Программа по формированию навыков продуктивной деятельности через совместное творчество детей и родителей "Мастерская совы"

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной программы.

Дополнительная программа «Мастерская совы» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в Социальном центре – SOS.  Мурманск с 2016 года.

Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г., приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» № 1008 от 29.08.2013 г., письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Данная программа направлена на формирование и развитие навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество. Рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет и их родителей.

Актуальность программы.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных объединений, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Семья придает детям ощущение собственной принадлежности к клану и уникальной индивидуальности. Она является или, по крайней мере, должна являться источником эмоциональной поддержки и утешения, тепла и воспитания, защиты и безопасности. Семейные взаимоотношения дают детям незаменимое чувство того, что их ценят, и предоставляют жизненно необходимую сеть исторических связей и социальной поддержки. В каждой здоровой семье присутствует взаимность - получение и отдача своей любви - и сопереживание каждым членом семьи.

Семья - это нечто большее, чем просто группа отдельных личностей. У нее есть собственные цели и стремления. Помимо этого, семья служит местом, где каждый ребенок и взрослый должен чувствовать, что он особенный, и получать поддержку, чтобы следовать и добиваться своей цели и исполнения мечты; это место, где индивидуальность каждого должна раскрываться [26].

Влияние родителей на детей нельзя недооценить. Оно начинается в самый ответственный момент развития ребенка, когда закладываются основы человеческой личности, и продолжается всю жизнь. Именно от отца и матери зависит, как будет проходить процесс социализации ребенка, то есть его обучения жизни в обществе.

Родители передают детям свой жизненный опыт. Прежде всего, происходит это через совместную деятельность, в которую необходимо включать творчество.

Совместное творчество детей и родителей способствует:

  • формированию доверительных отношений между ними, дружелюбной атмосфере в доме;
  • положительному влиянию на развитие ребенка;
  • формированию навыков взаимодействия и сотрудничества;
  • стимуляции всестороннего развития ребенка;
  • совершенствованию моторных навыков;
  • формированию мыслительных процессов;
  • осознанию собственной индивидуальности, раскрытию творческого потенциала;
  • восполнению недостатка родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе;
  • формированию интересного и увлекательного времяпровождения друг с другом;
  • появлению положительных эмоций;
  • созданию условий для самовыражения ребенка;
  • созданию условий для ощущения значимости ребенка [10].

Однако современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка.

У каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему-то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним.  И сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а потом уже сможет сделать сам. И в этом основная роль принадлежит родителям. Н.Д.Бертрам писал: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному, и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий» [19].

Очень трудно донести до родителей значимость совместного творчества, что ребенка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать, мастерить. А как здорово всё делать вместе - играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики.

Для ребенка в возрасте трех-четырех лет взрослый – это целый мир, такой загадочный и неизведанный. Ему интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т.д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание. «Творчество, - пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» [30].

Изучение вопроса совместного творчества в семьях с высоким уровнем социального сиротства, находящихся на социально-психологическом сопровождении в проекте укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск), показало, что совместному творчеству родителей с детьми уделяется мало внимания. В основном домашние занятия ограничиваются рисованием или раскрашиванием с ребенком. У большинства родителей просьба специалистов образовательного учреждения, которое посещает (ют) их ребенок (дети), выполнить творческую работу дома вместе с ним (ними) вызывает чувство тревоги, страх, неуверенность, ведь они считают, что «ничего делать руками не умеют». Опыта публичного представления семейных изделий не имеют. Отсутствие совместной продуктивной деятельности с детьми объясняют дороговизной материалов для творчества, а также ненужностью данной деятельности в развитии ребенка.

Таким образом, одним из основных направлений работы специалистов проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г.Мурманск) становится поиск путей совершенствования семейного воспитания, направленных на решение задач по формированию навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество.

На основании вышесказанного, специалистами проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» частного учреждения социального обслуживания «Социальный центр – SOS  Мурманск» была разработана и апробирована программа «Мастерская совы».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – создание условий для формирования и развития навыков продуктивной деятельности детей и родителей через совместное творчество.

