Открытый урок по физике. Тема "Вес тела". 7-й класс

Разделы: Физика


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательная – ввести понятие веса тела; показать разницу между массой, силой тяжести и весом тела, дать понятия невесомости и перегрузок.
  • Развивающая – продолжать развивать кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь учащихся, мышление; формировать умения (находить связи между физическими понятиями);
  • Воспитательная - учить подготавливать рабочее место, соблюдать дисциплину, быть собранным, усердным, чувствовать товарища; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход урока

Элементы урока

время

1

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к уроку ( рабочее место, классная доска, порядок в классе, необходимое оборудование)

Объяснение заполнения карты самоконтроля.

Карта контроля

Ф.И. учащегося

Проверка дом. задания

Заполнение таблицы

тест

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Оценивание: 0 ошибок – 5,  1–2 ошибки – «4»,  3–4 ошибки – «3», 5 ошибок – «2»

1 мин

2

Актуализация

Цель: повторить изученный материал, подготовить учащихся к восприятию новой темы.

Метод: устный опрос

  1. На доске разные изученные ранее физические величины, нужно выбрать векторные величины.
  2. Чем векторные величины отличаются от скалярных?
  3. Что такое сила? Какие виды сил мы изучили?
  4. Какую силу, мы называем силой тяжестью?
  5. Куда направлена сила тяжести?
  6. Как находится модуль силы тяжести?
  7. Какую силу, мы называем силой упругости?
  8. Куда она направлена?
  9. В каких единицах измеряется любая сила?

5 мин

3

Мотивация

Цель: пробудить у учащихся интерес к изучаемой теме.

Метод: наглядный (демонстрация опыта учителем)

Постановка темы урока

2 мин

4

Сообщение темы урока, целей и задач урока

 

5

Изложение нового материала

Цель: ввести понятие веса тела.(на доске изображено тело на опоре, показаны сила тяжести и сила упругости)

Метод – словесный (рассказ учителя)
Деформация испытывает не только опора, но и само тело. Деформированное тело давит на опору с силой, которая получила название вес тела.
(Работа с учебником: учащиеся записывают определение веса тела в тетрадь).
Учитель показывает на рисунке точку приложения и направление веса тела.
Выясним, вес тела одинаков ли при различных условиях?

12 мин

6

Формирование умений и навыков.

Цель: сформировать практические навыки, нахождения силы веса при различных условиях.

Метод – практический (выполнение практической работы).

Формулирование выводов.

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела равен по модулю силе тяжести.

Р = Fтяж.

Запомни: сила тяжести приложена к телу, а вес тела приложен к опоре или подвесу.

Соотношение между весом тела и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Оказывается, в этом случае опора давит на груз сильнее или слабее, чем при равномерном движении, следовательно, вес тела оказывается больше или меньше силы тяжести. При разгоне космического корабля, когда он выходит на орбиту, или при торможении во время посадки вес корабля оказывается больше силы тяжести и космонавт испытывает сильные перегрузки.

Интерес представляет случай, когда опора падает свободно вместе с находящимся на ней телом. В этом случае опора падает, не препятствуя движению тела, поэтому в теле не возникает деформации и оно не дави на опору. Такое состояние называют невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели. При этом космонавты могут свободно парить в кабине.

Просмотр видеофильма.

7 мин

7

Применение полученных ЗУН

Цель: заполнить таблицу, сравнить массу, силу тяжести и силу веса.

Метод – практический (таблица дана на карточках, работа в парах).

Вопрос

Масса

Сила тяжести

Вес

1

Векторная или скалярная величина

Скалярная

векторная

Векторная

2

Единица

кг

н

Н

3

Прибор для измерения

Весы

динамометр

Динамометр

4

направление

Нет

Вертикально вниз

По нормали к плоскости опоры

5

формула

M=vp

F = mg

P = mg

6

 Точка приложения

-

К телу

К опоре, или подвесу

7

Указать направление силы на рисунке

-

5 мин

8

Проверка и оценка ЗУН.

Цель: проверить и оценить усвоение изученного материала.

Метод: тестирование.

1. Весом тела называют силу, с которой…
a. тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
b. тело притягивается к Земле.  
c. тело мешает движению другого тела. 
d. тело действует на другое тело, вызывающее деформацию.
2. Какой буквой обозначается вес?
a. P   
b. F             
c. m        
d. l
3. На стол, со стороны лежащей на нём книги, действует…
a. сила тяжести.      
b. сила тяготения.
c. вес тела.
d. сила трения.
4. На линейку, лежащую на двух опорах, поставили гирю, и линейка прогнулась. Как называется сила, с которой гиря действует на линейку?
a. Силой тяжести.   
b. Силой упругости.     
c. Весом тела.
d. Силой трения.
5. Вес действует …
a. на само тело.      
b. на подвес.   
c. на опору.     
d. на опору или подвес.
Способ проверки: самопроверка с выставление промежуточных оценок

7 мин

9

Домашнее задание.
Параграф 26. Стр. 97 пис. 1.

2 мин

10

Подведение итогов. Рефлексия.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

2 мин

17.08.2018