"Мудрено сотворено". Технологическая карта урока русского языка в 7-м классе

Разделы: Русский язык


«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации
и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
 является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Александр Иванович Куприн

Урок-закрепление

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Приветствие

«Вы - ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, поэтому не ударите лицом в грязь, и урок пройдет без сучка и задоринки».

- Что вы услышали в моем приветствии?

Фразеологизмы

 

Актуализация и пробное действие

- Что такое фразеологизм?

Используя текст научного стиля, ответьте на вопрос.
Русский язык богат яркими образными
выражениями - фразеологизмами:
сбиться с ног, ни жив ни мертв, скрепя сердце,
с горем пополам и т.д.
Такие сочетания можно заменить одним словом:
обвести вокруг пальца = обмануть,
бить баклуши = бездельничать.
Во фразеологизмах, как в зеркале, отражается
история и многовековой опыт народа.
Фразеологизмы широко используются и в обыденной речи, и в произведениях художественной литературы. Они придают речи выразительность и образность:
голова идет кругом, положить
зубы на полку, вешаться на шею,
как с гуся вода, комар носа не подточит.

Ф - это образное выражение,
которое выражает целостное
значение и по форме соотносится с отдельным словом: душа в душу = дружно, широко используются и в обыденной речи,
и в произведениях художественной литературы

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической речью в соответствии с грамматическими нормами

Обозначение
темы урока

Для темы нашего урока я взяла выражение
«Мудрено сотворено».
Как вы думаете, почему?

(Ф употребляются в переносном значении, которое надо понимать правильно)

 

Постановка цели

Эпиграфом к нашему разговору на занятии будут
слова Н.М.Шанского: «Для тех, кто интересуется
историей, культурой своего народа, фразеология-
одна из самых увлекательных и занимательных
сфер языка».

- Выделите ключевые слова в высказывании лингвиста.

- Какую цель для нашей работы можно поставить, опираясь на ключевые слова?

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

Продолжить знакомство с фразеологией и углубить свои знания в этой увлекательной и занимательной сфере языка

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения

Первичное
закрепление в знакомой
ситуации

- Прочитайте шуточный диалог. В чем его особенность?

С ног до головы
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!..
Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку дам на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.
Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев)

- В этом тексте 21 фразеологизм со словами НОГА, РУКА, ГОЛОВА. Попробуйте найти эти устойчивые сочетания.

- Они используются в разговорной или книжной речи?

  • Употреблено много фразеологизмов

С ног до головы
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать по рукам. Чтобы знал:
рукам воли не давай! И тогда – руку дам на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем
за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы
всегда сумеем намылить ему голову!
(А.Шибаев)

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Полминутки  для шутки

Какие фразеологизмы изображены?

 

 

Сесть в калошу = потерпеть неудачу

 

 

 

Водить за нос = обманывать

 

 

 

Вставлять палки в колеса = препятствовать

Личностные УУД: проявлять внимание, желание больше узнать, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Первичное
закрепление в измененной ситуации (конструирование)


Исследование источников русской фразеологии

- А сейчас предлагаю построить Дом знаний, каждый этаж этого дома – источники

появления фразеологизмов в русском языке. Ваша задача: из кирпичиков возвести здание
и расположить на каждом этаже соответствующие фразеологизмы.

Работа в группах с раздаточным материалом
и словарями фразеологизмов для выяснения значений (в случае затруднения)).
(Источники и номер этажа обозначены, а фразеологизмы смешаны)
7 этаждругие языки:
сэ ля ви, шерше ля фам
6 этаж- язык художественной литературы:
там русский дух, там Русью пахнет; а Васька слушает да ест; воз и ныне там.
5 этаж – мифы:
ахиллесова пята, нить Ариадны, сизифов труд, авгиевы конюшни.
4 этажБиблия: земля
обетованная, вавилонское столпотворение,
манна небесная.
3 этажпрофессиональная речь:
два сапога пара, на всех парусах, привести к
общему знаменателю.
2 этаж – фольклор: молочные реки, кисельные берега; тридцать лет
сиднем сидел.
1 этаж – разговорно-бытовая речь: за словом в карман не лезет;
не робкого десятка; у него голова на плечах.
Плакаты с выполненной работой крепятся на
доску, сравниваются результаты работы групп.
Проверка по эталону.

