Изучение творчества Рутена Аёшина на уроках литературы

Разделы: Литература


Введение

В рамках VII Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений в мае 2017 года в Краевом центре образования прошла региональная веб-конференция на тему «Реализация духовно-нравственного компонента ФГОС: регионализация содержания общего образования в Хабаровском крае» под руководством начальника управления общего образования министерства образования и науки края Виктории Хлебниковой.

— Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования прежде всего направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей, становление их гражданской позиции, — отметила Виктория Хлебникова. — Знание истории, культуры и географии своего родного края напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи, и этим предметам нужно уделить особое внимание.

Уверена, что в перечне дисциплин, способствующих духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, особое место занимает и литература.

Включая региональный компонент в изучение литературы, учителя руководствуются  Программой по дальневосточной литературе, 5-7 классы (составитель Г.В. Гузенко) и Программой по дальневосточной литературе, 8 класс (составитель Л.С.Гудкова). Данные программы обеспечены хрестоматиями по дальневосточной литературе.

Однако при этом учителя не ограничиваются в выборе литературных произведений, способствующих формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма и толерантности.

Данная методическая разработка поможет учителям города и района провести  уроки и уроки внеклассного чтения по творчеству николаевского поэта Рутена Ивановича Аёшина.

1. О жизни поэта Рутена Аёшина

21 октября 2019 года – 80 лет со дня рождения Рутена Ивановича Аёшина, николаевского поэта, проникновенный голос которого, исполненный любви к Нижнеамурью, к Родине, радовал читателей во второй половине 20 века.

Рутен Иванович родился  21 октября  1939 года в п. Соловьёвск Читинской области (районный центр ст. Берзая). В детстве жил в Охотске, потом судьба привела его в п.Мыс Лазарева, п.Нигирь.

Как личность, Рутен состоялся в Николаевске-на-Амуре. В 1955 году поступил в николаевское педагогическое училище. Это было время не только постижения педагогической науки, но  и овладения многими видами деятельности: игрой на всех клавишных и струнных  инструментах, рисованием, резьбой по дереву, и первые стихи были написаны в эту пору. По словам однокурсника поэта Ивана Чухрая, первое стихотворение Рутена Аёшина появилось в городской газете вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Второе стихотворение о раненом бойце, который переживает за судьбу своих однополчан, рвётся в бой – в 1958 году. Дар воображения, ценное качество для поэта, проявилось уже тогда, в студенческие годы. А ещё он был природным артистом. Зрители принимали Аёшина восторженно: грамотная речь, чёткая дикция, выразительные мимика и жесты, раскованность движений выделяли его среди участников самодеятельности. На городских смотрах он не однажды был премирован жюри. На всероссийском фестивале искусств, который проходил в Хабаровске, получил диплом I степени.

Здесь, в Николаевске-на-Амуре, Рутен  служил в армии, здесь начал трудовую деятельность воспитателем в детском доме, но главное в его жизни – работа в районной газете в качестве журналиста. Сначала в газете «Красный маяк», а затем «Ленинское знамя». Он гордился своей профессией, всегда имел своё «я», легко передавал опыт молодым поэтам, писателям, журналистам. Николаевская поэтесса Людмила Южакова – Хворостова вспоминает: «Это он привёл меня в литературную студию «Весенние голоса», где в то время собирались и обсуждали свои творения Александр Куприянов, Альфред Прозоров, Владимир Беляев, Вячеслав Сукачёв многие другие.

Рутен Иванович вывозил нас, «желторотиков», в свет: на творческие встречи в г.Хабаровск, Комсомольск, на литературные семинары, которые вели мэтры дальневосточной литературы: Павел Халов, известный прозаик, Виктор Александровский, писатель, ответственный секретарь Хабаровской писательской организации, Михаил Асламов, поэт.

К литературе, поэзии тогда относились гораздо строже. Во время бурных обсуждений, казалось, весь мир летит в тартарары. На семинарах не пели дифирамбы друг другу, а говорили всё, что думают. И надо было уметь слушать, слышать, и не отчаиваться. Всему этому учил меня Рутен Иванович».

Стихотворения нашего земляка регулярно появлялись на страницах городской газеты, краевого издания "Молодой дальневосточник", журнала "Дальний Восток", были напечатаны в сборниках стихов «Ветры» 1966г., «Волшебное дерево» 1974г. А в 1982 году в Хабаровском книжном издательстве была выпушена книжка стихотворений для детей «Лесной сундучок».

Аёшин никогда не претендовал на роль поэта-профессионала. Нередко выбрасывал черновики, уничтожал то, что его не удовлетворяло, не собирался писать. В городском краеведческом музее хранятся два его блокнота с черновыми записями 1960–1980 гг.