Задачи программы для детей:

Обучающие:

  • формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;
  • расширять знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);
  • закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • развивать творческие способности, наглядно-образное мышление, внимание, память;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату;
  • вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.

Задачи программы для родителей:

  • раскрывать важность совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • развивать интерес к совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • снимать психологический зажим перед выполнением изделия своими руками;
  • формировать навык работы с различными видами творческих материалов;
  • давать опыт публичного представления семейных творческих работ;
  • повышать уверенность родителей в вопросе исполнения изделия своими руками;
  • формировать позитивное и конструктивное взаимодействие между членами семьи;
  • повышать уровень психолого-педагогической грамотности.

Особенность программы, ее педагогическая целесообразность.

В программе участвуют дети разных возрастов и родители. Такой состав группы имеет  следующие преимущественные факторы или позиции:

  • развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью;
  • саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше;
  • взаимопомощь. Дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать;
  • ответственность.  Взаимодействие детей и родителей является важным фактором. Занятия в группе проводятся преимущественно по принципу совместного изготовления изделия, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности за общий продукт творчества;
  • получение разносторонних знаний.  Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться;
  • разноплановая социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где родитель выполняет роль помощника и соратника, а руководитель выступает в роли наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с равным себе. Третей формой общения выступает «малыш-старший ребенок» и соответственно «младший-старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дают больше возможностей личностного развития.

При выборе материала для изготовления изделий использован не только привычный для творчества материал (цветная бумага, пластилин, картон, шишки, листья и др.), который используют в своей работе с детьми воспитатели ДОУ, но и так называемый бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.). В каждом доме имеется достаточно большое количество «ненужных» вещей и материалов. Все это замечательный материал для всевозможных изделий. Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для изделий всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал. Преимуществом такого материала является то, что он бесплатный и его можно найти у себя дома. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения и технических навыков, способствует развитию конструкторской деятельности детей. А в сотрудничестве с родителем приобретают бесценный опыт совместного творческого взаимодействия.

Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема, можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают и дело не в богатстве или в бедности, дело в нравственном к ним отношении.

Самое главное научить детей и родителей переживать чувство радости от совместно выполненного продукта творчества, приучать их преодолевать трудности друг с другом, формировать у них желание «творить» вместе дома, фантазировать на тему использования в творчестве тех или иных материалов.
Для проведения занятий необходимым условием является наличие помещения, в котором будет достаточное количество мест для совместной творческой деятельности участников программы. Также необходимо подготовить расходные материалы, соответствующие тематике занятий и безопасные для детей инструменты. Желательно при проведении занятий иметь демонстрационную технику (ноутбук, проектор).

Возраст детей, срок реализации.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет, родителей.

Срок реализации: 1 год 2 месяца, 44 академических часа.

Этапы образовательного процесса.

Программа включает в себя три блока:

Психодиагностический блок

Включает в себя:

  • Анкету для родителей «Семейное творчество» [Приложение 1].
    Цель – получение и анализ информации об отношении родителей к совместному творчеству с детьми. Она заполняется родителями на первом занятии.
  • Диагностику базовых позиций продуктивной деятельности в семье для развития совместного творческого процесса детей и родителей [Приложение 2].
    Цель – получение информации о наличии базовых позиций продуктивной деятельности в семье для развития совместного творческого процесса детей и родителей. Диагностика проводится до включения родителей и детей в программу на занятиях по ручному труду, а затем после их участия в программе.

Основной блок

Заключается в непосредственной реализации самой программы. На данном этапе проводятся планируемые занятия. По программе запланировано 14 занятий, периодичность их проведения составляет один раз в 3-4 недели. Продолжительность мероприятий около 3-4 академических часа. Первое и заключительные занятия более длительны по времени, чем все остальные. Первое занятие направлено на включение родителей в понимание значимости участия в программе, осознание ее целей и задач, знакомство участников, сплочение детей и родителей в процессе игровых упражнений. Заключительное занятие предполагает подведение итогов программы, получение обратной связи от её участников, вручение памятных подарков. Каждое занятие состоит из следующих этапов: организационный момент; вводная беседа; физическая минутка; рассматривание образца изделия; показ приемов изделия, правила техники безопасности и личной гигиены; закрепление последовательности изготовления изделия; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей и родителей по изготовлению изделия; анализ совместных работ руководителем; чаепитие.