Регулятивные УУД: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей̆ деятельности

Минутка для любознательных

На Руси существовал когда-то такой порядок: разные просьбы к царю (челобитные) опускали в специальный ящик, который был прибит к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой.
Ящик этот был длинный (долгий, как говорили в те времена), потому что опускали в него не привычные нашему взору конверты, а свитки. Опустив в этот долгий ящик своё прошение, люди долго ожидали ответ, зачастую так и не получали его. Ящик тот немного времени провисел на своём месте, но в памяти народной сохранилась о нем недобрая слава.
До сих пор если говорят ПОЛОЖИТЬ В ДОЛГИЙ ЯЩИК, то имеют в виду безнадёжное дело.

- К какому источнику отнесем данный фразеологизм?

К первому: разговорно-бытовая речь

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Внимательно прочтите описания различных жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл. И не забывайте, что «и тебе всегда, как другу, оказать готов услугу русской речи государь по прозванию СЛОВАРЬ». Но вы можете воспользоваться также интернет-источниками.

 

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, отбирать информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

  1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит. 1. Слов на ветер не бросает.  
  2. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет. И рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планёра сделает. 2. Золотые руки.  
  3. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». 3. Редко, но метко.  
  4. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришёл. 4. Легок на помине.  
  5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. 5. Вышел сухим из воды.  
 

Блиц-опрос «Попади в цель»

Ответьте одним словом на вопросы: как говорят о человеке:

   
  - который часто меняет свои решения; Семь пятниц на неделе  
  - у которого слова не расходятся с делом, который всегда выполняет свои обещания; Хозяин своего слова  
  - которого трудно заставить поверить чему-либо; Фома неверующий  
  - очень скромном, тихом, кротком; Воды не замутит  
  - безобидном, добром; Мухи не обидит  
  - робком, скромном, незаметном; Тише воды, ниже травы  
  - который с трудом, с неохотой трогается с места, принимается за что-то; Тяжелый на подъем  
  - который вдруг понял истинное положение вещей, настоящую правду; Глаза открылись  
  - который пришёл некстати, не вовремя; Нелёгкая принесла  
  - который испытывает сильное желание сделать что-либо, заняться чем-либо; Руки чешутся  
  - который держится неестественно прямо; Будто аршин проглотил  
  - очень болтливом; Язык без костей  
  - который бесследно исчез; И след пропал; поминай как звали  
  - который не понимает того, что очевидно, понятно всем; С луны свалился.  
  - который чувствует большую неловкость, стыд; Готов сквозь землю провалиться  
  - который испытывает чувство сильного испуга, ужаса. Волосы дыбом становятся  

Минутка для любознательных

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивали перед работой (отсюда фразеологизм ЗАСУЧИВ РУКАВА – усердно принявшись за дело), а зимой опускали, чтобы согреть руки. Конечно, со спущенными рукавами человек работал плохо, так как они ему мешали. Отсюда СПУСТЯ РУКАВА – кое-как, небрежно.

 

 

Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: вносить предложение, выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку.

Зачитывают получившиеся рассказы

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой̆ и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

«Всяк молодец на свой образец» – тема домашнего сочинения

Расскажите о своем друге, подруге, родственнике, используя как можно больше фразеологизмов (8-10 предложений), и не забывайте: у вас должно быть МУДРЕНО СОТВОРЕНО!

 

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения.

Рефлексия

- Продолжите фразу по выбору:

- У меня возник вопрос……

- Сегодня на уроке я вдруг понял(а)….

- Какая мысль, высказанная на уроке, особенно запомнилась…

 

Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.