В сентябре 1973 года проходил праздник советской литературы на земле Приамурской. На это праздник был приглашён и Рутен Аёшин. Вот такие слова написаны в этом приглашении: «Горячо приветствуя в Вашем лице творческую группу поэтов и прозаиков на гостеприимных берегах Нижнего Амура, трудящиеся района умножают тепло и сердечность встреч с литераторами-земляками, создателями яркой художественной летописи Дальнего Востока. Каждая из таких встреч становится новой заметной вехой в культурной жизни приамурских сёл».

Природа щедро одарила его талантом, памятью, воображением, добрым сердцем.

Умер Рутен Аёшин 26 октября 1990 года в возрасте 51 года.

На здании редакции газеты «Амурский лиман» висит мемориальная доска в память о Рутене Аёшине, который там работал корреспондентом.

В 2009 году в г.Николаевске-на-Амуре вышла книга его стихов «Я рождён зелёным притаёжьем».

2. Стихотворения Рутена Аёшина для учащихся начальной школы

Для учащихся младшего школьного возраста можно рекомендовать для чтения и анализа стихотворения, опубликованные в сборнике Р.Аёшина «Я рождён зелёным притаёжьем», 2009г. Николаевск-на-Амуре, М-Пресс из раздела «Для детей», а также в книге Р.Аёшина «Лесной сундучок», 1982г. Хабаровское книжное издательство.

Кроме того, можно найти стихотворения Аёшина на сайте «Дальневосточные писатели», распечатать стихотворение каждому ученику.

Адрес: https://sites.google.com/site/dalnevostocnyepisateli/aeesin-r-i/-lesnoj-sunducok

В начальных классных не следует знакомить школьников с биографией поэта, достаточно знакомства с произведениями, чтобы у них сложилось правильное впечатление о поэте, их земляке, который любит природу, людей, учит добру.

Одуванчик

Весёлый, будто солнышко,
И круглый, будто мячик,
Растет в траве подсолнушком
Кудрявый одуванчик.

Добру у солнца учится,
И кто его попросит –
Он каждому по лучику
Пушистому подносит.

Перед чтением этого стихотворения предлагаем фотографии, где изображены одуванчики. Спросим, что знают дети об этом растении. Выясним, каково отношение к этому цветку у них.

Затем предлагаем послушать стихотворение.

Задаём вопросы:

- Каково настроение? Какое чувство вызвало стихотворение? Почему? Что можете сказать об авторе? Почему?

Далее выясняем, как Аёшину удалось создать образ одуванчика, заставить читателя улыбнуться.

Этому способствует выполнение заданий:

- подчеркнуть слова, помогающие представить одуванчик (солнышко, круглый, мячик, подсолнушком, пушистый, лучик)

- найти сравнения (будто солнышко, будто мячик, растёт подсолнушком)

- найти метафору (Он каждому по лучику Пушистому подносит; Добру у солнца учится)

- найти эпитеты (кудрявый одуванчик, пушистый лучик)

Предлагаем учащимся нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Далее учащиеся готовятся к выразительному чтению стихотворения.  Завершая  работу над произведением, даем задание выучить стихотворение наизусть.

Комар

Рассердился комар
На ребят,
Что играть
С комаром
Не хотят:
Стоит им
Отвернуться слегка –
Колет шпагою
Исподтишка
И потом убегает,
Как вор…
А еще говорят –
Мушкетё-ё-ёр!

Перед чтением стихотворения «Комар» предлагаем загадку:

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.

- Почему речь идёт о комаре? Какой образ комара в загадке создают слова «как спица, пищит, молчит, кровь»?

Далее предлагаем послушать стихотворение Аёшина.

- А какой комар у Рутена Аёшина? Какие слова, выражения создают такой образ?

- Что значит «рассердился комар»? Как понимаете выражение «колет шпагою исподтишка»? Почему комар «убегает, как вор»?

- Далее обращаем внимание учащихся на иронию «а ещё говорят – мушкетё-ё-ёр». (Обязательно выясним, знают ли они, кто такой «мушкетер», и, если необходимо, дадим пояснения)

И снова вопрос об авторе стихотворения. Что они думают о нём?

Бурундук

Тук да тук, тук да тук!..
Встал с постели бурундук.
Встал, зажег в избушке свет:
Никого за дверью нет.
Очень хочется поспать,
Но беда: стучат опять…
Рассердился бурундук,
Обежал избу вокруг
И тропинки обошел,
А виновных не нашел.
Он опять ложится спать…
Ну а тут стучат опять!
Ох, как злится бурундук,
Снова бегает вокруг…
Никого за дверью нет.
Только я-то знал секрет.
Знал я с самого начала,
Кто лишил беднягу сна:
Это капелька стучала.
Это в лес пришла весна.