Заключительный

Включает в себя: диагностику произошедших изменений, личностных состояний и внутрисемейных отношений участников по результатам участия в программе.

Формы и режим занятий.

Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые. Предусмотрены как теоретические – вводная беседа (рассказ специалиста), беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий.

Режим занятий: 1 раз в месяц в субботу.

Основные принципы работы с участниками программы.

  • Принцип безопасности. Перед каждым мероприятием проводится инструктаж по технике безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий несут родители.
  • Принцип «Не навреди!». Вся информация, предлагаемая участникам, не должна наносить вред, должна быть тщательно взвешена и проанализирована.
  • Принцип практикоориентированности информации. Вся информация предлагаемая участникам, должна быть доступной и полезной в жизни.
  • Принцип наглядности. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский) [29].
  • Принцип доброжелательности. Проявление уважения к каждому участнику, признание ценности личности самой по себе, ее неповторимости и целостности, создание положительной мотивации и атмосферы доброжелательности, доверия, способствующей эффективному развитию каждого участника.
  • Принцип безоценочности. Отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.
  • Принцип учета жизненного опыта участников. Содержание занятий, ролевые ситуации, язык изложения должны быть понятны и доступны участникам программы.
  • Принцип конфиденциальности. Каждый участник программы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли, при этом исключено разглашение любой информации, полученной о человеке.
  • Принцип обратной связи. При реализации программы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников группы, степень открытости - закрытости в процессе общения, предоставление исчерпывающей информации и возможности проведения индивидуальных бесед и консультаций.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В ходе занятий по формированию навыков продуктивной деятельности детей и родителей посредством совместного выполнения изделий из различных материалов получены следующие результаты:

  • сформирован навык по проведению совместной продуктивной деятельности детей и родителей;
  • привит интерес к занятию продуктивной деятельностью вместе;
  • у родителей снят психологический зажим перед выполнением изделия своими руками;
  • приобретен опыт публичного представления семейных творческих работ;
  • уровень психолого-педагогической культуры родителей повысился;
  • сформированы технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки и др.), искусственные материалы (бумага, картон, проволока, пластилин и др.), бросовый материал (пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из под молока, сока, кефира, спичечные коробки и др.) и инструментами;
  • у детей расширены знания об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов др.);
  • закреплены знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметам;
  • раскрыта важность совместной продуктивной деятельности с детьми;
  • уровень развития мелкомоторных функций повысился;
  • активизировались мыслительные и познавательные процессы у детей и родителей.

В течение периода реализации программы проводится отслеживание промежуточных результатов с помощью следующих способов диагностики:

  • наблюдение;
  • анализ выполнения упражнений и индивидуальных творческих работ;
  • анализ участия детей в выставках, фестивалях, соревнованиях в образовательных организациях, учреждениях;
  • изучение активности детей в процессе коллективной творческой деятельности.

В начале проведения программы и после ее окончания дети выполняют задания, на основании которых проводится итоговая диагностика успешности усвоения детьми программы.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

  • текущая оценка достигнутого самим ребенком совместно с родителем;
  • оценка законченной работы, изделия;
  • активность на занятиях;
  • участие в выставках, организованных в образовательных организациях, центрах и др.;
  • реализация ребенком собственных идей, задумок.

Формы подведения итогов реализации программы.

Основной формой итогового контроля являются результаты диагностики, анкетирования, а также активное участия родителей и детей в выставках, творческих проектах, проводимых образовательными организациями, учреждениями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное, коллективное творчество совместно с родителями и участниками программы. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению изделий из различных материалов, дают возможность детям и родителям сделать подарок своими руками на тот или иной праздник близким, друзьям, участвовать в выставках, фестивалях по ручному труду без страха получить опыт неудачи. На занятиях в процессе изготовления изделия обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Она включает в себя 14 занятий.

