Использование здоровьесберегающих технологий как условие укрепления здоровья и адаптации школьников в образовательной среде

Разделы: Школьная психологическая служба


Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

К сожалению, в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями чтения, письма, речевыми расстройствами, протекающими зачастую на фоне соматических и вегетативных дисфункций, и сопровождающихся, как правило, расстройствами эмоционально-волевой и поведенческой сферы, что влияет на качество образовательного процесса, а также на социальную адаптацию обучающихся. Чтобы избежать этого, ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния, позволяющий разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.

Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению, укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих  инновационных технологий в образование в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей.

В этом смысле перспективным является развитие одного из современных направлений психофизиологии, каким является функциональное биоуправление с биологической обратной связью (БОС).

Биоуправление - это направленное изменение фи­зиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей на­правлении.
Термином биологическая обратная связь (БОС), согласно современным представлениям, обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам обратной связи (акустической, визуальной, и/или тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами (О.Г. Коган, В.Л. Найдин, 1998; Н.М. Яковлев, А.А. Сметанкин, 1991; Л. Розенбаум, 1993; Д.Ю. Пинчук, Р.Г. Юрьева, 1999; и др.).

По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья ХХI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом. Этот метод, зародившийся на стыке медицины, биологии и техники, в настоящее время представляет собой успешно развивающееся направление науки и практики, уже получившее международное признание.

Во время сеанса ФБУ специальный прибор регистрирует физиологические параметры организма, которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде картинок или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их изменение.

Программа БОС (биологическая обратная связь) «Волна» разработана специалистами «НПФ «Амалтея» г.Санкт-Петербург. В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.

Программа «Волна» с 1999 года успешно реализуются в учреждениях системы образования и социальной защиты населения, в санаторно-курортных и оздоровительных центрах более чем 50 регионов Российской Федерации - является автономной, но абсолютно совместима с любой образовательной, профилактической, коррекционной или лечебно-оздоровительной программой - при комплексном решении психопрофилактических задач.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по программе «Волна» уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

Использование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания способствует формированию нового функционального состояния, которое характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения и позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза. При формировании такого функционального состояния центральная нервная система, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно.
Овладение навыком позволяет реализовать этот тип дыхания произвольно, в любых ситуациях и с постоянно успешным результатом. Таким образом, результатом выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания становится не только улучшение функционального состояния, но и приобретение обучившимся эффективного инструмента саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния.

Внедрение инновационной технологии  в МБОУ г. Иркутска СОШ № 39 с 2016-2018 учебного года осуществляется  в соответствии с нормативными документами, регламентирующими использование современной наукоемкой технологии БОС. Коррекционно-развивающие занятия обеспечены специальными программами и пособиями (учебно-методический комплекс).

Цель занятий - сформировать у детей диафрагмально-релаксационное дыхание с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), снятие стрессов и физиологического напряжения, интеллектуальной усталости, коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также развитие произвольности высших психических функций.

Индивидуальные занятия в образовательном учреждении по оздоровительной технологии осуществляет педагог-психолог в кабинете.

В начале работы все учащиеся проходят диагностику, необходимую для отслеживания динамики в ходе работы по программе. Диагностика включает в себя диагностику физиологического состояния (частота дыхательных движений, соотношение вдоха к выдоху, ДАС) и диагностику психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, работоспособность). На каждого учащегося заводятся «листы сопровождения учащегося, посещающего занятия по программе обучения навыкам диафрагмального дыхания», где после каждого сеанса фиксируются физиологические показатели, а также отслеживается динамика психоэмоционального состояния в ходе психофизиологического тренинга, в конце работы по программе в листе фиксируются выводы
При работе по программе «Волна» мы обучаем детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания и закрепляем этот навык. После тренировок у школьников нормализуется дыхательный и сердечный ритм.

По результатам итоговой диагностики наблюдается положительная динамика у обучающихся:

  • показатели СО (настроение, эмоциональное состояние (по цветовому тесту Люшера): положительная у 91%, отсутствует у 9%, отрицательная - о.;
  • показатели  работоспособности (по цветовому тесту Люшера): положительная у 65%, отсутствует у 10%, отрицательная - о.

Улучшились показатели коэффициента соотношения длительности вдоха и выдоха, снизились значения среднего пульса, что является показателем эффективности занятий.

По оценке учителей после курса занятий 85% обучающихся стали спокойнее,  65% - внимательнее на уроках, у 55% улучшилась академическая успеваемость.

По результатам опроса: 85%обучающихся, 100% родителей, 80% учителей считают, что оздоровительные тренинги по технологии «БОС» необходимы.

Таким образом, в результате работы по программе «Волна» в МБОУ г. Иркутска СОШ № 39 в 2017–2018 учебном году, на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики, по результатам опроса родителей и педагогов, можно сделать вывод об эффективности произошедших изменений у каждого подростка.

Все вышесказанное позволяет рекомендовать данный метод к внедрению в образовательных учреждениях г. Иркутска  и других регионах России.

Список литературы

  1. Волна. Методическое пособие по обучению диафрагмальному дыханию. НПФ «Амалтея», СПб 2003.
  2. Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей - СПб., 2008.
  3. А.Сметанкин. Дыхание по Сметанкину. ЗАО «Биосвязь», 2007.
  4. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: речь, 2004.
  5. Волна.Учебно-методические пособия «Техники здоровья» с конспектами информационно-практических занятий для работы с детьми разных возрастных групп. «Амалтея», СПб 2003.

13.08.2018