Конспект урока по физике на тему «Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления». 8-й класс

Разделы: Физика


Класс – 8.

Цель занятия: Экспериментальным путём познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной,  объяснить природу электрического сопротивления на основании электронной теории, ввести единицу измерения сопротивления.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Формирование понятия  электрическое сопротивление проводника;
  • Закрепление умения учащихся работать с учебной литературой, таблицами;
  • Систематизация информации путем составления конспекта.

Развивающие:

  • Развитие познавательных умений: составлять план, наблюдать, прививать устойчивый интерес к предмету;
  • Развитие мышления учащихся в результате логических учебных действий;
  • Формирование умения анализировать новую информацию, видеть причинно-следственные связи в физических явлениях;
  • Развитие умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.

Воспитательные:

  • Способствовать  развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • Воспитание потребности у учащихся применять знания, полученные на уроках, уважительного отношения друг к другу, инициативности, уверенности в своих силах, бережного отношения к школьному физическому оборудованию.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения физического эксперимента (источник питания, амперметр, вольтметр, включатель, набор проводов), лампы на 15Вт и 100Вт, омметр, портреты учёных.

Используемые методы обучения:

  • проблемный,
  • исследовательский,
  • аналитический,
  • сравнительный.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие у обучающихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.
  • Предметные: формирование представлений у обучающихся о электрических свойствах проводников.

Основные термины, понятия: Электрическое сопротивление, единицы и причины сопротивления, омметр.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

2 мин.

Актуализация знаний

6 мин.

Изучение нового материала

16 мин.

Первичная проверка понимания

5 мин

Первичное закрепление.

1 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 мин.

Домашнее задание

2 мин.

Этапы урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя: «Тема нашего урока: «Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления». Сегодня мы познакомимся с зависимостью силы тока от свойств проводника, узнаем в каких единицах измеряется сопротивление. Эта тема подготовит вас к изучению следующей важной темы: «Закон Ома для участка цепи».

II. Актуализация знаний

Повторение (фронтальный опрос). Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Дайте определение электрического тока.

2. Направление движения, каких частиц в проводнике принимают за направление тока?

3. Что представляет собой электрический ток в металлах? (упорядоченное движение свободных электронов)

4. Что такое напряжение? Как вычисляют напряжение? Каким прибором измеряют напряжение? Как включают вольтметр в электрическую цепь?

5. Чему равна сила тока? Что принимают за единицу силы тока? С помощью какого прибора измеряют силу тока? Как его включают в электрическую цепь? (1 ампер, последовательно)

6. От чего зависит сила тока? (прямо пропорциональна напряжению).

В целях подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала разбираем следующие вопросы:

7. Какое строение имеют металлы? (в узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны.)

8. Что происходит при движении свободных электронов?

(Они взаимодействуют с узлами (ионами) кристаллической решетки, то есть притягиваются к ним, вследствие чего некоторые электроны при движении тормозятся)

III. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации № 1.

Всегда ли сила тока будет зависить только от напряжения, и не будет зависить от других физических величин и свойств проводника? Для ответа на эти вопросы проведём  следующие исследования:

1. В переносную лампу будем вкручивать поочерёдно две электрические лампы на 15 Вт и 100 Вт. Напряжение в сети в обоих случаях одно и тоже (220 В) Однако яркость  ламп разная. Почему? (Ответы учащихся: Сила тока в цепи разная) Почему разная? 

Создание проблемной ситуации № 2

2. Соберём электрическую цепь, состоящую из источника тока, вольтметра, амперметра, ключа, проводников из различных материалов.

- В первый раз используем в электрической цепи толстый и короткий медный провод (такой как в автомобилях, идущих от аккумуляторной батареи).

Записываем показания амперметра. (I = 4 A).

- Во второй раз вместо медного берём тонкий и длинный никелиновый провод. Снимаем показания амперметра (I = 2 A).

- И наконец, возьмём железный провод.

По результатам исследования составим таблицу:

Материал проводника

Сила тока (А)

1

Медь

2

Железо

3

Никелин

Какой делаем вывод? Сила тока в электрической цепи при различных проводниках различна. Следовательно, сила тока зависит от свойств самого проводника, т.е. от рода вещества, из которого изготовлен проводник.

Способность проводника оказывать противодействие электрическому току и называют электрическим сопротивлением или просто сопротивлением. Запишем определение. Физическая величина, характеризующая противодействие проводника электрическому току называют сопротивлением и обозначают буквой R.

Таким образом, сопротивление характеризует сам проводник. В каких же единицах измеряют сопротивление? Единица измерения (СИ) - 1 Ом. В честь немецкого учёного Георга Ома, который впервые ввёл это понятие в физику.

За единицу сопротивления принимают 1 Ом - сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 амперу.

На практике часто используют и другие единицы: миллиом (мОм), килом (кОм), мегаом (МОм).

  • 1 мОм=0,001 Ом;
  • 1 кОм=1000 Ом;
  • 1 Мом= 1 000 000 Ом.

Используемый  на практике прибор для измерения сопротивления проводника называется омметром.

IV. Первичная проверка понимания

В чём причина электрического сопротивления, что же ограничивает силу тока в проводнике? Вспомним учебные вопросы начала урока?

Возникает дискуссия. Учащиеся выдвигают гипотезы, (например, движущиеся электроны испытывают помехи при своём движении) Правильные ответы  заслуживают похвалу учителя.

В ходе обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что причиной сопротивления является взаимодействие движущихся свободных электронов с ионами кристаллической решетки.

V. Первичное закрепление

Выполните Упр. 28 № 1,2 на стр.123 учебника.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома:

  • § 43, Упр. 28 № 1-3; задачи № 1236,1251, 1269.
  • Подготовить сообщение по теме: «Омметры».

VII. Рефлексия

Подведение итогов

  1. Какова была тема урока?
  2. Какая проблема урока решена нами?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. Что вызвало затруднение? Что осталось непонятным? Что заинтересовало?
  5. Анализ и оценка успешности достижения целей урока.
  6. Выставление оценок за работу на уроке.

Мне урок понравился

 

Тема урока меня заинтересовала, и я постараюсь найти  дополнительный  материал

 

Урок был понятным

 

На уроке было скучно

 

На уроке я ничего не понял.

 

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для образовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.

2. Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2011.

3. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

4. http://class-fizika.narod.ru- интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

29.08.2018