Каждое занятие состоит из следующих этапов: организационный момент; вводная беседа; физическая минутка; рассматривание образца изделия; показ приемов изготовления изделия, правила техники безопасности; закрепление последовательности изготовления изделия; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей и родителей по изготовлению изделия; анализ совместных работ руководителем; чаепитие.

№ п/п

Наименование занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Содержание занятия

1.

«Мастерская совы открывается»

4

Ознакомление родителей и детей с программой «Мастерская совы», материалом – бумагой, ее свойствами; изготовление изделия

Приложение 3

2.

 «Январские кружева»

3

Изучение техники работы с бумагой – квиллинга; изготовление изделия «Снежинка» с использованием техники – квиллинг

Приложение 4

3.

 «Путешествие в страну военной техники»

3

Ознакомление детей и родителей способам работы с бросовым материалом – спичечными коробками

Приложение 5

4.

 «Мама – главное слово на свете»

3

Ознакомление детей и родителей с техникой работы с бумагой – оригами; изготовление открытки с использованием техники оригами.

Приложение 6

5.

«Пасха. Светлое Христово Воскресение»

3

Приобщение детей и родителей к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье»; изготовление изделия из шерстяных ниток

Приложение 7

6.

 «Этот Великий День Победы»

3

Привитие детям любви к Родине; изготовление изделия с использованием бумаги и компакт-диска

Приложение 8

7.

 «Наши друзья - пернатые»

3

Ознакомление детей и родителей технике работы с предметом обихода – бумажной одноразовой тарелкой в качестве материала для семейного творчества; изготовление аппликации с ее использованием

Приложение 9

8.

 «Семья с тобой всегда»

3

Формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений; изготовление изделия с использованием крупы, семян и фигурных макаронных изделий

Приложение 10

9.

 «Консерватор»

3

Формирование желания оказывать маме помощь в приготовлении пищи; изготовление аппликации консервированных банок с овощами, фруктами, ягодами

Приложение 11

10.

 «Осенний букет»

3

Обогащение знаний детей и родителей о разнообразии природного материала и его использовании в творчестве; изготовление изделия из природного материала

Приложение 12

11.

 «Любимый город»

3

Ознакомление детей и родителей технике выполнения торцевания из бумажных салфеток и гофрированной бумаги; изготовление аппликации «Герб
г. Мурманска» в технике торцевания

Приложение 13

12.

 «Сказки в гости к нам пришли»

3

Ознакомление детей и родителей способам работы с бросовым материалом – пластиковыми баночками от йогурта, твердыми бумажными коробками из под молока, сока, кефира; изготовление изделий с использованием бросового материала – персонажей сказок «Теремок», «Колобок» и декораций к данным сказкам

Приложение 14

13.

 «Лохматый вернисаж»

3

Ознакомление детей и родителей способам работы в технике пластилинографии; изготовление изделий с использованием техники пластилинографии

Приложение 15

14.

«Чудеса под Новый год»

4

Совершенствование умений работы родителей и детей с бумагой; изготовление гирлянд для украшения жилого помещения, в котором проживает семья, к празднику – Новый год.

Приложение 16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИН ПРОГРАММЫ

Аудиторное обеспечение:

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки, компьютер);
  • помещение для проведения занятий, достаточное для обеспечения активных (подвижных) форм работы с детьми;
  • стулья, столы (возможность трансформации учебного пространства).

Информационно-методическое обеспечение:

  • карточки по технике безопасности при работе с ножницами и др. опасными предметами;
  • анкета «Семейное творчество» по количеству участников-родителей;
  • бланки обследования участников программы;
  • информационный материал о программе с кратким описанием занятий и теоретическими тезисами по количеству родителей - участников программы;
  • иллюстрации, необходимые для введения в тему занятия участников программы.

