Методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • формировать читательский навык;
  • воспитывать нравственные качества;

Задачи:

  • создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара;
  • формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
  • развивать образное мышление, речь;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку;
  • формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из текста;
  • на основе анализа объектов делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре, группе;

регулятивные УУД:

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

личностные УУД:

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, русский язык. 

Используемые ресурсы:

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
  • книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;
  • презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сергей Михалков

- К чему нас призывает автор этих строк Сергей Михалков?

- Какова польза чтения?

- Любите ли вы читать?

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Понравилось ли оно вам?

- Хотите ли вы продолжить знакомство с творчеством А.П.Гайдара?

- Я желаю вам успехов сегодня на уроке?

- И прежде чем приступить к работе над новым произведением Гайдара предлагаю вам проверить как вы справились с домашним заданием.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

- Итак, внимание задания!

1. - Отметьте признаки жанра рассказ.

Деление на главы

 

Небольшой объём

 

Много   персонажей

 

Большой объём

 

Много событий в жизни героя

 

Описание событий в течение долгого времени

 

Описание одного эпизода из жизни героя или автора

 

Немного действующих лиц. (1-2 главных героя)

 

- Проверьте работу по образцу.

2. - По иллюстрациям восстановите последовательность событий.

- Какая группа готова защитить свой проект?

- Назовите номера иллюстраций в получившейся последовательности.

- У кого работа выполнена также?

- У кого по-другому?

- Объясните почему?

- Кто думает также?

3. Композиция рассказа «Горячий камень»

- Что мы отнесём к вступлению? (описание одинокого старика – одинокий старик)

- Подумайте и скажите, что относится к завязке произведения? (встреча Ивашки со стариком)

- Как развивались события дальше? (Ивашка нашёл волшебный камень. Ивашка предлагает старику разбить его. Приказ старика Ивашке. Поступок Ивашки.)

- Какое место в рассказе у вас вызвало наиболее сильные переживания? (старик отказывается от возвращения молодости)

- Что отнесём к развязке? Как старик сам оценил свою жизнь? (Самый счастливый человек на свете. «Прошла трудно, но ясно и честно»)

- О чём говорится в заключении? (Горячий камень и автор)

- «Горячий камень» - философская сказка, но сам автор это произведение называл еще и рассказом с элементами волшебства и считается это произведение посланием, завещанием всем нам.

- Почему?

- Какова главная мысль рассказа, как вы думаете, что же завещал нам А.П. Гайдар? ("Прожить жизнь так, как надо..")

- Как надо жить? (живи достойно, честно, правильно, и тогда твоя жизнь станет неповторимой, и её не захочется переигрывать заново. Нужно творить добро.)

4. - Какая пословица раскрывает главную мысль произведения?

(Жизнь дана на добрые дела. Береги платье снову, а честь смолоду. Ласковым словом и камень растопишь. Под лежачий камень и вода не течет. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.)

- Ребята познакомившись с некоторыми произведениями А.П.Гайдара вы наверное заинтересовались его жизнью, тем каким он был человеком.

- Я предлагаю вам послушать ребят которые подготовили проект о жизни и творчестве А.П. Гайдара.

5. Жизнь и творчество А.П. Гайдара проект.

Родился Аркадий Петрович Голиков (такова его настоящая фамилия) 22 января 1904 года в Курской области неподалёку от города Льгова в семье учителя Петра Голикова.

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Она приходилась дальней родственницей

М. Лермонтову. Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, а потом  фельдшером.

Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы", - писал потом Гайдар.

В 15 лет Аркадий окончил Киевские командирские курсы.

В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье.
В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.

Аркадий очень любил читать. Его любимыми писателями были Гоголь, Пушкин, Толстой, Шекспир, Марк Твен. Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар.

В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Когда понадобилось, остался в приднепровских лесах в партизанском отряде. Он был смелым партизаном и верным товарищем. Гайдар отлично знал военное дело.

А.П.Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны, в бою около деревни Леплява Коневского района Черкасской области, 26 октября 1941 года. В возрасте 37 лет.

Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

В 30-х начале 40-х годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году - «Тимур и его команда».

