Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: ознакомить учащихся с условиями дефисного написания междометий, со знаками препинания при них; формировать умения интонационно и пунктуационно выделять междометия.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

М/к: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

Презентация

Приложение

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Орфографическая
разминка

 

 

 

 

 

 

Синтаксическая разминка. Пунктуационный разбор

 Карточка №1. Задание. Раскройте  скобки, вставьте пропущенные буквы.
Вариант 1.Тронуться в путь (по) прежнему направлению, тосковать (по)настоящему делу, (по)настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по)немногу.
(Не)греющее солнце, (не)смолкающие до ночи сверчки, (не)исследова…ая, дикая тайга, комната (не)освеще…а, жева…ый, (не)гаше…ая известь, сваре…ый картофель.

Вариант 2. Работать (по)ударному, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по) английски, (по)настоящему испугаться, идти (по) весеннему снегу.
(Не)засея…ые поля, (не)подпускающий к себе хищник, (не)замерзшая,а бегущая речонка, уроки (не)сокраще…ы, кова…ый сундук, (не)писа…ый закон, вымоще…ая дорога.

На слайде представлен отрывок из произведения Н.А. Тэффи
«Тонкая психология».
Карточка 2. Объясните знаки препинания. Какая пунктограмма новая для вас, а какую вы повторяете? Выделите междометия. Какие чувства они выражают?
- Вы любите плоды,(1) молодой человек?(2) Я уж это себе заметил,(3) хе-хе! (4)Пожалуйста, (5)покушайте, (6) хе-хе! (7) Очень приятно быть полезным молодому путешественнику! (8)
- Мерси! (9) – мрачно сказал кадет и, (10) вытерев яблоко обшлагом, (11)выкусил добрую половину.
(Учащиеся объясняют постановку знаков препинания. См.слайд)

Познавательные УУД
1. Владеть навыками сравнения, определять часть речи, использовать изученные орфограммы.
2. Производить анализ информации с помощью ИКТ.

III. Введение в тему, постановка задач  урока

 Какой будет тема нашего урока?
Предположите, какие задачи будут стоять на уроке. (Уточнить, что такое междометие, выяснить, какие знаки препинания ставится при междометиях и т.д.)

Регулятивные УУД
1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

IV. Открытие нового знания

Изучение новой темы.
Посмотрите на доску, что выражают написанные здесь междометия?
Ай-ай; хи-хи-хи; увы; ах; эй-эй; тьфу; гм; ну и ну; Слайд.
-Что выражают эти междометия? (Испуг, смех, сожаление, восхищение или высокие чувства, брезгливость, негодование, сомнение, удивление).
- Сформулируйте правило постановки дефиса в междометиях!

Выполнение упр.462 проверка по эталону.
Наблюдение.
- Рассмотрите примеры постановки знаков препинания при междометиях.
Эй, завяжи на память узелок.
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
О! Чем заплатишь ты, тиран, за эту праведную кровь людей , за кровь граждан?
Ах ты, степь моя ,степь привольная, широко ты, степь, пораскинулась, к морю Чёрному понадвинулась!
Учащиеся анализируют примеры, выразительно выделяют междометия. Делают вывод о поставке знаков препинания при междометиях.

Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного).
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, таблица, план).
4. Производить отбор и систематизацию материала.

V. Практика. Развитие учебно-языковых умений

1. Тренировочные упражнения. Карточка №3
–Вставьте нужные междометия и определите их значение. (развивается умение подбирать подходящие по смыслу междометия, определять их тип по значению, расставлять знаки препинания)
Выполняется в парах. Проверка коллективная.
1. … рыцарь сжалься надо мной,
Едва дышу, нет мочи боле…
2. … ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
3. …, вдруг раздался рога звон,
И кто-то карлу вызывает
4. …, ни камни ожерелья,
Ни сарафан, ни перлов ряд,
Ни песни лести и веселья
Ее души не веселят…
5. «…! Догнал тебя! Постой! » -
Кричит наездник молодой
Самостоятельная работа. Карточка №4.
В данных предложениях проставьте недостающие знаки препинания. Какие чувства они выражают? Подчеркните как члены предложения те слова в речи автора, которые помогают это понять.
1. Уф облегченно и радостно вздохнул он.
2. Батюшки Миша! Друг детства! изумился тонкий.
3. О-о Откуда это взялось? подивился он на себя.
4. Ба Это ты крикнул Лютов так громко, что заставил прохожих обернуться на него.
(развивается умение находить междометия в предложении, определять их значение, конструировать предложения с междометиями, расставлять знаки препинания.)
.-Работа с этикетными словами. Мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность, - и во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают эти слова. Они дарят нам улыбку приветствия и грусть прощания, радость благодарности и стеснительность извинения. Восточная мудрость гласит:

Учтивые слова всего скорей
Пред нами распахнут сердца людей.

Рефлексия.
Словарь «вежливых слов». Вставьте подходящие по смыслу слова.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(1. Спасибо.)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (2. Добрый день.Э
3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(3. Спасибо.)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …(4. Здравствуй.)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (5. Простите, пожалуйста.)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (6. До свидания.)

Познавательные УУД
1. Строить алгоритмы действий.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Осуществлять рефлексию познавательной деятельности.

VI. Итог урока

  1. Какие задачи, поставленные в начале урока, решили?
  2. Назовите ключевые слова темы (запишите в тетрадях).
  3. Приведите примеры междометий и звукоподражательных слов.

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя? (Можно использовать междометия)
(Ура, я сегодня на уроке узнал очень много нового о междометии.
Увы, я не много успел сделать за этот урок.
Господи, как мне было интересно, когда выполнял задания на уроке.)

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VII. Домашнее задание

1. Упр. 464
2. Подготовиться к контрольному диктанту (итоговой контрольной работе), вспомнить орфограммы, изученные в разделе «Служебные части речи».