Стихотворение Р.Аёшина «Бурундук» даётся детям без названия. Они читают его самостоятельно и предлагают свои названия, обосновывая выбор.

  1. «Бурундук» Почему? (Слово повторяется трижды, характер зверька нарисован ярко: он бегает, злится (трещит), спит зимой)
  2. «Весна» Почему? (Капель – признак наступающей весны, слово весна в конце стихотворения)

Далее предлагается задание подумать, почему рассказанная история похожа на сказку.

Выразительное чтение стихотворение учащимися покажет, насколько хорошо они поняли это произведение, почувствовали настроение автора.

Все детские стихотворения Рутена Аёшина достойны того, чтобы их прочитали, может быть, выучили наизусть наши дети, потому что эти произведения полны тепла, доброты, чего так не хватает в наших буднях.

3. Стихотворения Рутена Аёшина для учащихся среднего возраста.

Тема родины в творчестве Рутена Ивановича Аёшина

Сергей Есенин, являющийся одним из самых известных поэтов, писавших о России, утверждал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». Думаю, так же мог сказать о своих стихах и Р.И. Аёшин. Большинство его произведений о нашей дальневосточной природе, о любви к нашей суровой земле, которую сохранил поэт до самых последних дней своей жизни.

Я богат Востоком

С каждым днём всё ближе,
всё дороже
Петли троп,
Заплетья тальников,
Я рождён зелёным притаёжьем
У певучих
гибких родников.
На морях,
На стланиках,
На поймах
Мне кивает каждый ветерок.
Потому, наверное, не понял
Я простора
городских дорог.
Приходи –
Открою клад осенний,
Подарю пурги соболий мех.
Летом –
аромат тугих растений,
А весной – капель
хрустальных смех.
Приезжай
В разгар страдной путины
И увидишь – только посмотри!
Серебро разменное кетины,
Нежные черешенки икры.
Я богат, как Крез,
моим Востоком
Во сто крат
И счастлив раз во сто.
Золотые слитки
зорь высоких
Мне утрами падают на стол…
Родина – Хакасия.
Быть может.
Но всю жизнь
я повторять готов:
Я рождён
зелёным притаёжьем
У певучих гибких родников.
1965 г.

Это произведение открывает сборник стихотворений «Я рождён зелёным притаёжьем» 2009 года. Аёшин говорит о счастье жить, видеть, слышать, любить здесь, среди дальневосточной тайги, у певучих гибких родников. Наша природа сделала его баснословно богатым, подобно Крезу. Но при этом необыкновенно щедрым. Лирический герой готов открыть клад осенний, подарить пурги соболий мех, ароматы растений, смех хрустальных капелей. Поистине счастлив человек, если ему «золотые слитки зорь высоких утрами падают на стол». Читая это замечательное стихотворение, заражаешься энергией любви к нашей родине, Дальнему Востоку.

Учащимся 7-9 класса можно предложить сравнить стихотворения Рутена Аёшина «В богат Востоком» и Петра Комарова «Приамурье». Стихотворения объединяет тема любви к Дальнему Востоку, а лирических героев этих стихотворений роднит искренность чувств, восторженное отношение к природе. Работа над сопоставительным анализом строится на основе таблицы:

Вопросы

Стихотворение Р.Аёшина «Я богат Востоком»

Стихотворение П.Комарова «Приамурье»

Какова тема?

 

 

Какова идея?

 

 

Каково настроение?

 

 

Как автору удалость передать своё отношение?

 

 

Какими художественными средствами это достигается?

 

 

Каково твоё отношение к стихотворению?

 

 

Анализируя стихотворения, учащиеся разделяют с авторами чувство любви к родине.

В дому таёжном

За сопкой вышитый стежок
Зарьного огонька.
Тайга струится
Меж дорог –
Зелёная река.
Постой, водитель, поскучай.
Мне надо вновь
Вдохнуть
Смолистый запах пихтача,
Тайгой наполнить грудь.
Чтоб вновь
Взметнулся предо мной
Горячий клён костра,
Чтоб ель склонилась над тропой,
Как старшая сестра.
Чтоб её сказать,
Как прежде, мог –
Таёжнице моей –
Как я болел,
Как занемог
Без этих кедрачей,
Без смуглых тонких рук ольхи,
Без светлых родников,
Без этих лиственниц глухих –
Сказительниц веков.
Я – сын тайги.
Хоть далеко родился –
Здесь я рос.
Из белых грудей молоко
Пил у родных берёз,
И мне вязали свитера
Весенние лучи…
- Пора, иди, сынок, учись!
И вот я вновь в своём дому…
Тайга моя, ты знай:
Я научился одному –
Любить родимый край.

