Методическая разработка "Изготовление модели аэромобиля и аэроглиссера на занятиях кружка по техническому моделированию и на уроках технологии"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Одним из эффективных средств, приобщения учащихся к техническому творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в дошкольном возрасте.

Стремление детей что-то делать, мастерить следует максимально использовать на уроках технологии, во внеклассной работе и внешкольной работе с детьми. Сначала школьники учатся выполнять простейшие чертежи, рисунки, эскизы, сборочные операции, знакомятся с различными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Начальной ступенью технического творчества в силу своей доступности для детей может стать моделирование из бумаги, картона, а также при помощи педагога или старших школьников, посещающих кружок моделирования и конструирования, которые выступают в роли помощников учителя, ребята младших классов могут работать с фанерой и древесиной создавая более сложные модели, которые в последующем будут двигаться. Желательно на занятиях использовать иллюстрации из книг и журналов или фотографии.

Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детства. Поэтому нужно все время побуждать и поощрять учеников к внесению в каждую модель своих дополнений и изменений в их форму, деталировку, оформление.

Необходимо также приучать их рационально готовить свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, привлекать к планированию своей деятельности, формировать у них умение выполнять работу быстро и качественно. Все это способствует лучшему восприятию красоты труда.

Чувство радости, рожденное творчеством! О нем скажет каждый, кто хотя бы
однажды воплотил в реальность собственный замысел.

«Чтобы не остаться позади, есть только одно средство - идти в перед!»
А.Ф.Иоффе 

Бумага, картон, древесина и фанера - являются доступными материалами для конструирования. Данная разработка предусмотрена для учеников начальной школы и для учащихся среднего звена, она позволяет сделать первый толчок в подсознании ребенка на пути к моделированию и конструированию. И кто знает, может быть в будущем поможет с выбором профессии.

При изучении школьного курса технология в 5 классе ребята знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой и т.д.), их свойствами и технологиями их обработки, а также сформулировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.

В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно- параметрического подхода. Суть его заключается в следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.

Данную работу можно проводить как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности на кружковых занятиях. Она позволяет охватить следующие темы школьной программы:

  • разметка заготовок из древесины и металла;
  • пиление столярной ножовкой;
  • строгание ручным инструментом;
  • сверление отверстий;
  • соединение деталей;
  • зачистка изделий из древесины и металла;
  • правка, гибка, резание тонколистового металла и проволоки.

А после того как изделие закончено можно провести соревнования на точность и дальность заездов. Кроме этого данное изделие можно подарить в группу продленного дня или начальной школе.

Цели и задачи. Основной целью является создание условий для творческого саморазвития и самореализации детей: привитие технических, технологических навыков и умений, помогающих адаптироваться в жизни, воспитание интереса к технике.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний и умений учащихся, которые они получают на уроках математики, технологии, рисования;
  • расширение политехнического кругозора;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
  • развитие конструкторских и творческих способностей.

При изготовлении данной модели учащиеся осваивают и закрепляют следующие знания, умения и навыки:

  • пиление столярной ножовкой;
  • строгание ручным инструментом;
  • сверление отверстий;
  • пиление ручным лобзиком;
  • обработка изделий напильником и наждачной бумагой;
  • покраска изделий масляными красками и лаками;
  • соединение деталей с помощью клея и шурупами;
  • правка, гибка и резание тонколистового металла и проволоки.

Содержание методической разработки

При изготовлении данного изделия особое внимание следует уделить безопасной работе с ручным инструментом, экономному расходованию материалов, бережному обращению с инструментами и приспособлениями.

Для изготовления данной модели можно использовать подручный и бросовый материал.

1 - винт - липовый брусок. Это единственная деталь, которую трудно будет изготовить ребятам младшего и среднего звена школы, но к этой операции в помощь учителю можно привлечь ребят старших классов, посещающих кружок.

2 - трубка резиномотора. Можно использовать готовую трубку от самоклеящихся обоев также ее можно изготовить из плотной бумаги или картона.

3 - резиномотор - изготавливается из рыболовной резины.

4 - опора трубки (корпус). Эта деталь модели изготавливается из трехслойной фанеры, чертится контур и выпиливается ручным лобзиком. Для уменьшения веса внутренняя часть также выпиливается.

5 - основание изготавливается из липовой доски. Она легкая и хорошо обрабатывается любым инструментом.

6 - скобы для удержания осей колес. Скобы изготавливаются из тонколистового металла.

7 - оси и колеса можно использовать от старой игрушки или изготовить самому оси из проволоки, а колеса нарезать с помощью кругореза.

8 - поплавки изготовлены из пенопласта

Технология сборки

Основные детали

Литература

  1. Программы образовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1- 4 классы, 5-11 классы.- М. : Просвещение, 2005.
  2. Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2004.
  3. Демина Л.М. По законам красоты: Эстетика труда: кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990.
  4. Заворотов В.А. От идеи до модели: Кн. Для учащихся 4-8 классов.- М.: Просвещение, 1982.
  5. Фетцер В.В. Твоя первая модель. Бумажные модели и макеты.- Ижевск: Удмуртия, 1983.

20.08.2018