«Игра красок». Изготовление цветочного узора в технике «нетканого гобелена»

Разделы: Технология


Целью работы является разработка и изготовление изделия в технике «нетканого гобелена».

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с историей и развитием такого вида декоративно-прикладного искусства, как гобелен; познакомиться с созданием цветочного орнамента и сочетанием цветов и оттенков в рисунке.
  • развивающие: развивать наблюдательность, память, творческое воображение.
  • воспитательные: знание цветового круга, коллективизм, аккуратность, усидчивость.

Средства обучения:

  • презентация к занятию
  • рисунки с различными орнаментами
  • готовые образцы орнаментов в «гобелене»
  • ткань(бортовка)
  • подрамники
  • пряжа различных цветов
  • специализированная игла
  • клей ПВА
  • копировальная бумага

Ход занятия

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы занятия

«Игра красок»

3. Мотивация учебной деятельности

Вы уже повзрослели, получили достаточно знаний и умений на уроках технологии и дополнительных занятиях по рукоделию. Я предлагаю вам испытать свои силы в разработке и изготовлении изделия в технике «нетканого гобелена». Для данной работы я выбрала жилет, потому что это универсальный вид одежды и незаменимая вещь в гардеробе любой девушки. Жилеты являются хорошим дополнением ко многим видам одежды, как повседневной, так и нарядной. Надетый поверх блузки, с жакетом, с юбкой или с брюками жилет будет превосходно смотреться в любых ансамблях.  Например, короткий стеганый жилет из черной атласной ткани в сочетании с рубашкой из джинсовой ткани и юбкой из джинсовой ткани создаст спортивный стиль. А тот же самый жилет, надетый поверх воздушного, прозрачного крепдешинового платья, украшенного ярким цветком, создаст романтический стиль. Жилет поистине универсальная модель, не выходящая из моды.

4. Формирование знаний и умений

Изготовление цветного узора в технике «нетканого гобелена».

Историческая справка

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина.

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие — называть шпалерами. В настоящее время французским термином обозначается весь художественный текстиль. . В русский язык слово «шпалера» пришло в XVIII веке из польского, немецкого или итальянского языков. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

ИСТОРИЯ ЖИЛЕТА

Жилет появился в XVIII веке в мужском костюме. Обычно жилеты делали из белого щелка и украшали ручной вышивкой в виде гирлянд из роз, гвоздик, незабудок. В XIX веке происходит упрощение мужского костюма. Красота и изящество его теперь зависят не только от дорогих украшений и тканей, но и от мастерства портного. Обычно мужской костюм состоял из темного фрака, светлых панталонов и светлого двубортного жилета из другой ткани. Иногда носили два жилета разных цветов, например, из белого пике и бархатный.

Выбор жилета определял и характер костюма-парадный и повседневный.

Во второй половине XIX века в мужском костюме появится пиджак, который занимает место повседневной одежды. И теперь пиджак вместе с брюками и жилетом создали классическую триаду – один из основных видов как мужской, так  и женской одежды. Жилет можно сшить практически из любой ткани.

5. Практическая работа

РИСУНОК, ЦВЕТ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Рисунки для вышивания.

Где брать рисунки для гобеленов? Во-первых, можно использовать готовые рисунки и схемы для вышивания крестом. Во-вторых, можно перевести рисунок из детской книжки, с открытки, с понравившейся репродукции. И, наконец, рисунок можно создать самому. Проще работать с цветными рисунками и схемами для вышивания крестом. Выберите подходящий сюжет. При переносе рисунка на ткань его следует немного подкорректировать, то есть сгладить все углы, заменить ступенчатую линию извилистой и т. д. Для облегчения работы нужно раскрасить фломастерами всю картину еще на бумаге. С репродукциями и открытками работать сложнее. Картинку надо выбирать с четкими границами цвета. Если граница расплывчатая, определите ее сами. Выбранный рисунок увеличьте до нужного размера, желательно в цветном варианте. Упростите некоторые детали, какие-то проигнорируйте, определите контуры тонов и полутонов. Не обязательно придерживаться цветовой гаммы оригинала, фантазируйте, предлагайте свои варианты цвета. Умеющие рисовать могут сделать рисунок с натуры. Важно, не увлекаясь мелкими деталями, передать самое характерное, тщательно продумать композицию, пропорции. Те, кто рисовать не умеют, могут поделиться своим замыслом со знакомым художником и заказать картину ему.

Декоративная поверхность.

При вышивании в технике «нетканый гобелен» вышитую поверхность можно разнообразить. Некоторые детали рисунка можно сделать выпуклыми, а некоторые – втянутыми. Это достигается изменением длины иглы.

Выбор цвета.

Цветом вы можете преобразить оригинал, подчеркнуть удачную форму и даже выразить свое настроение.

Как же гармонично комбинировать цвета? В этом вам поможет цветовой круг, изображение которого можно найти во многих книгах. Цветов в круге – двенадцать. Они подразделяются на группы. Основных цвета три: красный, желтый и синий (их нельзя получить, смешивая другие цвета).

Далее имеются три промежуточных цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Их можно получить, смешав два основных цвета (например, желтый + синий = зеленый). Все остальные цвета – вспомогательные. Они получатся, если смешивать основные и дополнительные цвета.

Существуют два вида гармонии: гармония родственных и гармония контрастных цветов. Гармонией родственных цветов называется сочетание красок, которые принадлежат к одной цветовой области и не образуют контраста. Гармония контрастных цветов характеризуется несколькими видами сочетаний. Основным является сочетание дополнительных цветов, то есть расположенных в цветовом круге напротив друг друга.