То ли красота дальневосточной природы сделала Аёшина поэтом, то ли душа поэта легко восприимчивая к красоте, очаровалась ею и воспела мир в таких красках и звуках, что даже чуждые природе и поэзии люди верят в искренность его любви к родине. В стихотворении «В дому таёжном» мы видим единение лирического героя с природой. Эта связь кровная, неразрывная. Ель превратилась в старшую сестру, которой хочется поведать о чувстве одиночества без кедрачей, без тонких рук ольхи и без сказительниц веков лиственниц. Герой – сын тайги, а мать – берёза, которая вскормила его молоком. Аёшин  научился любить родимый край, и своим стихотворением учит любить родину нас, читателей.

Автором найдены оригинальные метафоры: «тайгой наполнить грудь», «тонкие руки ольхи», «из белых грудей молоко пил у родных берёз». Умелое использование олицетворений позволило поэту создать образ родного дома, где живут родные, где тебя ждут, любят.

В моём краю

Волна упругая хохочет
И плещет солнцем
Из горсти.
Мы к иве
Лодку приобочим,
К той самой,
Что всегда грустит.
И выйдем в марь
За ранней клюквой,
Где шумно дышит
Влажный мох,
Где вяжет ветер
за излукой
Тайги сиреневый дымок.
И разбредутся враз
По зовам,
По зонам шумным
голоса.
И будет падать
С тихим звоном
В ведёрки алая роса.
И к солнцу
жаворонок  взвеет,
И воздух в соты рассечет,
И там,
от счастья соловея,
Нам в горле
Песню принесёт.
А воздух
Гуще, слаще мёда –
Пей вдоволь,
ешь – ещё проси!..
В ладонях
Нам несёт природа
Краюшку солнечной Руси.

С какой  любовью, теплотой, нежностью Рутен Аёшин рассказывает о нашем нижнеамурском крае! В начале стихотворения возникает образ нашей реки, с хохочущей волной, плещущей солнцем из горсти.

Поэт вновь, как и в предыдущих стихотворениях, создаёт живые образы природы: ива, что всегда грустит, ветер вяжет за излукой тайги сиреневый дымок, влажный мох шумно дышит. Пусть учащиеся пояснят, почему ива грустит, ветер вяжет, а мох шумно дышит. Живописна картина сбора клюквы на мари:

И разбредутся враз
По зовам,
По зонам шумным
голоса.
И будет падать
С тихим звоном
В ведёрки алая роса.

Анафора помогла соединить голоса людей, которые разбрелись по бескрайней мари, и алую росу, падающую с тихим звоном в ведёрки. Данный приём и далее позволяет поэту дополнить эту картину песней жаворонка, который, от счастья соловея, несёт в этот мир свою песню.

В завершение поэт мастерски описал воздух:

А воздух
Гуще, слаще мёда –
Пей вдоволь,
ешь – ещё проси!

Лирический герой полон восхищения от увиденного, услышанного, и здесь уместно именно риторическое восклицание и форма глаголов повелительного наклонения.

Читая, анализируя данные стихотворения Рутена Аёшина, школьники приобщаются к искусству чтения, у них развивается эстетический вкус, воспитывается любовь к родине.

4. Стихотворения В.И.Аёшина о природе на уроках по дальневосточной литературе

При изучении лирики в 6 и 7 классах на уроках по дальневосточной литературе логично будет обращение к стихотворениям Рутена Аёшина о природе.

Изучение данных произведений будет также способствовать развитию чувства патриотизма, потому что «любить природу – значит любить родину» (М.М.Пришвин)

К.Батюшков вывел правило поэзии: живи, как пишешь, и пиши, живёшь как. Иначе все отголоски твоей лиры будут фальшивы. Эти слова полностью соответствуют личности Рутена Аёшина.

Можно сто раз сказать: «Я люблю свою родину» и никто не поверит. А можно написать простое стихотворение о родниках, морях, тайге, зимнем марте и повеет от них чем-то щемящим и родным. Он озвучил то, что всегда есть в нашем сердце.

