Сценарий внеклассного мероприятия «День Победы». 2-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Класс: 2


Учитель: 1941 год – трагическое начало.

Ученик:

Стихотворение:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось!

Толя: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Учитель: Уже в Июне 1941 года появилось стихотворение, которое стало главной песней Великой Отечественной войны.

Дети:

Немало есть песен на свете
Что звездного света полны,
Но памятней нет, чем эти
Рожденные в годы войны.
Всегда вы легки на помине.
И вас не забыл ни один
Пронзаете сердце вы по ныне
Вы, песни военных годин.

Дети: Песня «Священная война»

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!

Звучит фоновая песня

Саргы: В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: "Всё для фронта, всё для победы!" В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

Учитель: В годы войны тяжело приходилось почтальонам – разносить похоронки – дело нелегкое. Ни от чего так не устаёшь, как от похоронок. Как конверт увидишь, сердце обрывается. Я прочитаю вам отрывок из письма замполитрука Паперник. "Здравствуйте, дорогие мои. Пишет вам замполитрука лыжного отряда Паперник. Поздравляю вас с новым 1942 годом, и желаю чтобы этот год был годом счастливых встреч на освобожденной от фашистских псов земле, чтобы мы снова собрались в нашей замечательной Москве. В газетах вы читаете, что мы гоним гадину все дальше и дальше от нашей дорогой Москвы, освобождая новые и новые города и сёла. Я видел много десятков людей: молодых и старых, детей и стариков, встречавших нас со слезами радости. Места, по которым мы проходили за последние дни, мне знакомы. Я вспоминаю дни строительства в городах Истра, Суздаль, помню их постройки, музеи и потому с негодованием, злобой и ненавистью к этим извергам осматриваю все разрушения, все грабежи, которые сотворили эти насильники. Дорого им придётся расплачиваться за варварство на нашей территории. Расплата будет за все народы, угнетённые и порабощенные ими. Приятно, что в такие суровые дни я нахожусь в рядах защитников Родины. Всё, чем я занимался в мирное время – лыжи, верховая езда, меткая стрельба, – мне очень пригодилось, и я с гордостью вспоминаю те дни, когда, несмотря на перегрузку на работе, отправлялся на полеты в планёрную школу, а в выходные пропадал на Воробьёвых горах, хотя мама не любила, когда я катался на лыжах. Будьте здоровы, до скорой встречи в Москве".

Замполитрука заканчивает чтение. Складывает треугольник письма.

Саргы: Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались "треугольниками": они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали "треугольнички" от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

Учитель: Посмотрите ребята, такие «треугольнички» делали во время войны. Давайте с вами попробуем сложить свой «теугольничек».

Раздать детям бумагу, показать, как делаются треугольники.

Учитель: 1942 год – горечь новых поражений.

Ученик­­­­­­­­­­­­­­­­­: После разгрома врага под Москвой в 1942 году Красная Армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался вглубь нашей территории, занимая советские города, неся с собой разорение и смерть.

Дети:

Стихотворение:

Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Песня: «Здесь птицы не поют»

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Припев:

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельны,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

Толя: Часто в жизнь города врывалась сирена воздушной тревоги – это означало, что город подвергся нападению с воздуха. Жители прятались в бомбоубежища: в метро, в подвалы, хотя бывало, что бомбы попадали и туда.

Включается запись воздушной тревоги

Толя: Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Начались срочные меры по обороне столицы: рылись окопы, возводились проволочные заграждения, устанавливались "ежи" – противотанковые сооружения. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья. Не блестели золотом купола Кремля: их покрыли чёрной краской, а стены замазали зелёными и чёрными полосами. Утром 6 декабря прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо двигались вперёд бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами красноармейцев начал откатываться назад. Красная Армия освободила тысячи деревень, посёлков, такие города, как Клин, Калинин (Тверь), Калуга, Истра.

Учитель: Страна выстояла в самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных человеческих потерь.

Саргы: По мере продвижения гитлеровской армии на восток на занятых немцами территориях стали возникать партизанские отряды. Партизаны взрывали фашистские поезда, организовывали засады и внезапные налёты. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, падал дух германской армии.

Учитель: Не только взрослые, но и дети боролись против фашизма. Воевали все. Нам известны имена детей, которые яростно боролись против захватчиков – это: Марат Казей, Валя Зенкина, Шура Кобер, Валя Котик, Зина Портнова, Вася Коробко и многие другие дети проявили храбрость при борьбе с фашистами.

Саргы: В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

Ролик

Толя: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину.

Учитель: Ребята, возьмите по кусочку хлеба, положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода.

Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине

Саргы: Утро 19 ноября 1942 года выдалось туманное. Молочная дымка покрыла степь, скрыв вражеские позиции. В такую погоду не могла действовать авиация. Но откладывать проведение операции было уже поздно. На врага обрушился уничтожающий артиллерийский огонь. Не успели замолчать орудия и миномёты, как в атаку пошли стрелковые дивизии танки. Прорвав оборону, танки устремились в тыл к фашистам.

Учитель: 1943 год – коренной перелом.

Ученик: Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 году сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло советское полководческое искусство: генералы и высшей командный состав разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений.

Дети: Песня «Дорожная Фронтовая»

Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины,
Объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

Припев:

Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато –
Есть у нас еще дома дела.

Толя: Гитлеровские войска отходили всё дальше и дальше.

Учитель: 1944 год – освобождение.

Ученик: Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной Войны, разгромив врага под Сталининградом и Курском, в 1944 году советские вооруженные силы занимались освобождением территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.

Дети:

Стихотворение:

Он начал свой путь боевой
В огне сражений под Москвой
Стоял он на смерть у стен Сталининграда
И для фашистов был преградой.
Бил врагов на Курской дуге –
Родину он защищал везде.

Песня «Вечер на рейде»

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.

Припев:

Прощай, любимый город
Уходим завтра в море
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

Толя: Наконец, местом военных действий стала фашистская Германия. На укрепление Берлина немцы бросили все свои силы: город опоясали три оборонительные линии, каменные дома и подвалы превратили в военные укрепления. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты врасплох, и советские войска перешли в наступление. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва втайне от противника были установлены сто сорок мощных прожекторов. К рассвету бойцы преодолели первую полосу препятствий, и подошли ко второй. В сражение были введены две дополнительные танковые армии. Враг начал отходить к Берлину. В самом городе бои шли за каждый дом, каждую улицу, в воздухе, на земле и под землёй. Начался штурм рейхстага. Лишь после третьей атаки красноармейцам удалось ворваться в здание и установить над главным подъездом красный флаг – знамя Победы.

Учитель: 1945 год – Победа!

Ученик: Наступил 1945 – последний и решающий год Великой Отечественной Войны. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно завершили войну. Но победа досталась очень дорогой ценой.

Дети: Песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

День победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы
Порохом пропах
Этот праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Саргы: Берлин пал. Гитлеровская Германия была разбита. Полной победой закончилась война советского и других народов против германского фашизма. Но велика и горька была цена этой победы. Наша страна потеряла в этой кровопролитной войне около 27 миллионов человек. 9 мая 1945 года притихший после сражений Берлин взорвался салютом долгожданной победе. Маршал Жуков на радостях плясал "Русскую".

Учитель: С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. Москвичи, покинув дома, спешили на Красную площадь. Военных не спрашивали, кто они, обнимали и целовали, хватали в охапку и качали, подбрасывая над головами бурлившего и ликовавшего людского моря. В полночь грянул невиданный доселе салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий.

Звучит песня "День Победы"