семейном воспитании подростков; дать рекомендации по оптимизации взаимоотношений с детьми в период взросления.

Тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?»

Анкета «Обратная связь»

3.

Психологические особенности старшего школьного возраста

1

Родительское собрание (9 класс)
Форма проведения: лекция

Познакомить родителей с психологическими особенностями возраста старших школьников

Тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?»
Анкета «Обратная связь»

4.

Мифы и реальность относительно причин самоубийств

1,5

Лекторий

Просвещение в вопросах суицидального поведения.

Анкета «Обратная связь»

5.

Подростковый суицид

2

Обучающий семинар

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида; расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида; предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком; воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Анкета «Обратная связь»

Анкета «Что я знаю о подростковом суициде»

6

Тренинг «Родительская эффективность»

6

Групповой тренинг
(3 занятия)

Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

Анкета «Обратная связь»

«Я – родитель»

«Счастливая семья»

«Учимся требовать и контролировать»

7

Современный подросток – кто он?

2,5

Психологический практикум

Оказание помощи родителям в общении с подростком. Побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

Анкета «Обратная связь»

Анкета «Ребенок глазами родителей»

8

Жизнь – это приключение. Решитесь на него!

2

Родительское собрание Совместное с детьми и родителями

Найти пути решения конфликтов, создать комфортную атмосферу для диалога, помочь двум поколениям (отцам и детям) понять друг друга

Анкета «Обратная связь»

9

Бесконфликтное воспитание. Повторяем известное…

1,5

Родительское собрание

Повышать уровень психологической культуры

«Стиль родительского поведения» Степанов С.С.
Анкета «Обратная связь»

10

Общение с ребенком

2

Групповой тренинг
(1 занятие)

Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.

«Тест родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.)

11

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

2

Родительское собрание

Дать родителям возможность получить представление о наиболее частых родительских ошибках в воспитании детей, о способах их преодоления

Анкета «Обратная связь»

12

Личность в подростке: миф или реальность?

2

Лекторий

Помочь родителям увидеть личность в подростке, научиться ее уважать

Анкета «Обратная связь»

13

Семья, школа и психическое здоровье старшеклассников

2

Круглый стол с элементами ситуационной игры (8,9 классы)

Координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.

Анкета «Психическое здоровье»

14

Социально-психологический тренинг для родителей

4

Групповой тренинг
(2 занятия)

Показать родителям значение умения слушать; показать родителям важность «Я-высказываний»

 

«Общение: умение слушать»

«Общение: умение говорить»

15

Агрессивность подростка, ее причины и последствия
Психиатр

1

Родительское собрание

Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления

Анкета «Обратная связь»

16.

Взрослые и дети

2

Групповой тренинг
(1 занятие)

Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.

 

17

Жизнь – вызов. Примите его!

2

Лекторий

Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания стойкости духа, твердости характера, способности принять вызов судьбы, помочь в формировании у подростков нравственных ценностей; помочь выстроить правильную линию поведения в сложных ситуациях и избежать неблагоприятного развития подростковых  проблем.

Анкета «Что я знаю о подростковом суициде»

 

Анкета «Обратная связь»

18

Покажи мне любовь

2

Групповой тренинг
(1 занятие)

Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка

 

19

Идеальные родители (завершающее мероприятие)

2,5

Тематический вечер

Подведение итогов всеобуча; раскрыть качества «идеальных» родителей; познакомить родителей с итогами анкетирования  «Родители глазами детей»; научить родителей открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребенка.

Тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?»

Анкета «Оценка всеобуча»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Содержание программы представлено в Приложении 1.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список используемой литературы.

  1. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г. Моргулец. – Волгоград: учитель, 2011. – 183с.
  2. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
  3. Родительские собрания. 9 класс: Когда уходит детство / авт.-сост. О.В. Лутовинова и др. Волгоград: Учитель, 2009. – 159 с.
  4. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. -160 с.
  5. Организация профилактики суицидального риска в учреждении образования / авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 96 с.
  6. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе /  И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб, 2004
  7. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.
  8. Шмидт ВР. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  9. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, СПб, Воронеж, Минск, 2004.
  10. Моему ребенку 13-16 лет / авт.-сост. Я.В. Хохлова. – Волгоград: Учитель, 2013. -159с.
  11. Родительские собрания. Учимся понимать подростка. 8 класс / авт.-сост. Т.В. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175с.
  12. Родительские собрания. 5-7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.
  13. Социальная педагогика №1, 2006.
  14. Школьный психолог №8, 2008.
  15. Школьный психолог №10, 2008.

Перечень используемой видео- и аудио продукции

  1. Видеофильм «Внимание ПОДРОСТОК: Жизнь прекрасна», 2009 (снят Департаментом здравоохранения Сахалинской области в рамках Сахалинской областной целевой программы «Охрана материнства и детства на 2007–2010 годы»)
  2. Музыкальная композиция «Песенка Мэри Поппинс», из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья»
  3. Фоновая музыка