Размышления о русском слове: слово гнило да не исходит из уст ваших

Разделы: Русский язык


Собственное рассуждение о процессах, которые происходят в современном русском языке сейчас, хотелось бы начать с высказываний двух писателей о слове. Первое высказывание принадлежит Андре Жиду, в котором он описал возможность автора обладать шансом легко размышлять, также обладать гарантией, что написанное никак не станет иметь последствий для автора [3].

К данной позиции прислушиваются многие писатели, а также журналисты, которые понимают свободу слова – как отсутствие ответственности за сказанное.

Совсем другое отношение к слову высказал Н.В.Гоголь. Он уточнил, что слово является подарком человеку от Бога и шутить с ним нельзя [2].

Слово несет в себе огромный смысл и энергию. Многие писатели и философы неоднократно описывали это в своих творениях. Оно незаменимо при общении с людьми и природой, бесконечно во всех его проявлениях.

Анализируя современные тексты, можно прийти к выводу, что слово как бы отрывается от действительности, стремится к неопределенности, а зачастую – к иносказанию. Слова маскируют свое значение, также появляются заимствования, число которых в русском языке всё возрастает.

Заимствованиями удобно пользоваться, когда необходимо скрыть саму суть явления. Так, плохое становится положительным, а хорошее – отрицательным.
Немаловажным является выступление А.Солженицына, где он смело, остро и обоснованно высказал своё отношение к науке [5]. Он описал высшую школу, её успехи и успехи всей России, образованных людей, знания, уточнил, что нужно расширять свой кругозор, лишь тогда будут возникать великолепные идеи для продвижения науки. Но Солженицына никто не услышал.

Так, в последующем, в русский язык проникают жаргонные слова. Конечно, слова не несли негативного влияния, но ведь не стоит забывать и то, что каждое это слово со своим значением вторгается в наш язык и в нашу картину мира. Заимствования из других языков потеснили русские слова. Использование  заимствований – возможность скрыть действительность, а в данный момент, легко поддаться развлечениям и играм, тем самым – уйти от реальности.
Это стремление проявляется в общении пользователей Интернета, которым не столь важны правила орфографии, они зачастую нарочно «каверкают» слова, считая это нормальным явлением [4]. Но эти  люди забывают о слове, его значении и энергии, не несут за него ответственность.

Отсутствие ответственности за каждое слово определенно связано со сквернословием. Ведь запретная лексика зачастую становится объектом интереса молодых людей. В последнее время появилась информация о том, что слова, которые несут негативный смысл и значение, воздействуют на всё живое, поражает психику человека и отношение людей друг к другу [1].

Возникает вопрос. Как русский язык существует в этих условиях? Между иноязычной и жаргонной лексикой происходит уравновешивание. Но наследие русского языка неподвластно никаким влияниям.

В итоге, можно сказать, что формирование языка осуществляется на духовном уровне и формулирует нравственные понятия, которые берегут нашу жизнь и душу от переломов. Мы используем правильные, высокие слова в повседневной жизни, тем самым, ограждая себя от сквернословия. Высокие понятия русского языка влияют на нас и нашу жизнь. Мы сами выбираем, наш лексикон и наша речь наполняется всеми красками, богатством её проявления.
Немаловажной также является задача учителей и филологов. Они просто обязаны привлечь и приблизить детей к русской духовной литературе, объяснить важность и значение всего, что собиралось веками. Мы должны понимать, что слово – это бесценный подарок, которым мы должны пользоваться только во благо.

Список источников информации

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

2. Гоголь Н.В. О том, что такое слово // Гоголь Н. В. Собрание сочинений - [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 8. Статьи. — 1954. — С. 229—232.

3. Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата— М., 1991. — С. 156.

4. Пильняк Б.А. Опыт сегодняшнего прочтения. – М., 1995.

5. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. Париж: YMCA-press, 1975, с. 548.