Если изделие предназначено в подарок, подумайте, понравятся ли данные цвета тому, кто его получит.

Автор книги «Дизайн вашей квартиры» Г. Ватерман высказывает версию, что любимые цвета человека определяет время года, в которое он родился.
Предполагается, что люди, родившиеся весной, предпочитают желтый, желто-зеленый, желто-красный и светло-коричневый цвета. Комбинируются они с цветами без примеси желтизны: с голубым, светло-васильковым, фиолетовым или серо-фиолетовым.

Родившиеся летом предпочитают цвета, близкие к холодному голубому. Сюда относятся блекло-голубой, серебристо-серый, нежно-сиреневый цвета. Комбинируются эти цвета с ярко-розовым, малиновым, вишневым и определенными тонами желтого.

Для родившихся осенью любимый цвет – красный. Сюда же относятся яично-желтый, каштановый, медный, персиковый. Комбинируются с оливково-зеленым, сливово-фиолетовым, мшисто-серым.

Те, кто родился зимой, предпочитают холодный синий. Им также нравятся красный, синий, ярко-розовый, желтый. Эти цвета комбинируются с оттенками голубого, лучисто-желтым, красным.

Что необходимо знать, приступая к выполнению работ.

Тканевая основа

Для основы гобелена лучше всего подходит л ь н я н о е полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. Идеальным материалом для нетканого гобелена является б о р т о в к а или суровое полотно.

Основным инструментом для нетканого коврового гобелена служит специальная игла.

Вспомогательными инструментами является рамка, чертежные кнопки или маленькие гвозди.

Рамка

Рамка – деревянный каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больше размера задумываемой вами работы.

Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.

Подготовка ткани.

Выкроите ткань-основу, предварительно отметив на ней размер подрамника плюс 5-7 см. Приобретя опыт натягивания ткани, можно делать припуск меньше, но на первый раз не экономьте.

Натяните ткань на подрамник. Это можно сделать с помощью мебельного степлера. (Если его нет, понадобятся молоток и мелкие гвоздики. Правильно натянутая ткань – это неперекошенные углы и достаточно сильное натяжение. На слабо натянутой ткани невозможно работать: игла будет тащить за собой полотно и с трудом двигаться.

Перенос рисунка на ткань.

Рисунок переводят на ткань с помощью копировальной бумаги роликом-копиром или шариковой ручкой. Располагать рисунок следует на расстоянии 2-3 см от внутреннего периметра подрамника, иначе при работе можно сломать кончик иглы об дерево. Это расстояние также пригодится, если вдруг края готовой работы окажутся неровными. Вы всегда сможете это исправить, если заполните искривленные участки петлями.

Надо помнить, что поверхность, по которой вышивают в этой технике, — изнаночная сторона работы. Ее лицевая сторона будет с другой стороны подрамника. Поэтому рисунок, нанесенный на ткань с изнанки, с лицевой стороны будет выглядеть зеркально. Для некоторых работ это не имеет большого значения (например, если узор симметричный). Но если вы не хотите иметь зеркальное изображение, то с помощью той же копировальной бумаги сделайте еще один вариант рисунка, подложив копирку красящей стороной под ваш рисунок. Перед началом вышивания еще раз проверьте, правильно ли нанесен рисунок.

Заправка иглы.

Иглу заправляют с помощью проволоки. Отрезок проволоки длиной 50 см складывают пополам и петлей вперед продевают через иглу (стержень).

Проволочная петля должна выйти из ручки настолько, чтобы в нее можно было вдеть рабочую нить. Затем проволоку вместе с нитью вытаскивают назад. Далее эту же проволоку петлей вперед продевают в глазок иглы, рабочую нить вдевают в петлю и вытаскивают проволоку вместе с нитью из глазка.

Порядок вышивания.

Вышивать начинайте с крупных деталей. Для мелких оставляйте промежутки. Заполняйте их в конце работы, стараясь делать стежки поменьше. Закончив вышивку какого-либо участка, вытяните нить через иглу на 5–7 см и, придерживая ее у основания пальцем, чтобы не допустить распускания, обрежьте под корень. Начиная и заканчивая вышивать, обрезайте все концы ниток, иначе они будут мешать видеть контур рисунка.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обработка изнаночной стороны.

После окончания работы необходимо обработать изнаночную сторону изделия, чтобы нитки не распустились. Налейте в банку стакан воды и четверть стакана клея ПВА. Хорошо размешайте, выдержите 1 час, снова размешайте. (Если вы обрабатываете об-ратную сторону прикроватного коврика, раствор сделайте немного покрепче.) Окуните в раствор широкую мягкую малярную кисть или ватный тампон и обработайте изделие с изнаночной стороны. С лица оно не должно быть влажным, иначе петли станут жесткими. После обработки клеевым составом подрамник переверните лицевой стороной вверх и оставьте в горизонтальном положении на 12-14 часов. За это время нитки высохнут, работа станет гладкой и равномерно натянутой.

СОВЕТ. Если у вас нет клея ПВА, можно использовать раствор крахмала.

Приложение.

6. Подведение итогов урока

Вы сегодня познакомились с еще одним видом рукоделия. У всех хорошо все получилось. Работа большая, требует много времени, трудолюбия и усидчивости. Мы с вами будем ее выполнять несколько занятий. Я уверена, что результат вас порадует. Источником вдохновения для нас являлась природа и буйство красок в ней. Гармонию окружающего мира мы постарались передать нашему изделию.