Повесть  «Тимур и его команда» была закончена 27 августа 1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда».

В ранней редакции повесть вышла под названием «Дункан и его команда» — в центре главный герой Вовка Дункан. Очевидно, проявилось влияние романа Жюля Верна, в котором яхта «Дункан» по первому тревожному сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».

«Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее, чтобы они с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь её и защищать…»

- Какой же темой объединены все произведения Гайдара? (тема взаимоотношения между людьми)

- На домашнем  чтении вы уже ознакомились с содержанием повести  А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

- Я уверена все с удовольствием ее прочитали.

III. Работа с текстом до чтения

- На сегодняшнем уроке мы попытаемся проанализировать прочитанное, а также раскрыть отличительные признаки жанра рассказ от жанра повести.

- Давайте сравним жанр рассказ с жанром повесть и определим их отличительные признаки. Вам поможет карточка с первым заданием.
- Какой объём у повести?

- Какое количество действующих лиц в повести?

- На что делится повесть?

- Ещё какими признаками отличается повесть как жанр?

- Значит произведение «Тимур и его команда» – повесть.

- Какова идея этого произведения? (любовь к родине, которая проявлялась через добрые поступки мальчишек, бескорыстная помощь окружающим, товарищество, крепкая дружба)

VI. Работа над текстом

а) Первичное восприятие текста. (просмотр фрагмента)

- Предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Тимур и его команда» соответствующий отрывку из повести помещенному в учебнике.

б) Вопросы по прочитанному:

- Назовите главных героев из данного отрывка.

- Чем занимались ребята?

- Кому помогали ребята?

- Как помогали ребята?

VI. Чтение и анализ произведения

а) Чтение первого отрывка. (вслух)

- Как Женя попала на чердак?

- Что обнаружила Женя на чердаке?

- Озаглавьте эту часть.

б) Чтение второго отрывка. (про себя)

- Кто появился перед Женей?

- Как ребята отреагировали на её присутствие на чердаке?

- Озаглавьте эту часть.

в) Чтение третьего отрывка. (цепочкой)

- Чем занимались ребята?

- Каким вы себе представляете Тимура? (В Тимуре мне понравились такие его качества как смелость, решительность, доброта. Он справедливый и честный. Всегда защитит слабого, поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не оставит друга в беде. Тимур верный и преданный товарищ. Очень скромный, так как не выставляет себя напоказ.)

- Какие хорошие дела совершили тимуровцы?

- Озаглавьте эту часть.

VII. Обобщающая беседа

- Кого из героев вы отнесли бы к положительным?

- Кого к отрицательным?

- Как вы считаете для Тимура и его команды это была просто игра или нечто более важное?

- Зачитайте получившийся план к этому отрывку произведения.

VIII. Работа по иллюстрации к повести. Создание живой картины. (под музыку)

- Какой фрагмент изображён на картине?

- Опишите чердак.

- Кто расположен в центре?

- Как расположились ребята и Женя.

- Что служит столом для ребят?

- Что на столе?

- Какое выражение лица у Тимура?

- Как слушают его ребята и Женя.

- Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?

- Ребята, предлагаю вам создать точную копию этой картины только вживую. (под музыку)

- Остальные ребята внимательно понаблюдайте и оцените кто из ребят наиболее точно передал образ своего персонажа.

IX. Рефлексия

- Во что верят ребята, герои повести?

- Какими качествами обладали эти ребята? (смелость, решительность, доброта, справедливость, честность, товарищество, отзывчивость)

- Хотели бы вы быть похожими на ребят?

- Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

- Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
-Что же нужно делать чтобы быть похожими на тимуровцев?

- Вы все молодцы, очень старались на уроке, отдельно хочу отметить тех ребят, которые готовили проект о жизни и творчестве Гайдара, и тех ребят которые участвовали в создании живой картины.

- А теперь, поднимите звезду те ребята, которые на сегодняшнем уроке поняли для себя каким должен быть настоящий тимуровец.

- Дома предлагаю вам написать небольшое сочинение «Мой любимый герой» по данному плану.

Песня «Спешите делать добрые дела».

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

- Спасибо за урок.