Урок по теме "Сфера и шар". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, применения знаний и умений.

Класс: 6.

Предметная область: математика.

Цели урока:

  • формирование представлений о геометрических фигурах в пространстве;
  • формирование умений применять свойства плоскостных фигур при решении простых геометрических и практических задач к пространственным фигурам;
  • формирование образовательных компетенций (информационной, креативной, коммуникативной, рефлексивной) учащихся шестого класса в предметной области фундаментальной науки по теме «Отношения и пропорции».

Задачи урока: направлены на достижение личностных результатов обучения; метапредметных результатов обучения; предметных результатов обучения: изучить элементы сферы и шара, применять знания в жизни; продолжить развивать положительное отношение к здоровому образу жизни; интерес к математике.

План

  1. Организационный момент
  2. АОЗ
  3. Выход на тему, постановка учебных задач с детьми
  4. Беседа по новой теме
  5. Игра
  6. Работа в парах
  7. Физминутка
  8. Закрепление
  9. Это интересно
  10. Работа в группах
  11. Самостоятельная работа
  12. Рефлексия деятельности (итог урока)
  13. Домашнее задание
  14. Интересные сведения

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем хорошего настроения и удачного дня! Я рада вас видеть.

Хочу начать урок с эпиграфа, это слова Николая Егоровича Жуковского, русского механика и физика.

«В математике есть своя красота,
Как в живописи и поэзии.»
Н.Е.Жуковский

2. АОЗ

Слайд 2

  1. Какие геометрические фигуры изображены?
  2. Что такое окружность?
  3. Что такое круг?

Давайте вспомним элементы окружности и круга

  1. Чем является точка О? (центром)
  2. Чем является ОА? (радиусом)
  3. Что такое радиус?
  4. Чем является АВ? (диаметр)
  5. Что такое диаметр?
  6. Каким равенством связаны диаметр и радиус? Что вы о них знаете?
  7. Что такое С? (длина окружности)
  8. По каким формулам вычисляется длина окружности?
  9. Как вычислить площадь круга?
  10. Чем отличаются окружности и круг? (окружность это оболочка внутри пусто, а круг это то что внутри)

3. Выход на тему, постановка учебных задач с детьми

Мы вспомнили что такое окружность и круг и все что связано с этими фигурами. Окружность и круг это фигуры на плоскости, а какие фигуры в пространстве соответствуют окружности и кругу? Поставьте им соответствие (шар и сфера). Верно, это и будет темой нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.

Слайд 3

Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать про шар и окружность? (что такое шар, что такое сфера, что общего, чем отличаются, элементы шара и сферы).

4. Беседа по новой теме

(У меня в руках модели шара и сферы)

Ребята, у меня в руках две модели: шар и сфера.

Как в думаете, какая из них является шаром, а какая сферой. Почему вы так решили? Приведите примеры из повседневной жизни шара и сферы. Так что же такое шар, а что такое сфера? Что общего? Чем отличаются? Давайте сделаем вывод. (Шар геометрическое тело, которое внутри заполнено, а сфера внутри пустая. Сфера оболочка шара).

Давайте теперь научимся рисовать шар и сферу в тетради. Берем циркуль или какой-нибудь круглый предмет и проводим в тетради окружность (сказать про технику безопасности пользования циркулем). Далее рисуем два овала. Почему задние части овалов я нарисовала пунктиром? (это невидимая часть на чертежах обозначается пунктиром). Чем будет являться точка О? (цент шара), чем будет являться отрезок ОА? (радиус). Отрезок АВ? (диаметр шара). Дайте определение радиуса и диаметра. Сфера на чертежах рисуется аналогично.

Мы с вами выяснили, что такое шар и что такое сфера, что у них общего и чем отличаются. Еще раз скажите что общего и в чем отличие (ответы).

5. Игра

Слайды 4-18

А сейчас я проверю, как вы поняли тему, для этого поиграем в игру, которая называется «Шар или сфера». Я показываю картинку вы говорите что изображено шар или сфера и объясняете почему.

6. Работа в парах

Слайд 19

Задачи – исследования.

Я вам предлагаю поработать в парах и решить четыре задачи, а потом мы проверим, как вы с ними справились. И обязательно объяснить почему.

Ответы: да, нет, нет, да

(В презентации чтобы посмотреть ответы перейти по гиперссылкам.)

Какой вывод можно сделать?

7. Физминутка

Слайд 20

Давайте немного отдохнем и снимем напряжение с глаз, для этого выполним зрительную гимнастику, вам нужно глазками следить за движением круга (гимнастика Базарного В.Ф. ученый, врач, педагог-новатор).

8. Закрепление

Слайд 21

Задача. Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

Решаем все вместе, я у доски, ребята на местах.

Что значит найти длину экватора Земли? По какой формуле будем вычислять?

(Надо найти длину окружности, по формуле C=πd)

r ≈ 6,35 тыс.км

C ≈ 39,9 тыс.км

9. Это интересно

Слайд 22

Мы с вами выяснили, что Земля имеет форму шара, так удобно считать для многих практических и учебных целей. Но с геометрической точки зрения это не так. На самом деле Земля немного сплющена вдоль одного из диаметров оси Земли. Полярный радиус на 22 км меньше экваториального и длина экватора на 67 км больше длины меридиана Земли. Говорят, что Земля имеет форму геоида.

10. Работа в группах

Слайд 23

Ребята мы с вами нашли радиус и длину экватора Земли, теперь я вам предлагаю поработать в группах по 4 человека и найти радиус и длину экватора остальных восьми планет нашей солнечной системы и мы потом посмотрим какая планета самая большая, а какая самая маленькая. Только для расчетов мы возьмем число π округленное до десятых, т .е.

Делятся на группы по 4 человек (две парты). Каждая группа вытягивает карточку с заданием. На карточке название планеты дан диаметр, надо найти радиус планеты и длину экватора, т.е. длину окружности. (Приложение 1)

Если групп будет меньше, остальные планеты просто открыть. Слайд с использованием триггеров, т.е. открывать можно в любой последовательности.

- Какая планета самая большая? (Юпитер)

- Какая планета самая маленькая? (Плутон)

11. Самостоятельная работа

Слайд 24-25

Решают самостоятельно, затем по следующему Слайду делают взаимопроверку с соседом. (Приложение 2).

12. Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд 26

  • Легко ли вам было на уроке?
  • В чем были трудности?
  • Что нового узнали?
  • Что повторили?
  • Приведите примеры тел, имеющих форму шара или сферы

13. Домашнее задание

Слайд 27

Придумать и решить задачи по темам «Длина окружности. Площадь круга», «Сфера и шар»

14. Интересные сведения

Слайды 28-31

Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, к словам Николая Егоровича Жуковского и посмотрим как прекрасна математика в жизни (Слайды – применение шара и сферы в архитектуре и живописи. В географии – пролив Югорский Шар между о.Вайгач и Евразией, пролив Маточкин Шар отделяет Северный и Южный острова Новой Земли).

1.11.2018