Про метель

Рассказать тебе –
едва ли
Ты поверишь в самом деле:
Разнеистово ревели
Озерпахские метели.
Опьянённые победой,
Днём, и вечером,
и ночью
Рвали белые медведи
Провода и  крыши
в клочья,
Пни швыряли
для забавы,
Гнули мощные лесины,
Грызли белыми зубами
Фонари,
что апельсины…
В городе, конечно, тише.
Можешь верить
и не верить:
Мы потом брели
по крышам
И откапывали двери.
Успокаивала сводка,
Лез народ из всех отдушин
И смеялся добродушно:
- Ничего  она, погодка.
1971г.

Озерпах - посёлок сельского типа в Николаевском районе на берегу Амурского лимана.

Стихотворение написано в форме обращения к читателю, дружеского, доверительного - на «ты».

- Какую роль играет такое обращение?

- Выпишите глаголы, которые автор использует для описания метели. (ревели, рвали, швыряли, гнули, грызли)

- В каком образе предстала метель у Аёшина? (белого медведя)

- Каким предстал город, селение после метели?

- Каково отношение людей к непогоде?

Далее определяем, какие выразительные средства использовал поэт. Это сравнение, эпитеты, олицетворение, иронию, экспрессивную лексику. Большую роль играет звукопись, мы слышим рёв метели, ощущаем её мощь, неистовство.

Читаем следующее стихотворение.

У таёжного озера

Разбилось небо
и в тайгу
Большой осколок уронило.
Я каждый день сюда бегу,
Притянут
неизвестной силой.
Здесь примеряет сарафан
Подолгу
тонкая осинка.
Сюда идёт седой туман,
Заря в расписанной косынке…
А я –
склоняюсь над водой
И вижу в ней:
Лесные рыбы
Плывут так чинно
предо мной,
Что и цари так не могли бы.
И я смотрю,
входя в азарт,
И просмотреть, конечно, жалко,
Когда покажутся глаза
Несуществующей русалки.
1965г.

По поэтическому слогу можно узнать характер поэта. Рутен был лучезарным человеком с возвышенной душой, Чувствительный, сильный, с пламенным воображением, он увлекает нас в мир, созданный его музой.

В очередной раз поражаешься мастерству поэта, читая начало стихотворения. Озеро в тайге - это осколок разбитого неба. Лирический герой очарован природой, и это очарование передаётся нам, читателям. Инструменты  у Аёшина верные – метафоры, сравнения, олицетворения, оксюморон. Предлагаем найти их.

Что делает лирический герой? Он спешит к лесному озеру каждый день, потому что его притягивает сюда неизвестной силой. Он разглядывает лесных рыб, чинно плывущих перед ним. Он верит в сказку, что появятся глаза несуществующей русалки.

Стоит обратить внимание юных читателей на мелодию стихотворения. Она неспешная, плавная. Эта плавность достигается за счёт ассонанса. Пусть учащиеся выпишут примеры этого фонетического приёма.

Здравствуй

Здравствуй,
День мой ненагладный,
Что из зорь
Росистых выткан.
Здравствуй,
Солнце золотое,
Ты с сосульками лучей.
Здравствуй,
Клён мой ненарядный,
Ты пронизан
Тонкой ниткой
Опадающих,
Хрустящих.
Подмороженных
Дождей.
Здравствуй,
Ветер легкокрылый,
Ты запутан
В темных елях.
Здравствуй,
Мой родник певучий,
Ты от солнца
Чист и желт.
Здравствуй,
Песенка метели…
Здравствуй ты –
С улыбкой светлой
Радость,
Что я здесь
Нашёл.

После первичного знакомства со стихотворением задаём вопрос:

- О каком времени года идёт речь?

- Какое настроение передано?

- Как передаётся радость? (повторяющимся словом «здравствуй»; эпитетами: «легкокрылый», «золотое», «певучий», «огненная»; словами: «улыбка», «радость», «песенка». Большую роль в создании радостного настроения играет цветопись: зорь, солнце, золотое)

- Определите настроение этих строк:

Здравствуй,
Клён мой ненарядный,
Ты пронизан
Тонкой ниткой
Опадающих,
Хрустящих.
Подмороженных
Дождей.

Учащиеся говорят о лёгкой грустинке, которая ощущается в этих строках.

Обращение к творчеству нашего земляка Р.Аёшина не должно быть исчерпано только предложенными произведениями. В книге «Я рождён зелёным притаёжьем» много стихотворений о природе, что даёт возможность учителю рекомендовать учащимся эти произведения для конкурса чтецов, для выполнения исследовательской работы.

Можно рекомендовать стихотворения Аёшина и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе для отработки умения находить различные выразительные средства.

Используемая литература.

  1. Р.Аёшин. Я рождён зелёным притаёжьем. Николаевск-на-Амуре: ООО «М-Пресс», 2009.