Используемые материалы:
Гуашь цветная, картон цветной, белый, бумага цветная двусторонняя, клей ПВА, спичечные коробки, деревянные зубочистки, пластилин, клей-карандаш, крышки от пластмассовых бутылок, проволока, наклейки, камешки, шерстяные нитки разных цветов, компакт-диски, крашенные куриные яйца, конфеты для игр, пайетки, бумага самоклеящаяся разных цветов, бумажные одноразовые тарелки, крупа гречневая, крупа манная, макаронные изделия (фигурные), семеня дыни, лента для воздушных шаров, шишки, сухие листья, веточки, перья, бумага гофрированная желтого и голубого цветов, пластиковые баночки от йогурта, твердые бумажные коробки из-под молока, сока, кефира.

Инструменты и приспособления:

  • образцы изделий;
  • шаблоны изделий;
  • карандаши простые и цветные;
  • фломастеры;
  • маркеры;
  • ножницы;
  • баночки с водой (непроливайки);
  • клеенка на стол;
  • одноразовая посуда;
  • питьевая вода;
  • муляжи овощей, фруктов и ягод;
  • мешочек и корзина для игры;
  • влажные и бумажные салфетки;
  • тряпочки;
  • ноутбук с колонками (магнитофон, музыкальный центр) для обеспечения музыкального сопровождения творческого процесса участников занятия;
  • стеки для лепки;
  • кисти для клея;
  • кисти для рисования;
  • ватные палочки;
  • доска для лепки;
  • степлеры (для взрослых).

Музыкальное обеспечение:

  • музыкальная подборка: музыка для творчества; патриотические песни, песни о маме; русские народные песни; песни о войне, Победе в Великой Отечественной Войне русского народа; звуки пения птиц; песни о г. Мурманске; песни про Новый год.

Материальное обеспечение:

  • продукты питания для проведения чаепития после каждого занятия для детей и родителей;
  • призы для поощрения детей-участников программы на заключительном занятии программы (творческие наборы).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Андреева Р.П. Расписные самоделки. – СПб, 2000.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей с различными материалами. – М., 2002.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997.
  4. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль, 1999.
  5. Гульянц З.К., Базик, И.Л. Что можно сделать из природного материала. – М., 1991.
  6. Гульянц З.К. Учите детей мастерить. – М., 1979.
  7. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М., 2000.
  8. Делаем открытки. Хобби клуб. – М., 2012.
  9. Демина И.П. Подарки из природных материалов. – Смоленск, 2001.
  10. Дрезнина М.Г., Куревина, О. А. Навстречу друг другу: программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей ст. дошк. и мл. школ. возраста. – М., 2007.
  11. Дубровская Н.В. Аппликация. – М., 2008.
  12. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М., 1995
  14. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Серия «Мир Вашего ребенка». – Ростов-на-Дону, 2002.
  15. Костикова Н. Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет. – М., 2016.
  16. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. – М., 2002.
  17. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990.
  18. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и воспитателей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М., 2008.
  19. Кэмерон Д., Лайвли Э. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях. – М., 2014.
  20. Литвиненко, В.М., Аксенов, М.В. Игрушки из ничего. – СПб, 1999.
  21. Малышева Н.М. Сказочные поделки. – М., 2001.
  22. Малышева Н.М., Струкова Т.Н. Фигурки, игрушки, сувениры. Аппликация, бумага, ткань. – Ярославль, 2012.
  23. Меркулова Н.В. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – с. 73-75.
  24. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. – М., 2009.
  25. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – М., 2009.
  26. Севастьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука развития творческих способностей дошкольников // Начальная школа плюс До и После. – 2014. –  № 2. – с. 52-55.
  27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1972.
  28. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль, 1996.
  29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – М., 1952.
  30. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.

Интернет-ресурсы

  1. http://detsadclub.ru
  2. http://.maaam.ru
  3. http://nsportal.ru
  4. http://festival.1september.ru
  5. http://kukuliki.ru
  6. http://masterclassy.ru
  7. http://pozdrav.a-angel.ru
  8. http://videouroki.net

28.08.2018